Ценности и их роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 21:07, реферат

Описание работы

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.

Файлы: 1 файл

Философия (реферат).docx

— 32.37 Кб (Скачать файл)

Ленинградский Государственный Университет  имени Пушкина

 

 

 

Реферат

по философии

на тему: «Ценности и их роль в жизни человека»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

 группы М-21-З

Зайцева Екатерина 

 

 

 

Москва 201

 

Введение

 

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой  зрелой личности, одним из центральных  личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние  на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют  внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают  на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет  уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку  набор ценностей, которые усваивает  индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных  социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых  обществом идеалах и ценностях  появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может  выступать в качестве ценностей  как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии  добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого  или запретного, справедливого и  несправедливого.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание  общества заключается в представлении  его как принадлежащего "к особому  классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем".

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная  программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации  сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: "Упорядоченность достигается  ограничением разнообразия возможных  состояний элементов системы  за счет установления зависимости одних  элементов от других. В этом отношении  культура подобна биологическим  и техническим программирующим  устройствам".

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны  с социокультурным контекстом и  могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного  поля. Именно в этом смысле можно  рассматривать ценности как структурные  инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику  конкретной культуры как арсенала эффективных  адаптивных стратегий, но и особенности  ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как "мир воплощенных ценностей", различая ценности-средства и ценности-цели.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения  к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное  избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

«Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для  удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в  качестве нормы, цели и идеала».

Ценностный мир каждого  человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые  являются практически стержневыми  в любой сфере деятельности. К  ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в  нормальном обществе серьезное беспокойство.

Ценность относится к  числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых  особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может  выступать в качестве ценностей  как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии  добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого  или запретного, справедливого и  несправедливого.

Ценность как понятие  определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта  или его качественных характеристик".

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить  на две большие группы: на материальные и духовные:

- к материальным ценностям  мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду,  дом, игрушки, косметику, музыкальные  инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор,  телефон, мебель, спортивные принадлежности;

- к духовным: активно-деятельную  жизнь, жизненную мудрость, жизнь,  семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту,  милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование,  здоровье, знания.

Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и  они зависят от того времени в  котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей  и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности в отличии  от материальных мы не всегда можем  увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через  свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать  красивые поступки. Таким образом, это  более высокие ценности, которые  являются общечеловеческими и значимы  во все времена.

Философия ценностей

В философии проблема ценностей  рассматривается в неразрывной  связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности  созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек  формирует свои ценности, постоянно  разрушает противоречия между сложившимся  миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ценностях и  их классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения  реальности, как потребности и  интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений  и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления  о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих  ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для  них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение  в конечном счете ориентировано  на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим  знаком достижения конкретной цели, связанной  с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько  эволюционных типов развития мировоззрения  сообществ: мифологическое сознание, религиозное  сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более  чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней  формы общественного сознания и  хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: "На роль ведущей формы мировоззрения  в наступающей исторической эпохе  с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание". Ценности в  рамках ценностного сознания как  новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают  все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно  необходимы коммуникация и поиск  продуктивных компромиссов между представителями  этих разных мировоззрений… Понятие  ценностного сознания не сводится к  сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание - основанная на ценностях  форма мировоззрения, которая удовлетворяет  установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который  он изначально направлен, не висит в  воздухе. Он укоренен в аффективной  жизни психики не в меньшей  степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами - родителями. С  начальных ступеней онтогенеза они  вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в  них порядок, необходимый для  всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается  от необходимости в такой поддержке  и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет - человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного  социума. Такова аксиологическая основа прогресса.

Структура ценностей человека - характер и ранговый порядок его  верований, влечений, стремлений - отражает конституцию самой натуры (природы) человека, качество "человеческого  материала", т.е. то, каков человек  есть, а не то, каким он себя осознает или желал бы видеть. Ценностное мироотношение - это не феномен или  структура сознания, а жизненно-бытийное, т.е. онтологическое отношение, связывающее  человека с реальным миром, в котором  он живет.

Прямая дорога к главным  нравственным и ценностным решениям, к верному самоопределению, к "правильности" идет через самого человека, через  познание им своей природы, своих  особенностей, через открытие им правды о самом себе. Чем глубже он познает  свою природу, желания своего внутреннего "Я", свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем отчетливее он осознает, что  на самом деле доставляет ему радость, тем легче, естественнее, автоматичнее, эпифеноменальнее будет решена им проблема нравственного выбора.

Ценности в  литературе

Современное поколение никогда  не должно забывать о том богатстве, которое оставили нам наши предки. Мудрость наших предков отражена в произведениях устного народного  творчества. В простом коротком изречении  они могли точно, лаконично сказать  о каком-либо предмете, или явлении. Что же ценили наши предки? Вот, к  примеру, пословицы, в которых говорится  о жизненных общечеловеческих ценностях.

При солнышке тепло, при матери добро. Здесь говорится о материнской  любви, заботе, доброте;

Там где дружат, живут - не тужат. Начался разлад и друзьям  не рад. Здесь говорится о важности дружбы и взаимопонимании;

Где любовь, да совет там  и счастье, и свет, а где споры  да ссоры, там одни лишь раздоры. Здесь  говорится о значимости любви  и согласии между людьми.

Что такое любовь, доброта, дружба и каждый понимает значение этих ценностей по-своему, которое  не каждый может объяснить. Действительно, я согласна с Джоном Ивненом, который  сказал, что «дружба – это золотая  нить, связывающая всех живущих в  мире людей». Поражают слова Мартина  Кинга, для которого «любовь –  это единственная сила, способная  превратить любого врага в друга». Сегодня также значимы слова  Франка Кларка: «Настоящая щедрость –  делать что-нибудь хорошее тому, кто  никогда об этом не узнает». «Счастье всегда кажется маленьким, когда  ты его держишь в руках, но отпусти  его – и сразу поймешь, насколько  оно огромно и прекрасно» (М. Горький).

В нашем жестоком мире, где  столько лжи, несправедливости, насилия, наверно именно нашему современному поколению нужно наконец-то задуматься о том, что существуют такие ценности как милосердие, доброта, любовь, справедливость.

Ценности жизни  и культуры современной молодежи (социологическое исследование)

В.П. Тугаринов писал, что  в литературе, посвященной классификации  ценностей, существует их деление на ценности жизни и культуры. Различие между жизнью и культурой очевидно. Жизнь человеку дана природой, культура же создается людьми. Именно разработка теории ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного  характера: о смысле жизни, ее подлинных  и ложных ценностях, о жизненном  оптимизме, в чем состоит действительное счастье человека и т.д.

Информация о работе Ценности и их роль в жизни человека