Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:26, контрольная работа
Задание № 2. Что означают в философии понятия «материальное» и «идеальное»? В чем смысл материалистического и идеалистического объяснений мира? Почему неизменным спутником материализма является атеизм? Что говорят материалисты о познании мира? Почему можно утверждать, что идеалистические воззрения близки к религиозным? Что говорят идеалисты о познании мира? Подумайте, какие вопросы вы могли бы адресовать философам-материалистам, на которые они затруднились бы ответить, и какие вопросы поставили бы в тупик идеалистических философов? В чем заключаются, на ваш взгляд, достоинства и недостатки материализма и идеализма?
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им С.Ю. ВИТТЕ
Дисциплина «Философия»
Case Study
Факультет: Юридический факультет
Студента заочной формы обучения
Группа № ЮЗДт 13.1/0-11
Ф.И.О. Шикалов Михаил Викторович
Москва 2013
Задание № 2. Что означают в философии понятия «материальное» и «идеальное»? В чем смысл материалистического и идеалистического объяснений мира? Почему неизменным спутником материализма является атеизм? Что говорят материалисты о познании мира? Почему можно утверждать, что идеалистические воззрения близки к религиозным? Что говорят идеалисты о познании мира? Подумайте, какие вопросы вы могли бы адресовать философам-материалистам, на которые они затруднились бы ответить, и какие вопросы поставили бы в тупик идеалистических философов? В чем заключаются, на ваш взгляд, достоинства и недостатки материализма и идеализма?
Материальное в философии - это все, что воспринимается нашими органами чувств, а также, имеет физические качества или свойства. Материализм говорит о том, что материя ниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром. Материя - это все. Материализм утверждает, что из материи возникает сознание, мысль. Мысль - это продукт мозга, а мозг - это форма материи. Значит, материальное первично, а идеальное вторично и существует только на базе материального, благодаря ему и после него.(Фейербах, Маркс, Энгельс).
Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Идеальное в философии - это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё. Оно - первоначало мира, которое порождает, создает или творит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом с идеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания, благодаря ему и после него. (Платон, Гегель).
Неизменным спутником
материализма является атеизм, который
является философско-материалистическим
учением. Атеизм, с одной стороны,
постулирует несостоятельность
всякой религии как фантастического,
искаженного отражения
Тем временем можно провести параллель между идеализмом и религией. Философский идеализм говорит о том, что сознание есть не только у человека, а вернее, «человеческое сознание» - это маленькая часть мирового Сознания. Здесь этот термин пишется с большой буквы, потому что он обозначает некое духовное, разумное начало, находящееся вне человека и не зависящее от него. Это мировое Сознание можно назвать божественным, то есть - Сознанием Бога, его так же можно назвать Мировым Разумом или Абсолютной Идеей (как это сделал немецкий философ XIX века Георг Гегель).
Интересующий меня вопрос, который я бы хотел адресовать философам-материалистам, заключается в следующем: Всему, что мы видим, дала начало материя (исходя из материализма), сознание тоже произошло от неё. Следовательно, материя несёт в себе часть сознания. Означает ли это, что материя обладает разумом?
К философам-идеалистам: Сознание не может на мой взгляд существовать без человека (одушевлённого существа). Человек также как и всё нас окружающее, с точки зрения идеализма, есть материя. Как может существовать сознание без материи?
Вообще, углубляясь в эти понятия, можно задать общий вопрос обеим сторонам: «Что появилось первым: яйцо или курица?».
Достоинства материализма и идеализма заключаются в том, что они исповедуют абсолютно разные точки зрения и находятся в постоянном усовершенствовании и развитии. Недостатки же в том, что не нужно беспрекословно следовать одному, нужно принимать во внимание мнение других сторон.
Задание № 3. Что представляет собой философский дуализм как один из вариантов решения проблемы соотношения и взаимодействия материального и идеального, материи и сознания? Какова его основная идея? Какой вариант дуализма был предложен Аристотелем? Почему возможно утверждать, что его дуализм близок к идеализму? Какой вариант дуализма был предложен Декартом? В чем заключается главное затруднение дуалистического объяснения мира? Какая из трех точек зрения (материализм, идеализм, дуализм) представляется вам наиболее убедительной и почему?
Материализм и идеализм - это противоположные друг другу философские воззрения. Все, что утверждает материализм, отрицается идеализмом и наоборот. Неудивительно, что в философии часто звучал вопрос - возможно ли как-то примирить эти две крайности, найти какое-то среднее, компромиссное решение проблемы. Вспомним, материализм объявляет первопричиной мира материю, а идеализм - Сознание. А нельзя ли утверждать, что и материя и Сознание являются одновременно двумя равноценными первоначалами, что мироздание имеет как бы двойственную природу - одна его часть материальна, а другая идеальна?
Такое воззрение называется дуализмом
и говорит о том, что и материя,
и Сознание существуют вечно и
параллельно друг другу, то есть - ни
одно из них не может быть причиной
или следствием другого. Каждое представляет
собой полноценное мировое
В философии был и другой вариант дуализма, предложенный французским философом XVII века Декартом, который утверждал, что одновременно существуют два равноценных мировых начала - духовное и материальное. Основным свойством первого является мышление, а второго - протяженность. В мире есть и то, и другое, причем существуют эти два начала вечно, и ни одно из них не возвышается над другим. Однако на вопрос о том, откуда взялись эти две субстанции, Декарт отвечает, что они созданы Богом, а это значит, что его дуализм отчасти также приближается к идеализму.
Как видим, основной проблемой дуализма, утверждающего равноценность и параллельность противоположных мировых начал - материального и идеального, был и остается вопрос об их происхождении. Если этих начал два, значит они созданы неким третьим. Что оно собой представляет? Если - нечто материальное, тогда дуализм превратится в материализм, а если - нечто идеальное, тогда он станет идеализмом, а если же - не то и не другое, тогда - что?
Таким образом, дуализм наиболее адекватная сторона философского мышления, так как он сочетает две разные точки зрения, стремясь к чему-то единому. Дуализм насыщен разнообразностью и глубиной мышления, что делает его более доступным и понятным для нас. Он является соединяющим звеном двух колец.
Задание № 4. Раскройте содержание и взаимосвязь основных понятий индийской философии: Брахман, атман, карма, сансара. Что обозначает понятие нирвана в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев? Прокомментируйте следующий фрагмент из Упанишад: «Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так знающий (мудрец), отрешенный от имени и облика, приходит к божественному Пуруше, что выше высокого».
В древнеиндийской религиозной
и философской литературе – духовный
Абсолют, безличное духовное начало
мира, из которого происходит все остальное.
Конкретный проявленный мир возникает
из Брахмана и растворяется в нем.
Он объективен, но лишен причинно-следственных
характеристик и
Атман - это фундаментальное понятие
индийской философии, берущее начало
в Ведах и характерное для
абсолютного большинства
Сансара – одно из базовых понятий индийской религии и философии, обозначающее процесс бесчисленных перерождений личности и души, приносящий им страдание. Идея Сансара о родственности всего живого и возможности перехода между его формами становится главенствующей в текстах Упанишад. Потенциальное завершение течения Сансара – состояние нирваны, находящейся вне Сансары и не связанной с ней какими-либо отношениями каузального типа. Достичь состояния нирваны способны только люди. Все остальные существа должны перед этим в них перевоплотиться. Смерть, согласно идее Сансара, не является антиподом жизни, являя собой лишь многократный переход к ее воспроизведению.
Нирвана же – это состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману). В буддийской философии под нирваной понимают то непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно устраняются все факторы бытия, обусловливающие индивидуальное существование. Сторонники поздней махаяны понимают под нирваной не полное прекращение существования, а состояние святости, в котором искоренена злоба и перестал действовать закон кармы, и которое навечно стало благом для всех существ.
«Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так знающий (мудрец), отрешенный от имени и облика, приходит к божественному Пуруше, что выше высокого».
На мой взгляд, данное высказывание несёт в себе глубокий смысл. Каждый может понять и истолковать его по-своему, опираясь на собственное, неповторимое мнение. С моей точки зрения, смысл высказывания лежит в том, что нужно лишиться чего-то ценного, обычного, близкого, чтобы обрести нечто особенное, более значимое. Как река бесконечно стремиться впасть в море, так и человек хочет достичь идеала в своём пути.
Список используемой литературы:
1. Философия: конспект лекций: учебное пособие / В.О. Бернацкий ;
2. Философия: Учебник. 2-е издание, редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. 2001 год.
3. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. Автор: Фролов И. Т.; 2003 год.
4. Смирнов И.Н Титов В.Ф. Философия.