Case study

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

Задание № 2. Что означают в философии понятия «материальное» и «идеальное»? В чем смысл материалистического и идеалистического объяснений мира? Почему неизменным спутником материализма является атеизм? Что говорят материалисты о познании мира? Почему можно утверждать, что идеалистические воззрения близки к религиозным? Что говорят идеалисты о познании мира? Подумайте, какие вопросы вы могли бы адресовать философам-материалистам, на которые они затруднились бы ответить, и какие вопросы поставили бы в тупик идеалистических философов? В чем заключаются, на ваш взгляд, достоинства и недостатки материализма и идеализма?

Файлы: 1 файл

case study философия.docx

— 24.27 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им С.Ю. ВИТТЕ

 

 

 

 

Дисциплина «Философия»

Case Study

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет: Юридический факультет

Студента заочной формы  обучения

Группа № ЮЗДт 13.1/0-11

Ф.И.О. Шикалов Михаил Викторович

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

Задание № 2. Что означают в философии понятия «материальное» и «идеальное»? В чем смысл материалистического и идеалистического объяснений мира? Почему неизменным спутником материализма является атеизм? Что говорят материалисты о познании мира? Почему можно утверждать, что идеалистические воззрения близки к религиозным? Что говорят идеалисты о познании мира? Подумайте, какие вопросы вы могли бы адресовать философам-материалистам, на которые они затруднились бы ответить, и какие вопросы поставили бы в тупик идеалистических философов? В чем заключаются, на ваш взгляд, достоинства и недостатки материализма и идеализма?

Материальное в философии - это все, что воспринимается нашими органами чувств, а также, имеет физические качества или свойства. Материализм  говорит о том, что материя  ниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим  миром. Материя - это все. Материализм  утверждает, что из материи возникает  сознание, мысль. Мысль - это продукт  мозга, а мозг - это форма материи. Значит, материальное первично, а идеальное  вторично и существует только на базе материального, благодаря ему и после него.(Фейербах, Маркс, Энгельс).

Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Идеальное в философии - это все  то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Главным утверждением идеализма  является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё. Оно - первоначало мира, которое порождает, создает или  творит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом  с идеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания, благодаря ему и после него. (Платон, Гегель).

Неизменным спутником  материализма является атеизм, который  является философско-материалистическим учением. Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность  всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования  всего сверхъестественного, а с  другой, признает вечность  материального  мира, развитие природы и общества по своим собственным законам  и посредством отрицания сверхъестественных сил. Утверждает самоценность бытия мира и человека, ценность земной жизни как единственно возможной и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения.

Тем временем можно провести параллель между идеализмом и  религией. Философский идеализм говорит  о том, что сознание есть не только у человека, а вернее, «человеческое сознание» - это маленькая часть мирового Сознания. Здесь этот термин пишется с большой буквы, потому что он обозначает некое духовное, разумное начало, находящееся вне человека и не зависящее от него. Это мировое Сознание можно назвать божественным, то есть - Сознанием Бога, его так же можно назвать Мировым Разумом или Абсолютной Идеей (как это сделал немецкий философ XIX века Георг Гегель).

Интересующий меня вопрос, который я бы хотел адресовать философам-материалистам, заключается  в следующем: Всему, что мы видим, дала начало материя (исходя из материализма), сознание тоже произошло от неё. Следовательно, материя несёт в себе часть  сознания. Означает ли это, что материя обладает разумом?

К философам-идеалистам: Сознание не может на мой взгляд существовать без человека (одушевлённого существа). Человек также как и всё  нас окружающее, с точки зрения идеализма, есть материя. Как может  существовать сознание без материи?

Вообще, углубляясь в эти  понятия, можно задать общий вопрос обеим сторонам: «Что появилось первым: яйцо или курица?».

Достоинства материализма и  идеализма заключаются в том, что они исповедуют абсолютно  разные точки зрения и находятся  в постоянном усовершенствовании и  развитии. Недостатки же в том, что  не нужно беспрекословно следовать  одному, нужно принимать во внимание мнение других сторон.

Задание № 3. Что представляет собой философский дуализм как один из вариантов решения проблемы соотношения и взаимодействия материального и идеального, материи и сознания? Какова его основная идея? Какой вариант дуализма был предложен Аристотелем? Почему возможно утверждать, что его дуализм близок к идеализму? Какой вариант дуализма был предложен Декартом? В чем заключается главное затруднение дуалистического объяснения мира? Какая из трех точек зрения (материализм, идеализм, дуализм) представляется вам наиболее убедительной и почему?

Материализм и идеализм - это противоположные  друг другу философские воззрения. Все, что утверждает материализм, отрицается идеализмом и наоборот. Неудивительно, что в философии часто звучал вопрос - возможно ли как-то примирить  эти две крайности, найти какое-то среднее, компромиссное решение  проблемы. Вспомним, материализм объявляет  первопричиной мира материю, а идеализм - Сознание. А нельзя ли утверждать, что и материя и Сознание являются одновременно двумя равноценными первоначалами, что мироздание имеет как бы двойственную природу - одна его часть материальна, а другая идеальна?

Такое воззрение называется дуализмом  и говорит о том, что и материя, и Сознание существуют вечно и  параллельно друг другу, то есть - ни одно из них не может быть причиной или следствием другого. Каждое представляет собой полноценное мировое начало. Остается только выяснить, как они  взаимодействуют. Чаще всего, дуализм  представлял себе это взаимодействие в качестве контакта идеального с  материальным, в результате которого появляются все видимые нами предметы мира. Материя - это грандиозное строительное вещество, лишенное каких-либо очертаний, качеств или свойств, а идеальное  из этого бесформенного материала  создает конкретные вещи со всеми  их свойствами. По учению греческого философа Аристотеля, идеальные сущности, которые  он называет формами, являются как бы образцами или эталонами и  попадая в какой-нибудь бесформенный кусок материи, превращают его в  некую определенную вещь. Любой предмет  мира, говорит Аристотель, - это единство материи и формы, это часть  материи, приведенная с помощью  идеальной формы в нормальное состояние. Например, цветок, - это кусок  материи, преобразованный в нормальную видимую нами вещь идеальной сущностью - формой или образцом цветка, а лошадь - это часть материи, ставшая реальным животным благодаря вселившейся в нее форме лошади. В учении Аристотеля материю можно уподобить пластилину, из которого по различным образам или представлениям нашего сознания мы способны вылепить какие угодно предметы. Весь вопрос заключается в том, кто занимается этой мировой лепкой, кто или что разумно преобразует материю в многообразие конкретных вещей. Это делает, говорит Аристотель, мировой божественный Ум. Получается, что без него идеальные сущности - формы никогда не совместились бы со строительным материалом - материей, и нынешнего гармоничного, упорядоченного мироздания не было бы. Следовательно, в учении Аристотеля Ум занимает все же более высокое место и играет более важную роль, чем материя и формы. Но ведь он является абсолютно идеальным объектом: формой всех форм называет его Аристотель, а это значит, что аристотелевский дуализм очень близок к идеалистическому воззрению.

В философии был и другой вариант  дуализма, предложенный французским  философом XVII века Декартом, который  утверждал, что одновременно существуют два равноценных мировых начала - духовное и материальное. Основным свойством первого является мышление, а второго - протяженность. В мире есть и то, и другое, причем существуют эти два начала вечно, и ни одно из них не возвышается над другим. Однако на вопрос о том, откуда взялись  эти две субстанции, Декарт отвечает, что они созданы Богом, а это  значит, что его дуализм отчасти  также приближается к идеализму.

Как видим, основной проблемой дуализма, утверждающего равноценность и  параллельность противоположных мировых  начал - материального и идеального, был и остается вопрос об их происхождении. Если этих начал два, значит они созданы неким третьим. Что оно собой представляет? Если - нечто материальное, тогда дуализм превратится в материализм, а если - нечто идеальное, тогда он станет идеализмом, а если же - не то и не другое, тогда - что?

Таким образом, дуализм наиболее адекватная сторона философского мышления, так как он сочетает две разные точки зрения, стремясь к чему-то единому. Дуализм насыщен разнообразностью и глубиной мышления, что делает его более доступным и понятным для нас. Он является соединяющим звеном двух колец.

Задание № 4. Раскройте содержание и взаимосвязь основных понятий индийской философии: Брахман, атман, карма, сансара. Что обозначает понятие нирвана в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев? Прокомментируйте следующий фрагмент из Упанишад: «Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так знающий (мудрец), отрешенный от имени и облика, приходит к божественному Пуруше, что выше высокого».

В древнеиндийской религиозной  и философской литературе – духовный Абсолют, безличное духовное начало мира, из которого происходит все остальное. Конкретный проявленный мир возникает  из Брахмана и растворяется в нем. Он объективен, но лишен причинно-следственных характеристик и пространственно-временных координат. Постижим только высшей религиозной интуицией, непосредственным озарением, нелогическим усмотрением. Невыразим в ограниченной человеческой речи, способной отображать лишь частности, поэтому, даваемые ему определения являются апофатическими: он не то, не то и не это. Брахман – чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием: его внутренним различением и самосознанием является Атман, что позволяет строить высказывания типа «Атман равен Брахману», тоесть Атман выступает субъективным аспектом этого вечного и лишенного формы духовного начала. К фундаментальным качествам Брахмана принадлежит не только сознание, но и вечное блаженство. Также Брахман - это член высшей жреческой касты в Индии. В философской литературе термин «брахман», взятый в этом смысле, практически не употребляется, поэтому в словаре речь везде идет о Брахмане как о духовном Абсолюте.

Атман - это фундаментальное понятие  индийской философии, берущее начало в Ведах и характерное для  абсолютного большинства философских  школ. Означает всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душу. Противостоит Брахману как высшей объективной  духовной реальности и вместе с тем  тождественен ему. Атман – самосознание Брахмана, составляет глубинную суть человеческого «я», не сводится ни к  чувствам, ни к уму, но принадлежит  им. Это чистое сознание, не подверженное изменениям и тождественное для  всех существ и предметов. Атман  – во всем, все одушевляет, и потому человеку нет нужды искать бога вне  самого себя. Атман, существующий в  глубине нашего эмпирического «я», и есть Бог. Он – истина, он – помощник, он не подвержен никаким внешним  иллюзиям и порокам. Нужно искать в себе единого Бога и Единственную жизнь Вселенной. Нет «разных людей», «разных личностей», мы все – проявления Атмана, его внешнее раскрытие. Внутри человека и собаки, друга и врага находится все тоже вечное начало, и осознание нашего фундаментального единства есть путь к избавлению от страха и вражды.

Сансара – одно из базовых понятий индийской религии и философии, обозначающее процесс бесчисленных перерождений личности и души, приносящий им страдание. Идея Сансара о родственности всего живого и возможности перехода между его формами становится главенствующей в текстах Упанишад. Потенциальное завершение течения Сансара – состояние нирваны, находящейся вне Сансары и не связанной с ней какими-либо отношениями каузального типа. Достичь состояния нирваны способны только люди. Все остальные существа должны перед этим в них перевоплотиться. Смерть, согласно идее Сансара, не является антиподом жизни, являя собой лишь многократный переход к ее воспроизведению.

Нирвана же  – это состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману). В буддийской философии под нирваной понимают то непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно устраняются все факторы бытия, обусловливающие индивидуальное существование. Сторонники поздней махаяны понимают под нирваной не полное прекращение существования, а состояние святости, в котором искоренена злоба и перестал действовать закон кармы, и которое навечно стало благом для всех существ.

 «Как текущие реки исчезают  в море, теряя имя и облик,  так знающий (мудрец), отрешенный  от имени и облика, приходит  к божественному Пуруше, что выше  высокого».

На мой взгляд, данное высказывание несёт в себе глубокий смысл. Каждый может понять и истолковать его по-своему, опираясь на собственное, неповторимое мнение. С моей точки зрения, смысл высказывания лежит в том, что нужно лишиться чего-то ценного, обычного, близкого, чтобы обрести нечто особенное, более значимое. Как река бесконечно стремиться впасть в море, так и человек хочет достичь идеала в своём пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

1. Философия: конспект лекций: учебное пособие / В.О. Бернацкий ;

2. Философия: Учебник. 2-е издание, редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. 2001 год.

3. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. Автор: Фролов И. Т.; 2003 год.

4. Смирнов И.Н Титов В.Ф. Философия.


Информация о работе Case study