Основные данные о работе
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
Рыльский |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
Философия |
Тема |
Бытие и сознание |
Фамилия |
Пашкова |
Имя |
Юлия |
Отчество |
Геннадьевна |
№ контракта |
1730011400202001 |
Основная часть
Бытие и сознание
Вопрос понимания бытия
и соотношение с сознанием
определяет решение основного вопроса
философии. Для рассмотрения этого
вопроса обратимся к истории
развития философии. Бытие является философской категорией,
обозначающей реальность, существующую
объективно, независимо от сознания, воли
и эмоций человека. Проблема трактовки
бытия и соотношения его с сознанием стоит
в центре философского мировоззрения.
Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным,
бытие налагает определенные ограничения
на его деятельность, заставляет соизмерять
с ним свои действия. Вместе с тем бытие
является источником и условием всех форм
жизнедеятельности человека. Бытие представляет
не только рамки, границы деятельности,
но и объект творчества человека, постоянно
изменяющего бытие, сферу возможностей,
которую человек в своей деятельности
превращает в действительность. Истолкование
бытия претерпело сложное развитие. Его
общей чертой является противоборство
материалистического и идеалистического
подходов. Первый из них толкует основания
бытия как материальные, второй – как
идеальные. Основные философские подходы
к пониманию бытия. Можно вычленить несколько
периодов в трактовке бытия. В ряде направлений
современной философии делается попытка
переосмыслить онтологический подход
к бытию, который исходит уже из анализа
человеческого существования. В истории
философии первую концепцию бытия дали
древнегреческие философы 6 – 4 веков до
нашей эры – досократики. Для них бытие
совпадает с материальным, неразрушимым
и совершенным космосом. Одни из них рассматривали
бытие как неизменное, единое, неподвижное,
тождественное себе. Таковыми были взгляды
древнегреческого философа Парменида.
Сущность его философской позиции заключается
в проведении принципиального различия
между мышлением и чувственностью, а соответственно
и между мыслимым миром и миром чувственно
познаваемым. Это было подлинным философским
открытием. Мышление и соответствующий
ему мыслимый, умопостигаемый мир есть,
прежде всего, «единое», которое Парменид
характеризовал как бытие, вечность и
неподвижность, однородность, неделимость
и законченность, противопоставляя его
становлению и кажущейся текучести. Для
богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует
только настоящее. Он дает одну из первых
формулировок идеи тождества бытия и мышления:
«мыслить и быть есть одно и то же», «одно
и то же мысль и то, на что мысль устремляется».
Такое бытие, по Пармениду, никогда не
может быть небытием, поскольку последнее
– это нечто слепое и непознаваемое; бытие
не может ни происходить из небытия, ни
каким-либо образом содержать его в себе.Вопреки
сложившемуся еще в древности мнению,
Парменид вовсе не отрицал чувственного
мира, а только доказывал, что для его философского
и научного осознания мало одной чувственности.
Считая критерием истины разум, он отвергал
ощущения из-за их неточности. Другие философы
древности рассматривали бытие как непрерывно
становящееся. Так, Гераклит сформулировал
ряд диалектических принципов бытия и
познания. Диалектика у Гераклита – концепция
непрерывного изменения, становления,
которое мыслится в пределах материального
космоса и в основном является круговоротом
вещественных стихий – огня, воздуха,
воды и земли. Здесь выступает у философа
знаменитый образ реки, в которую нельзя
войти дважды, поскольку в каждый момент
она все новая. Бытие фиксируется в отношении
к небытию, причем противопоставляются
бытие по истине, открываемое в философском
размышлении, и бытие по мнению, представляющее
собой лишь ложную, превратную поверхность
вещей. Аристотель выявляет типы бытия
в соответствии с типами суждений: «оно
есть». Но бытие им понимается как всеобщий
предикат, который относится ко всем категориям,
но не является родовым понятием. Аристотель
подверг критике учение Платона об идеях
и дал решение вопроса об отношении в бытии
общего и единичного. Единичное – то, что
существует только «где-либо» и «теперь»,
оно чувственно воспринимаемо. Общее –
то, что существует в любом месте и в любое
время («повсюду» и «всегда»), проявляясь
при определенных условиях в единичном,
через которое оно познается. Общее составляет
предмет науки и постигается умом. Основная
черта философского мировоззрения Декарта
– дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной»
субстанции. Человек есть реальная связь
бездушного и безжизненного телесного
механизма с душой, обладающей мышлением
и волей. Из всех способностей человеческой
души он выдвигал на первое место волю.
Декарт видел конечную задачу знания в
господстве человека над силами природы,
в открытии и изобретении технических
средств, в познании причин и действий,
в усовершенствовании самой природы человека.
Он ищет безусловно достоверное исходное
основоположение для всего знания и метод,
посредством которого возможно, опираясь
на это основоположение, построить столь
же достоверное здание всей науки. Исходный
пункт философских рассуждений Декарта
– сомнение в истинности общепризнанного
знания, охватывающее все виды знания.
Однако, сомнение есть не убеждение агностика,
а только предварительный методический
прием. Можно сомневаться в том, что существует
внешний мир, и даже в том, существует ли
мое тело. Но само мое сомнение, во всяком
случае, существует. Сомнение же есть один
из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку
я мыслю. Если, таким образом, сомнение
– достоверный факт, то оно существует
лишь, поскольку существует мышление,
поскольку существую я сам в качестве
мыслящего. Установка на рассмотрение
бытия как продукта деятельности духа
характерна и для философии конца XIX –
начала XX веков. При этом по-новому истолковывается
само бытие. Основная тенденция в развитии
представлений о бытие совпадает с тенденцией
развития научного знания, которое преодолевает
как натуралистически-объективистскую
трактовку бытия, так и субстанциальный
подход к нему. Это выражается, в частности,
в широком проникновении в научное мышление
таких категорий, как функция, отношение,
система и т. д. Это движение науки во многом
было подготовлено критикой представлений
о бытие как субстанции, осуществленной
в гносеологии, например, в работах немецкого
философа-неокантианца Э. Кассирера. В
сочинении «Бытие и время» он ставит вопрос
о смысле бытия, который, по его мнению,
оказался забытым традиционной европейской
философией. Пытаясь строить онтологию
на основе гуссерлевской феноменологии,
Хайдеггер хочет раскрыть смысл бытия
через рассмотрение человеческого бытия,
поскольку только человеку изначально
свойственно понимание бытия («открыто»
бытие). Основу человеческого существования
составляет его конечность, временность.
Поэтому время должно быть рассмотрено
как самая существенная характеристика
бытия. Хайдеггер стремится переосмыслить
европейскую философскую традицию, которая
рассматривала чистое бытие как нечто
вневременное. Причину такого «неподлинного»
понимания бытия виделась им в абсолютизации
одного из моментов времени - настоящего,
«вечного присутствия», когда подлинная
временность как бы распадается, превращаясь
в последовательный ряд моментов «теперь»,
в физическое время. Основным пороком
современной науки, как и европейского
миросозерцания вообще, Хайдеггер считает
отождествление бытия с сущим, с эмпирическим
миром вещей и явлений. Переживание временности
отождествляется у Хайдеггера с острым
чувством личности. Сосредоточенность
на будущем дает личности подлинное существование,
тогда как перевес настоящего приводит
к тому, что «мир вещей», мир повседневности
заслоняет от человека его конечность.
Бытие-в-мире, с одной стороны, раскрывается
через неотъемлемое от человека "деление"
- и это напоминает немецкую классическую
философию, в частности понятие "дело
- действие" у Фихте. Бытие-в-мире "светится",
по Хайдеггеру, через "делание", а
"делание" раскрывается через "заботу".
(Конечно, не следует путать заботу как
категорию философии с конкретными "тяготами",
"печалью", "жизненными заботами",
в философии экзистенциализма речь идет
об общей, "метафизической" заботе,
обеспокоенности миром, самим бытием.)
Итак, Dasein способно не только вопрошать
о бытии, но и заботиться о себе как бытии,
заботиться о бытии как таковом. И эти
моменты, действительно характеризуют
бытие человека в мире и очень важны, особенно
сегодня, когда именно забота человека
и человечества о бытии, о сохранении бытия
планеты, цивилизации, о сохранении природной
среды должна противостоять вырвавшимся
из-под контроля деструктивным тенденциям
человеческой жизни. Индивидуальное бытие
человека противоречиво: человек, в самом
деле, не может смотреть на мир иначе, чем
"сквозь призму" своего бытия, сознания,
знания, и в то же время способен - в чем
Хайдеггер нрав - "вопрошать" о бытии
как таковом. Не без оснований усматривая
в таком противоречии источник драматизма
человеческой жизни, феноменология и экзистенциализм,
особенно на начальных этапах их развития,
по существу, упускали из виду другое,
не менее, если не более важное обстоятельство.
Отдельные индивиды, не говоря уже о поколениях
людей, о человечестве в целом, исходят,
конечно, из своего "местоположения"
и из своего "времени", когда "устраиваются"
в мире. Но они не сделали бы ни одного
жизненно верного, эффективного шага,
если бы повседневно, ежечасно не выясняли,
каковы объективные свойства мира самого
но себе, его вещей и процессов. Поэтому
из того факта, что человек видит мир не
иначе, чем своими глазами, постигает его
не иначе, чем собственной мыслью, вовсе
не вытекает идеализм, как ошибочно полагают
экзистенциальные философы. Люди учатся
сопоставлять себя с миром, видеть свое
бытие как часть и продолжение бытия мира.
Они умеют судить о мире, осваивать его
не только по мерке своего вида, своего
сознания и действия, но и по мерке самих
вещей. Иначе они не смогли бы выжить в
этом мире и тем более не смогли бы "вопрошать"
о бытии как таковом. Не случайно М. Хайдеггер
в своих более поздних работах, пытаясь
преодолеть субъективизм и психологизм
ранней позиции, на первый план выдвигает
бытие как таковое. Сознание человека
возникло и развивалось в общественный
период его существования, и история становления
сознания не выходит, вероятно, за рамки
тех нескольких десятков тысяч лет, которые
мы относим к истории человеческого общества.
Главным условием возникновения и развития
человеческого сознания является совместная
продуктивная опосредованная речью орудийная
деятельность людей. Это такая деятельность,
которая требует кооперации, общения и
взаимодействия людей друг с другом. Она
предполагает создание такого продукта,
который всеми участниками совместной
деятельности сознается как цель их сотрудничества.
Особо важное значение для развития человеческого
сознания имеет продуктивный, творческий
характер человеческой деятельности.
Сознание предполагает осознание человеком
не только внешнего мира, но и самого себя,
своих ощущений, образов, представлений
и чувств. Образы, мысли, представления
и чувства людей материально воплощаются
в предметах их творческого труда и при
последующем восприятии этих предметов
именно как воплотивших в себе психологию
их творцов становятся осознанными. Существуют
различные историко-философские толкования
проблемы сознания. В зависимости от того,
какое мировоззрение было господствующим
в ту или иную эпоху менялось и понимание
сознания. В античности, при господствующем
космоцентрическом мировоззрении внимание
человека было всецело направлено на окружающий
мир. Сознание определялось как всеобщая
связь между разумом и объектом, которые
существуют независимо друг от друга.
В момент их встречи объект оставляет
след в поле разума, как печать оставляет
след на воске. Античный грек не сосредоточен
на своем внутреннем мире. Античная философия
открыла только одну сторону сознания
– направленность на объект. Сознание - высшая форма
отражения действительного мира; свойственная
только людям и связанная с речью функция
мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном
отражении действительности, в предварительном
мысленном построении действий и предвидении
их результатов, в разумном регулировании
и самоконтролировании поведения человека.
“Ядром” сознания, способом его существования
является знание. Сознание принадлежит
субъекту, человеку, а не окружающему миру.
Но содержанием сознания, содержанием
мыслей человека является этот мир, те
или иные его стороны, связи, законы. Поэтому
сознание можно охарактеризовать как
субъективный образ объективного мира.
Понятие “сознание” не однозначно. В
широком смысле слова под ним имеют в виду
психическое отражение действительности,
независимо от того, на каком уровне оно
осуществляется - биологическом или социальном,
чувственном или рациональном. Когда имеют
в виду сознание в этом широком смысле,
то тем самым подчеркивают его отношение
к материи без выявления специфики его
структурной организации. Политическое
сознание формируется с появлением классов,
государства и политики как сферы общественной
жизни, т.е. с возникновением политической
системы общества. В нем отражаются взаимоотношения
классов и социальных групп, их роль и
место в системе государственной власти,
а также отношений между нациями и государствами,
основой для единства этих связей являются
экономические отношения общества. Политическое
сознание в классовом обществе носит классовый
характер. Оно не может быть однородным,
ибо оно охватывает сферу отношений всех
классов и слоев к государству и правительству.
Философия ставит в центр своего внимания
как основной вопрос отношение материи
и сознания, а тем самым и проблему сознания.
Значение этой проблемы обнаруживается
уже в том, что вид, к которому принадлежим
мы, люди, обозначают как человек разумный.
Исходя из этого, можно с полным правом
сказать, что философский анализ сущности
сознания исключительно важен для правильного
понимания места и роли человека в мире.
Уже поэтому проблема сознания изначально
привлекала самое пристальное внимание
философов при выработке ими исходных
мировоззренческих и методологических
установок. В современных условиях углубленная
разработка философских вопросов сознания
диктуется к тому же развитием информатики
и компьютеризацией человеческой деятельности,
обострением ряда аспектов взаимодействия
человека и техники, техносферы и природы,
усложнением задач воспитания и развития
общения людей. Пожалуй, нет более сложного
вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание,
что такое разум, какова их природа, их
сущность. Сам этот феномен настолько
сложен, что его исследует целый ряд наук
- психология, логика, физиология высшей
нервной деятельности, психиатрия, кибернетика,
информатика и др. При этом рассмотрение
отдельных аспектов сознания как специфически
человеческой формы регуляции взаимодействия
человека с действительностью в рамках
различных дисциплин всегда опирается
на определенную философско-мировоззренческую
установку в подходе и сознанию. Это придает
решению вопроса о природе сознания с
философских позиций особый, дополнительный
смысл и значение.
Список использованных интернет-ресурсов
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную
используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
Библиофонд |
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=486287 |
2 |
Библиотека |
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ |
3 |
Википедия |
http://ru.wikipedia.org/wiki/ |
Нарушено ограничение шаблона
на количество страниц в структурноц
части. Значение в документе “8”
больше максимально допустимого
шаблоном значения “7”.