Ценности и роль формирования молодежного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:40, реферат

Описание работы

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Содержание работы

Введение
1. Ценности: понятия, сущность, виды
2. Философия ценностей
3. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 15.01 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Ценности: понятия, сущность, виды

2. Философия ценностей

3. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)

Заключение

Библиографический список

 

Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

 

1. Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего "к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем".

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: "Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам".

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как "мир воплощенных ценностей", различая ценности-средства и ценности-цели.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

«Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценность как понятие определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик".

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

- к материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;

- к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

 

2. Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ценностях и их классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: "На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание". Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание - основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами - родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет - человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.

Структура ценностей человека - характер и ранговый порядок его верований, влечений, стремлений - отражает конституцию самой натуры (природы) человека, качество "человеческого материала", т.е. то, каков человек есть, а не то, каким он себя осознает или желал бы видеть. Ценностное мироотношение - это не феномен или структура сознания, а жизненно-бытийное, т.е. онтологическое отношение, связывающее человека с реальным миром, в котором он живет.

Прямая дорога к главным нравственным и ценностным решениям, к верному самоопределению, к "правильности" идет через самого человека, через познание им своей природы, своих особенностей, через открытие им правды о самом себе. Чем глубже он познает свою природу, желания своего внутреннего "Я", свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем отчетливее он осознает, что на самом деле доставляет ему радость, тем легче, естественнее, автоматичнее, эпифеноменальнее будет решена им проблема нравственного выбора.

 

3. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование)

В.П. Тугаринов писал, что в литературе, посвященной классификации ценностей, существует их деление на ценности жизни и культуры. Различие между жизнью и культурой очевидно. Жизнь человеку дана природой, культура же создается людьми. Именно разработка теории ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного характера: о смысле жизни, ее подлинных и ложных ценностях, о жизненном оптимизме, в чем состоит действительное счастье человека и т.д.

На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.

Очень важен для социологического исследования ценностного мира современной молодежи и исторический подход, анализ жизненных планов и установок, которыми руководствовались предшествующие поколения.

В каком отношении находятся эти ценности сегодня? Какие ценности разрушаются, а какие остаются? Как происходят и насколько предопределены эти процессы? Означает ли это, что рушится мир ценностей вообще, или речь идет о временных явлениях? Ради чего живут сегодня молодые люди в России?

Ответам на эти и другие вопросы посвящен наш исследовательский проект «Динамика ценностных ориентаций молодежи Росси ХХ века». Предметная сфера исследований была ограничена в первую очередь так называемыми фундаментальными ценностями, их отношением ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, которые в условиях «ломки ценностей», их переоценки остаются все же наиболее стабильными.

При этом основная часть изменений относилась к сферам семьи, образования и культуры, где эти фундаментальные ценности человеческого сознания присутствуют в наибольшей степени и являются, на наш взгляд, наиболее стабильными в условиях происходящих изменений.

Исследование ставит задачу, предполагая выявить:

• состав наиболее распространенных в сознании молодежи фундаментальных ценностей;

• иерархию этих ценностей (их положение на шкале более или менее значимых) в массовом сознании;

• структурные характеристики (природу, качество, отнесенность к различным типам) этих ценностей;

• динамические характеристики (способность к изменениям) ценностного мира будущих специалистов.

По завершении обработки полевой информации на ЭВМ в исследовании предполагалось получить:

• во-первых, линейное распределение всех ответов на вопросы анкет по массивам опрошенных в целом, а также по отдельным группам и регионам;

• во-вторых, состав и иерархию наиболее распространенных в сознании молодежи фундаментальных ценностей;

• в-третьих, выявить роль семьи в общей структуре ценностных ориентаций молодежи, ее терминальную и инструментальную ценность, особенности брачно-семейных установок и ценностей, характерных для молодежи, выделенных по полу, возрасту, и образованию;

• в-четвертых, выявить роль образования в формировании ценностей респондентов;

• в-пятых, замерить динамические характеристики ценностного мира молодежи разных десятилетий.

Социологические исследования проблем молодежи в современной России опираются на громадный исторический опыт, накопленный в 60-70-е годы.

В социологических исследованиях недопустим разрыв между теорией и эмпирией, необходим учет целого комплекса обстоятельств, особенностей ценностных ориентаций и образа жизни молодежи.

Информация о работе Ценности и роль формирования молодежного сознания