Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:16, реферат
Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуется понятием покоя, о котором можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Впервые формы движения выделил Ф. Энгельс.
Истина – это соответствие наших знаний объективной действительности, которое устанавливается общественно-исторической практикой. Наиболее известная концепция истины – концепция соответствия знания действительности, или классическая теория истины. Идущая от Платона, Аристотеля. А затем разработанная Гегелем, Фейербахом и др. Для нее характерен гносеологический оптимизм, уверенность в том, что человек в состоянии осуществить адекватное воспроизведение действительности в форме знания.
Основу диалектико-
Критерием истинности является практика. Практика – уникальный процесс, который обеспечивает контроль за истинностью наших знаний. В практике решается вопрос о соотношения знания и реальности.
Понятие науки.
Наука - это система социально организованной познавательной деятельности, направленной на производство новых знаний о мире и осуществляющей на основе этого опережающее отражение действительности.
Принято выделять следующие группы научных дисциплин:
- естественные и технические науки;
-логико-математические науки;
- социальные науки;
- гуманитарные науки.
Научное знание как результат и цель научно-познавательной деятельности отличается такими специфическими характеристиками, как истинность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов.
Эволюция науки:
Формы научного знания. К формам научного знания относятся: проблема (задача), гипотеза, факт, теория.
Структура научного знания. В структуре научного знания можно выделить два уровня – эмпирический и теоретический, которым соответствуют. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются друг от друга по предмету, средствам и методам исследования.
Различие по предмету исследования заключается в том, что если эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними, то на уровне теоретического исследования происходит выделение сущностных связей в чистом виде.
Различие эмпирического и теоретического уровней по средствам: если эмпирическое исследование основывается на непосредственном практическом взаимодействии ученого с изучаемым объектом, то теоретическое исследование предполагает опосредованное изучение объекта путем логического, а не реального эксперимента.
Человек.
Философское понимание человека. Классической трактовкой человека в философии является триадичная модель, в которой он выступает в единстве трех измерений – тела, души, духа. Тело, связанное с природными основаниями человеческого бытия, выступает в то же время как продукт социокультурной эволюции. Несмотря на отрицание, атеистически ориентированными мыслителями такого компонента человека, как душа, все же существует философская традиция, связывающая с душой ряд проблем, в том числе и при рассмотрении бессознательного. В понятии «дух» содержится характеристика не столько индивидуального, сколько сущностно-родового, социального, всеобщего, духовного в человеке, воплощенного в мире человеческой культуры, ее идеалах, ценностях.
Индивид, индивидуальность, личность. Данные категории используются для описания различных ипостасей человеческого бытия.
Понятие «индивид» (от лат. individum – неделимый) связано с отдельно взятым представителем человеческого рода, общества, народа, т.е. даже принципиально неразложимого компонента бытия социума.
Термин «индивидуальность» выражает уникальное своеобразие человека, его предназначения, судьбы, характера, отличие от других представителей человеческого рода.
Личность – понятие, в котором отражаются социально-культурные характеристики человека как носителя индивидуального «Я», его самосознания, интересов, устремлений, целостных, устойчивых свойств и качеств.
Представление о человеке в истории философии. В истории философской мысли складывались разные образы человека.
У Демокрита человек – часть космоса, единого «порядка» и «строя» природы, микрокосм, символ Вселенной.
Аристотель определяет человека как живое существо, наделенное духом. Разумом и способностью к общественной жизни.
Декарт в разуме человека видит его специфическую особенность: «Мыслю, следовательно, существую».
Б. Франклин рассматривает человека как животное, производящее орудия.
В классической немецкой философии человек выступает как субъект духовной деятельности, созидающий мир культуры, как носитель общечеловеческого сознания и всеобщего начала – абсолютного духа, разума.
И. Кант видит в человеке существо, принадлежащее различным мирам – природной необходимости и нравственной свободы.
В центре философского учения Л. Фейербаха человек, понимаемый как венец природы, как гармоничное единство Я и Ты.
Известны и весьма оригинальные с точки зрения художественной выразительности определения человека. Ф. Рабле, например, назвал человека животным, которое смеется.
У Ф. Ницше главное в человеке – не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.
Марксистская трактовка
Множество образов человека выражается определенными метафорами: animal rational (рациональное животное, Дэвидсон), animal symbokicum (символическое животное, Кассирер), homo ludens (человек играющий, Хейзенг), homo picots (человек рисующий, Х. Йонас), homo viator (человек – путник, Марсель), homo faber (человек умелый), homo insiens (человек неумелый, Ортега-и-Гассет) и др.
Концепции антропогенеза. Можно выделить несколько концепций антропогенеза: креационистская, естественно-эволюционная, уфологическая, трудовая конц., (Энгельс).
Креационистская (от лат creatio – творение, создание) модель происхождения мира и человека. Согласно этой модели человек является результатом божественного творения, образом и подобием Бога, наиболее совершенным и уникальным созданием на Земле. Человек, как свидетельствует Библия, единственный, кто обладает бессмертной душой и свободной волей, адресат божественных заповедей.
В становлении эволюционной концепции антропогенеза заметную роль сыграли работы Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876).
Считается, что около 5-8 млн. лет назад возникли первые гуманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Они обладали рядом признаков (прямо хождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга), которые в последующем получили развитие, обеспечив биологические основания антропогенеза. Сущностной характеристикой человека и определяющим фактором антропогенеза ставится труд, закрепляющий и развивающий эти факторы. В качестве причины этих процессов Энгельс называет глобальное изменение климата и похолодание, в результате которых предки человека вынуждены, были спуститься с деревьев и обеспечить себе условия выживания. Труд стал не только биологической основой антропогенеза, но и источником человеческой социальности и культуры, способствовал последовательному изменению кровнородственной семьи, переходу от первобытного стада к обществу, проявлению первых оснований нравственности, права и закона, формированию культурных традиций и передачи их от поколения к поколению.
Уфологическая концепция, космическое происхождение человека, у которой пока еще нет фактической основы, и она имеет чисто гипотетическое значение.
Индивид - это человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого.
В настоящее время существует две концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция, однако, не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность человека. Сущностная концепция является более глубокой. Личность - это индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Поэтому личность есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Слово «характер», как правило, означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Личность - это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.
Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним духовным миром. У каждого конкретного человека всегда есть что-нибудь свое. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.
Ответственность - категория, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория поднимает философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий, а так же ставит более конкретные вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания. Ответственность рассматривается в связи с философской проблемой свободы.
Необходимость и свобода. Вопрос об отношениях свободы и необходимости извечен. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для достижения этой цели. Свобода, следовательно, не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Свобода воли - это способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношениях вещей. Каждое действие человека есть сплав свободы и необходимости. Таким образом, свобода личности в обществе заключается не в воображаемой независимости от законов, а в способности выбирать, принимать решения. Свобода присутствует в необходимости, т.е. необходимость реализуется только через свободу, в виде бесконечной цепи выбора в деятельности людей, которая, однажды начавшись, привела к данному общественному состоянию. Это означает, что в историческом процессе необходимость не только сознается, но и создается.
Социальная философия – раздел философии описывающий качественное своеобразие общества его отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуре, основные стратегии интерпретации существа в истории философской мысли, его цели. Общественные идеалы.
Предмет анализа социальной философии. Социальная философия – это философия общества, выявляющая его природу, специфику, структуру, механизмы функционирования и развития. Предметом анализа социальной философии являются проблемы социального (общественного) бытия, социальной онтологии.
Что такое общество?
Центральным понятием социальной философии является общество в различных его измерениях, выступающее в процессе философского исследования как социальное бытие.
В широком смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми складывающуюся в процессе его жизнедеятельности.
Латинское слово «socio» означает соединить, объединить. Организовывать совместный труд. Первоначально «общество» означало общность, союз, сотрудничество. Аристотель, имея в виду, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество, называл человека «политическим животным».
Общественное, социальное – все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, биологической основы. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становление человеческой личности невозможно вне общества, вне усвоения социального опыта, мира культуры и науки, общения и деятельности программ поведения.