Бытие и его сущность в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия.

Файлы: 1 файл

Бытие и его сущность в философии.docx

— 51.17 Кб (Скачать файл)

Бытие и его сущность в философии


 
 

С полным основанием можно  утверждать, что в философии нет  более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия.

В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Мы придерживаемся достаточно распространенной точки зрения на то, что:

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

Впервые понятие “бытие” как  специфическую категорию для  обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель  Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду,бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: “следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет”. Значительное внимание проблеме бытия уделял Платон, который своим творчеством внес существенный вклад в ее разработку. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. “То бытие, — спрашивает Платон, — существование которого мы выясняем в наших вопросах и ответах, — что же оно, всегда неизменно и одинаково или в разное время иное? Может ли равное само по себе, прекрасное само по себе, все вообще существующее само по себе, т.е. бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Или же любая из этих вещей, единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях ни малейшей перемены не принимает?” И отвечает: “Они должны быть неизменны и одинаковы...” Истинное бытие противопоставляется Платоном неподлинному бытию, под которым подразумеваются доступные человеческим чувствам вещи и явления. Чувственно воспринимаемые вещи есть ничто другое, как подобие, тень, всего-навсего отражающие совершенные образы — идеи.

Истинное бытие — это идея, это мысль всякой души, которая, подобно мысли бога, “питается разумом и чистым знанием” всегда, когда это ей подобает. “Поэтому она, когда видит сущее хотя бы время от времени, любуется им, питается созерцанием истины и блаженствует, пока небесный свод, описав круг, не перенесет ее опять на то же место. В своем круговом движении она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание, не то знание, которому свойственно возникновение, и не то, которое меняется в зависимости от изменений того, что мы теперь называем бытием, но то настоящее знание, что заключается в подлинном бытии”. В диалоге “Парменид” Платон более детально высказывается по поводу земного, производного бытия, которым у него выступает реальный, чувственно воспринимаемый мир. В нем, в отличие от истинного, можно сказать, небесного бытия, существует единое и многое, возникновение и гибель, развитие и покой. Сущность этого мира, его динамика характеризуются постоянным конфликтом небесного бытия и земного небытия, идеи и материи. В этом мире нет ничего вечного, неизменного, т.к. все подвержено возникновению, изменению и гибели. Существенный вклад в развитие учения о бытии вносит Аристотель. Основу всякого бытия, по Аристотелю, составляет первичная материя, которую однако трудно определить с помощью какой-либо категории, поскольку она в принципе не поддается идентификации. Вот одно из определений-объяснений первичной материи, которое дает Аристотель: “это — бытие, которое существует необходимо; и поскольку оно существует необходимо, тем самым (оно существует) хорошо, и в этом смысле является началом... существует некоторая сущность вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей: и вместе с тем показано и то, что у этой сущности не может быть никакой величины, но она не имеет частей и неделима..., но с другой стороны, (показано) также, что это — бытие, не подверженное (внешнему) воздействию и не доступное изменению”.

Хотя первая материя входит составной  частью во всякое бытие, тем не менее ее нельзя отождествлять с бытием или же считать одним из элементов реального бытия. И все же кое-какую определенность первая материя имеет, поскольку она включает в себя четыре элемента — огонь, воздух, воду и землю, которые путем различных комбинаций выступают своеобразным посредником между первой материей, непостижимой с помощью чувств, и реально существующим миром, который воспринимается и познается человеком. Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о бытии является его идея о том, что реальное бытие становится доступным для познания благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. По Аристотелю, потенциальное бытие, включающее в себя первую материю и четыре основных природных элемента, благодаря форме, образует реальное бытие и делает его доступным для познания. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы. Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки бытия. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы противоестественным полагать, что то, что мыслит не существует.

А поэтому умозаключение, выраженное словами “Я мыслю, следовательно, существую” является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее Я. Одновременно с этим Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом становится протяженность. Таким образом, движение и протяженность будут убедительными характеристиками материальности мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной. С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли (1685-1753). Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи — это лишь “комплексы наших ощущений”, которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, т.е. вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль. И хотя у Беркли проявляются тенденции к объективно-идеалистическому толкованию сущности бытия, в целом его трактовка этой проблемы носит субъективно-идеалистический характер. С позиций диалектического материализма трактуют проблему бытия основоположники философии марксизма Карл Маркс (1818 — 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 — 1895 гг.). Опираясь на материалистические традиции в толковании бытия, разработанные еще английскими и французскими философами-материалистами, марксизм понимает под бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания. Констатируя вечность бытия, марксизм вместе с тем признает начало, возникновение и конечность конкретных вещей и явлений. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую. Основоположники марксизма, в отличие от своих предшественников, выделили несколько уровней бытия и, в частности, природное бытие и общественное бытие. Под общественным бытием они понимают совокупность материальной и духовной деятельности людей, т.е. “производство самой материальной жизни”. В последующие годы, включая и XX столетие, принципиальных “прорывов” в толковании бытия практически не произошло.

В качестве примера можно привести понимание бытия одним из наиболее известных философов XX в. МартиномХайдеггером (1883 — 1976 гг.). Как философ-экзистенциалист Хайдеггер дает различные характеристики и толкования бытия, иной раз противоречивые и опровергающие ранее высказанные. Хотя немецкий мыслитель занимался этой проблемой практически всю свою жизнь, тем не менее у него нет академического определения бытия, а только дается характеристика, описание, выделение каких-то важных сторон, что, впрочем, соответствует экзистенциалистскому рассмотрению проблемы. Так, согласно Хайдеггеру: “Бытие — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее. Время — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное. О сущем мы говорим: оно есть. Вглядываясь в эту вещь, “бытие”, вглядываясь в эту вещь, “время”, сохраним осмотрительность. Будем говорить не: бытие есть, время есть, но: бытие имеет место и время имеет место”. И далее: “Бытие никак не вещь, соответственно оно не нечто временное, тем не менее в качестве присутствования оно все равно определяется временем. Время никак не вещь, соответственно оно не нечто сущее, но остается в своем протекании постоянным, само не будучи ничем временным наподобие существующего во времени.

Бытие и время взаимно  определяют друг друга, однако так, что  ни первое — бытие — нельзя рассматривать  как временное, ни второе — время  — как сущее”. Исходя из сказанного, по-видимому, не стоит удивляться тому, что на завершающем этапе своей  деятельности Хайдеггер приходит к  выводу о невозможности рационально  познать бытие.

 

 

Ввели Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель. Существует два подхода:

1.     проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос)

2.     в определение содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация знаний об объективно-чувственном мире – вечных, бестелесных идеях. Общее разграничение бытия и небытия.

Бытие — это фил. категория, кот. обозначает единство всего существующего (природа, общество, человек с его духовным миром).

Основные форма бытия:

Бытиё вещей включает в себя во-первых бытиё вещей, явлений, процессов «первой природы», и во-вторых бытиё произведённых человеком вещей «второй природы».

Бытиё человека включает в себя: 1) бытиё человека в мире вещей – это его существование  как «вещи среди вещей», связанное  общими для человека и вещей природы  законами; 2) специфически человеческое бытиё – это жизнедеятельность  человека во всей полноте её проявлений.

1.     Бытиё духовного (идеального): 1) Бытиё индивидуализированного духовного – это проявление сознания индивидуального человека (чувства, мысли, переживания), а также различные формы бессознательного (механизмы неосознанного психического контроля за состоянием своего тела и духовным равновесием); 2) Бытиё объектированного духовного – формы материализации духовных образований (представление о мире, боге, истине, добре, справедливости и т.д.).

2.     Бытиё социального: 1) Бытиё отдельного человека в обществе и истории – процессы социализации (вхождение в общество) и жизнедеятельности отдельного человека в обществе, в конкретную историческую эпоху, а также механизмы предопределённости его поведения и деятельности; 2) Бытиё общества – совокупность проявлений его жизнедеятельности как целостного механизма в единстве материально производственной и духовной сфер, движение сил и механизмов общественного исторического развития.

Материальное единство мира рассматривается в трёх аспектах: субстанциональном, атрибутивном, генетическом.

Для материи как  субстанции характерно качественное разнообразие, что связанно со взаимопревращением всех материальных вещей и процессов друг в друга. Но материя при этом сохраняется относительно количественного и качественного разнообразия.

Атрибутивное единство проявляется в сохранении в материи  таких атрибутов (свойств) как движение, развитие, пространство, время, отражение. Материя является основой единства всех атрибутивных свойств.

Генетическое единство мира связывается со всеобщностью развития материи, которое реализуется как саморазвитие.

Сущность диалектико-материалистической концепции материального единства мира:

—   мир материален по своей природе, существует вне человека и независимо от него;

—   мир представляет собой единое целое, которое складывается из множества разнокачественных и взаимосвязанных частей, элементов, материальных систем этого целого;

—   мир находится в постоянном движении и развитии, но материя при этом сохраняется. Источником движения и развития являются внутренние противоречия;

—   развитие представляет собой переход от простого к сложному, порождает качественно обособленные системы — неорганический мир, органический мир и общество;

—   материальное единство мира проявляется в наличии всеобщих свойств и закономерностей (законов и категорий диалектики).

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

Как и любая философская категория субстанция имеет множество «лиц», которые

меняются в зависимости от учения и исторического этапа. Спор философских

течений о сути субстанции и составляет философскую проблему рассмотренную в

данной работе. Для углубления в  данную проблему приведу базовые  определения

субстанции и основных течения имеющие разные взгляды на проблему субстанции.

Философский словарь 1972 г. издания  дает следующую картину проблемы в тонах

марксистско-ленинской идеологии, однако позволяющую получить представление о

состоянии вопроса.

VII.           ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ.

СУБСТАНЦИЯ  (лат. siibstantia — сущность) — материя в аспекте

внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений

природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная

категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное

и конкретное). В истории философии  первоначально субстанция понимается как

вещество, из которого состоят все  вещи. В дальнейшее, в поисках  основания всего

сущего, субстанцию начинают рассматривать  как особое обозначение бога

(схоластика), что ведет к дуализму души и тела. Последний - своеобразное

выражение несовместимости теологического и научного мышления. В новое время

наиболее остро проблема субстанции была поставлена Декартом. Преодоление

дуализма на путях материалистической философии осуществил Спиноза, который.

считая протяженность и мышление атрибутами единой телесной субстанцией,

рассматривал ее как причину  самой себя. Однако Спиноза не сумел обосновать

внутренней активности, «самодеятельности» субстанции. Эта задача была решена

(хотя и непоследовательно) в нем. классической философии. Уже Кант понимает

субстанцию как «то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить

все временные явления». Однако субстанция трактуется им субъективно, как

априорная форма мышления, синтезирующего опытные данные. Гегель определяет

субстанцию как целостность несущественных, изменяющихся. преходящих сторон

вещей, в которых она «открывается как их абсолютная отрицательность, т. е. как

абсолютная мощь и вместе с тем  как богатство всякого содержания»,

«существенную ступень в процессе развития идеи» (человеческого познания),

«основу всякого дальнейшего подлинного развития». С этим связано понимание

субстанции одновременно и как  субъекта, т. е. как активного самопорождающего и

саморазвивающегося начала. Вместе с тем субстанция рассматривается  Гегелем

идеалистически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи.

Марксистская философия критически перерабатывает эти идеи с точки зрения

материализма. субстанция понимается здесь как материя и одновременно как

«субъект» всех своих изменений, т. е. активная причина всех собственных

формообразований, а потому она  не нуждается в извне привходящей  деятельности

особого, отличного от нее «субъекта» (бога, духа. идеи, «я», сознания,

экзистенции и т. д.). В понятии субстанции материя отражена не в аспекте ее

противоположности сознанию, а со стороны внутреннего единства всех форм ее

движения, всех различий и противоположностей, включая и противоположность  бытия

и сознания. Анти-субстанциалистская позиция в философии отстаивается

Информация о работе Бытие и его сущность в философии