Ценности и духовный мир человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 22:57, реферат

Описание работы

Очень многие философы того времени занимались проблемой духовного мира и ценностей человека.
Цель данного реферата
Всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности человека и его ценностей.

Содержание работы

1.Введение(с.3-4)
2.Основная часть
2.1Понятие духовного мира личности(с.5-6)
2.2.Процесс становления духовного мира личности(с.6-13)
2.3.Понятие и природа ценностей(с.14-15)
2.4.Теории ценностей в философии(с.15-18)
3.Заключение(с.19)
4.Список литературы(с.20)

Файлы: 1 файл

SZGMU_im.docx

— 43.15 Кб (Скачать файл)

Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремится к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания, в какой мере связаны они с гуманистическими целями.

В процессе жизнедеятельности у человека происходит непрерывное накопление, расширение и углубление знаний об окружающем мире, происходит не только отбор необходимых знаний, но и жизненных установок, определяющих характер осознания личностью своего места в мире и отношения к нему. Эти особенности духовного мира находят свое выражение в вере и убеждениях.

Вера - это чувственно-эмоциональное состояние психики, которое характеризуется следующими основными чертами.

Одной из главных черт является способность воспринимать знания как истинные, безотносительно к тому, являются они действительно истинными или ложными. Так, человек может поверить в ложь, приняв ее за истинное знание. В то же время, если истинное знание вызывает сомнение в своей истинности или признается как ложное, вера отсутствует. Вторым признаком веры следует считать то, что в ней знания, принятые как истинные, становятся для личности способом видения, понимания явлений действительности. На основе этих знаний человек определяет свое отношение к действительности, к другим людям, к собственной жизнедеятельности, осуществляет поступки и действия. Третий признак веры состоит в том, что жизненно значимые знания, принятые как истинные, превращаются в мировоззренческие установки, в жизненные ориентиры личности, определяющие характер ее поступков и действий. Четвертый признак веры заключается в том, что она представляет собой способность человека переживать желаемое и воображаемое как действительное, возможное и должное как сущее. Поэтому вера, как правило, предполагает оптимистическое отношение человека к миру. Она содержит в себе предположение о возможности достижения желаемого благополучного результата. Пятый признак веры состоит в том, что истинность знаний, принятых на веру, не получила своего подтверждения практикой, достаточной аргументацией. Человек, поверив во что-то, не знает так это в действительности или нет.

Все эти признаки взаимосвязаны. Их выделение целесообразно только с точки зрения более полного раскрытия содержания веры как особого феномена духовного мира и его роли в жизнедеятельности личности

Убеждение, как и вера, характеризуется признанием истинности воспринимаемых знаний, которые становятся способом понимания человеком явлений действительности, руководством к действию. Отличается убеждение от веры, прежде всего, тем что истинность воспринимаемых знаний подтверждается непосредственно практикой жизни, достаточной логической аргументацией, опирающейся на конкретные факты и теоретические обоснования. Кроме того, убеждение может быть связано с осознанием истинности и желаемого и нежелаемого.

Вера и убеждение играют важную роль в формировании мировоззрения личности. Под мировоззрением понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.

Роль мировоззрения в жизнедеятельности человека огромна, без него невозможно осуществление целеполагающей деятельности. Человек вообще невозможен без мировоззрения, пусть самого примитивного. Исходя из мировоззрения человек определяет смысл своей жизни, который является основным мировоззренческим вопросом, ядром мировоззрения, на его основе формируются ценности, идеалы и установки человека. В нем, таким образом, слиты воедино познавательный и ценностный аспекты. Мировоззрение формируется в результате приобретения и накопления знаний, а также само, исходя из ценностной ориентации субъекта, определяет качество и направленность познавательной деятельности человека. Оно фиксирует не просто знания, но и отношение субъекта к действительности и к другим людям, определяет выбор тех или иных средств деятельности, достижения поставленных целей.

Эта роль проявляется в трех основных аспектах: во-первых, они представляют собой предпосылки формирования мировоззрения. Без веры и убеждений мировоззрение, как целостное выражение духовного мира, практически невозможно; во-вторых, вера и убеждение представляют собой формы проявления, функционирования мировоззрения. Причем мировоззрение может формироваться преимущественно на вере или преимущественно на убеждениях. Роль веры и убеждений в мировоззрении может изменяться в процессе жизнедеятельности человека. Так, в детском и юношеском возрасте мировоззрение формируется преимущественно на вере. Со временем на первый план могут выступать убеждения. Однако бывает и так, что убеждения, сформировавшиеся в процессе воспитания и практической жизнедеятельности, в результате изменившихся обстоятельств подвергаются пересмотру. Истинность убеждений подрывается. Тогда убеждения уступают место вере, а может наступить и неверие, что, как правило, оказывает сильное влияние на психику человека. В-третьих, вера и убеждения выступают как результат реализации уже сложившихся мировоззренческих установок, их проверки на основе жизненного опыта.

Носителями того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом. Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный  опыт и формируется под влиянием  жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается  на достижения современной науки  и отражает научную картину  мира, результаты современного научного  познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Мировоззрение формируется на основе всех структурных элементов духовного мира личности и всего содержания общественного сознания, но не сводится к их сумме. Оно приобретает в духовном мире относительную самостоятельность и выступает по отношению к личности как своеобразный внутренний императив, регулятор, определяющий сам способ видения человеком мира и себя в нем.

Сердцевину мировоззрения составляет понимание человеком целей и смысла жизни, ориентирует его на деятельность, которая находит свое выражение в стремлении личности к достижению счастья, под которым следует понимать чувственно-эмоциональное состояние удовлетворенности от реализации или стремления к реализации понимаемых человеком целей и смысла жизни. Счастлив может быть каждый человек, безотносительно к тому, каков уровень его социальной зрелости, уровень интеллектуального развития, независимо от возраста, мировоззренческих установок, т.к достижение человеком счастья зависит, прежде всего, от того, в чем он видит смысл своего бытия.

Проходя проверку жизненным опытом, мировоззрение трансформируется в жизненную позицию личности. Жизненная позиция представляет собой основанную на мировоззренческих установках и на жизненном опыте готовность к действию. Позиция может быть активной и пассивной. Реализация жизненной позиции в деятельность осуществляется посредством воли, которая представляет собой способность человека сознательно мобилизовывать все физические и духовные силы, направлять свою жизнедеятельность на достижение целей. Формируясь в процессе становления духовного мира личности и жизненного опыта, она приобретает относительную самостоятельность и оказывает воздействие на сам процесс развития духовного мира, становится важным фактором самовоспитания, самосовершенствования, внутренней повелительной силой, направляющей жизнедеятельность личности в определенное русло.

 

 

2.3.Понятие и природа ценностей

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись отбытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Уже в античной философии имелись разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов, все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «человек есть мера всех вещей». Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым, в частности, относится человек, счастье, справедливость ит.д. Но вместе с темон утверждает иотносительный характер большинства ценностей, ибо разные веши кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние пека они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношения во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Впервые понятие «ценность» в специальном, узком смысле употребил И. Кант. Предпосылкой аксиологии у нею является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности — это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед чел о пеком; значимость тех или иных факторов для личности. Особое внимание Гегель уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связываются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, — духовно по своей природе».

 

2.4.Теории ценностей в философии

После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследовании сформировалось несколько типов теорий ценностей.

1. Натуралистический психологизм (представлен трудами Дж. Дьюи, 1859—1952) рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

2. Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, 1848— 1915; Г. Риккерт, 1863—1936). Здесь ценность — не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, — это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще, т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

3. Персонашстический онтологизм. Наиболее видный представитель этого направления М. Шеяер (1874- 1928) утверждал объективный характер ценностей. По em мнению, они образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Познание ценностей и их созерцание основано, в конечном счете, на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности — это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности. Пчелей ценностью является ценность «святого», идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Bcе ценности имеют поэтому свою основу в ценности божественной личности.

4. Социологическая концепция  ценностей. Основатель этой концепции М. Вебер. С его точки зрения, ценность—это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в разлитии общества.

В современном мире также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии.

4.Нравственные ценности.

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.

Первой ценностью является сам человек во всём многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от его возраста, пола, расы и нации, происхождения и т. п., возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества. Так, в буддизме равенство людей и признание их ценности происходило вследствие того, что всё рождённое обречено на страдание и должно преодолеть его и обрести нирвану.

Информация о работе Ценности и духовный мир человека