Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:48, реферат
Формирование представлений о будущем находилось в тесной связи с эволюцией научного знания о мире. Существует множество концепций и сценариев развития будущего человеческого будущего. Большая часть утопий посвящена проблемам будущего общества и относится к разряду социальных. Но некоторые из них затрагивают проблемы науки, техники, технических вопросов градостроительства, здравоохранения и т.д., лишь косвенно касаясь социальной стороны дела.
Введение
Будущее всегда имело очень специальное место в философии и, в общем, в людском разуме. Это поистине большое место, потому что люди нуждаются в предсказаниях того, что же с ними произойдет.
На самом деле, мы называем будущим ту особую силу, заставляющую человека прилагать множество усилий, чтобы жить не только сегодняшним днем, заботиться не только о детях (как это делают все животные), но и о внуках, строить здания на века, творить искусство, развивать науку и технику, исследовать вселенную – и просто часами мечтательно думать.
Формирование представлений о будущем находилось в тесной связи с эволюцией научного знания о мире. Существует множество концепций и сценариев развития будущего человеческого будущего. Большая часть утопий посвящена проблемам будущего общества и относится к разряду социальных. Но некоторые из них затрагивают проблемы науки, техники, технических вопросов градостроительства, здравоохранения и т.д., лишь косвенно касаясь социальной стороны дела.
Так или иначе, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает, и даже ели не рассматривать такие крайности как утопия или предсказания конца света, а только перечитать известные прогнозы будущего от грамотных ученых, великих людей своей эпохи, то, спустя время, и эти предсказания можно считать абсурдными. Но, тем не менее многое, что совсем недавно имело место лишь в воображении фантастов-писателей, теперь является неотъемным атрибутом жизни современного человека.
1.Что такое будущее?
Будущее — часть линии времени, множество событий, которые ещё не произошли,
но произойдут. Ввиду того, что события
характеризуются как временем, так и местом,
будущее занимает область пространственно–
Будущее всегда имело очень
специальное место в философии
Существуют две наиболее популярные и при этом противоположные точки зрения на тему будущего.
Теория первая. Наше будущее жестко предопределено, существует судьба, (карма, рок, фатум) и человек в ней ничего не в силах изменить. Жизнь человека похожа на движение поезда по рельсам с одной колеей, от рождения и до смерти все заложено в расписание этого поезда и единственное что можно, это крутить головой, наслаждаясь пейзажем.
Теория вторая. Человек сам хозяин своей судьбы и как хочет, так и строит свою жизнь. Существуют мириады альтернатив и любой выбор, делаемый человеком, способен открыть (или закрыть) брезжащие на горизонте перспективы. Высшие силы при этом или не существуют вовсе или неспособны внести в жизнь человека ничего без его согласия.
Но скорее всего, что и та и другая точка зрения не отражает настоящего положения вещей, а истина, как это часто происходит, находится посередине. Для иллюстрации, представьте такую ситуацию: вы выходите из дома, и замечаете, что идет дождь. Если проводить аналогию, то дождь это событие, которое вы изменить не в силах, он начнется и закончится тогда, когда придет его время. Но у вас есть выбор, взять с собой зонтик или нет, радостно побежать по лужам или потащиться, матерясь в пасмурное небо, проклиная холодную противную воду. Есть еще сотни вариантов того, как можно использовать свое право выбирать, единственное, что не получится – убрать дождь.
Если посмотреть на этот пример с точки зрения третей, например предсказания на картах, то есть силы, которые влияют на вашу жизнь независимо от ваших пожеланий и есть ваш выбор, какие действия совершать в предложенных обстоятельствах.
Есть еще множество
обстоятельств, которые приводят к
предопределенности будущего. Это, как
минимум, человеческие привычки и автоматизмы.
Большинство людей живет как
на «автопилоте», не осознавая, что
практически все их действия являются
повторением предыдущего опыта.
Ум человека не заинтересован в создании
нового и предпочитает превращать человеческую
жизнь в бег по знакомому и
оттого безопасному кругу. Ушел со старой
работы, пришел на новую, повторяешь на
ней привычные действия, отношения,
и через некоторое время
2.Концепция прогресса
Идея прогресса вошла в науку как секуляризированная версия христианской веры в провидение. В библейских чаяниях пророков нашел отражение образ будущего как священного, предопределенного и необратимого процесса развития человечества, ведомого Божественной волей. Но истоки этой идеи можно обнаружить значительно раньше, в древнегреческой философской традиции. Платон в «Законах» и Аристотель в «Политике» рассуждали о совершенствовании социально–политической организации, которая развивается от семьи и первобытной общины до греческого полиса (города–государства).
В средние века Р.Бэкон попытался использовать идею прогресса в области идей. Он предположил, что научные знания, накапливаясь с течением времени, все более совершенствуются и обогащаются. И в этом смысле каждое новое поколение в науке способно видеть лучше и дальше своих предшественников. Широко известны сегодня слова Бернарда из Шартра: современные ученые — это карлики, стоящие на плечах гигантов.
В Новое время движущие
силы прогресса стали искать в
естественной области. Согласно Г.Спенсеру,
прогресс в обществе, как и в
природе, подчиняется всеобщему
принципу эволюции — непрерывно возрастающей
сложности внутренней организации
и функционирования. Концепция прогресса
распространяется на развитие всеобщей
истории, внедряется в литературу и
искусство. Разнообразие социальных порядков
в разных цивилизациях стали объяснять
различными стадиями прогрессивного развития.
Была построена своеобразная «лестница
прогресса», на вершине которой находятся
самые развитые и цивилизованные
западные общества, а ниже, на разных
ступенях —другие культуры, в зависимости
от уровня их развития. Концепция прогресса
вестернизировалась, положив начало
европоцентризму и
Наконец, в Новейшее время
решающую роль в прогрессивном развитии
стали отводить человеку. Р.Нисбет,
обобщая представления о
Классики полагали, что такое движение будет продолжаться в настоящем и будущем, невзирая на случайные отклонения. Большинство из них было убеждено в том, что прогресс можно сохранить на всех уровнях, во всех основных структурах общества и в результате достичь для всех полного процветания. Речь шла о наиболее полной реализации таких ценностей, как свобода, равенство, социальная справедливость и экономическое изобилие. Классическая концепция опиралась на понятие необратимого линейного времени, где прогресс является положительно оцениваемой разницей между прошлым и настоящим или настоящим и будущим.
Среди критериев прогресса наиболее часто встречались: совершенствование религии (А.Блаженный, Ж.Бусе), рост научных знаний (Ж.Кондорсе, Дж.Вико, О.Конт), справедливость и равенство (Т.Мор, Т.Кампанелла, К.Маркс), рост индивидуальной свободы в совокупности с развитием морали (И.Кант, Э.Дюркгейм), господство над природой (Г.Спенсер), развитие техники, индустриализация, урбанизация (К.Сен–Симон).
Рубеж ХIХ–ХХ веков по праву
называют триумфом идеи прогресса, поскольку
в то время дух романтического
оптимизма сопровождал всеобщую
уверенность в том, что наука
и технология способны гарантировать
непрерывное улучшение
Концепция человеческого будущего в сознании цивилизаций, представляющих время в виде линии, проходящей из прошлого в будущее, тесно связана с понятием прогресса. Объективно, количественно измерить прогресс сложно. Измерение индустриального прогресса можно осуществить за счёт увеличения уровня энергопотребления. На этом основана шкала цивилизаций Кардашева.
В информационную эру мерилом
может быть быстрота микропроцессоров (см.
С развитием и совершенствованием оружия человечество получило в свои руки более мощные средства разрушения, при том, что в XX веке в первой, второй мировых войнах и других конфликтах пострадало свыше 100 млн человек и средства массового поражения существуют и продолжают разрабатываться, можно усомниться в том, что прогресс заключается лишь в развитии техники. Важнейшим фактором прогресса является человеческий потенциал.
В соответствии с концепцией Гуманизма (от лат. humanitas — человечность) — «в центре находится идея человека как высшей ценности по отношению к самому человеку и относительная в ряду других ценностей мира и общества», прогресс может также заключаться в распространении высоких моральных и нравственных норм.
Несмотря на переход от индустриальной эпохи к информационной, количество потребляемых ресурсов с каждым годом растёт. В связи с этим высказывается мнение, что колонизация космоса неизбежна, так как на планете Земля есть лишь ограниченное количество доступных ресурсов и мест для жизни.
Интеллектуальные поиски
сегодня идут в двух основных направлениях.
Первое определяет воцарившийся пессимизм,
рисующий мрачные образы дегенерации,
разрушения и упадка. Разочарование
в научно–технической рациональности
привело к распространению
В то же время начались активные поиски альтернативных концепций прогресса, способных дать человечеству позитивные ориентиры на будущее, избегая необоснованных иллюзий. Постмодернистские концепции прогресса прежде всего отвергли традиционные версии теории развития с ее детерминизмом, фатализмом и финализмом. Большинство из них выбрали другой, вероятностный подход к развитию общества и культуры. Р.Нисбет, И.Уоллерстайн, А.Этциони, М.Арчер, У.Бакли в своих теоретических концепциях трактуют прогресс как возможность достигнуть улучшения, которое с определенной вероятностью может наступить, но может оказаться и нереализованным.
Будущее также может мыслиться
как совокупность проектов, и речь
может и должна идти о его конструировании.
Концепция человеческого будущего в сознании
цивилизаций, представляющих время в виде
линии, проходящей из прошлого в будущее,
тесно связана с понятием прогресса. Но Земля имеет лишь ограниченное количество доступных
ресурсов и мест для жизни. Интеллектуальные
поиски сегодня идут в двух основных направлениях.
Разочарование в научно–технической
рациональности привело к распространению
иррационализма и мистицизма. В то же время
начались активные поиски альтернативных
концепций прогресса, способных дать человечеству
позитивные ориентиры на будущее, избегая
необоснованных иллюзий.
3.Прогнозирование и различные сценарии будущего
Формирование представлений о будущем находилось в тесной связи с эволюцией первобытной мифологии от примитивных мифов–сказок, фантастически истолковывавших наиболее простые явления природы, к мифам, объясняющим установление родовых нравов и обычаев, затем происхождение людей и мира в целом, а также судьбу умерших. На этой основе сформировались самые древние из существующих — религиозные концепции будущего.
Помимо сравнительно примитивных
концепций такого плана, которые
либо не дожили до наших дней, либо не
имеют значительного
а) сложившаяся в I тысячелетии
до н.э. и более развитая индуистско–буддистско–
б) сложившаяся в I тысячелетии
до н.э. — I тысячелетии н.э. и менее
развитая иудаистско–христианско–
В I тысячелетии до н.э. следом
за религиозными концепциями будущего
и в тесной связи с ними стали
развиваться утопические
Первые представления о лучшем будущем не в «ином мире», а на Земле, первые утопии возникли во второй половине I тысячелетия до н.э. в Древней Греции и в Китае, где уровень философской мысли был относительно высок, а религия не подавляла ее так сильно, как в Египте, Персии, Индии. Вопреки утверждениям ряда историков, буржуазных и тем более социалистических утопий тогда еще не появлялось. Утопии носили характер либо идеализации родового строя (Лао–цзы, Мо–цзы, Эвгемер, Ямбул), либо «рационализации» рабовладения (Конфуций, Платон), а позднее — феодализма (Шан Ян и др.).