Среди группы высших ценностей
всегда особо выделяют: жизнь как ценность
(ценности жизни), здоровье как ценность
и свободу как ценность.
Жизнь относится к наивысшим
ценностям потому, что вне жизни человека
вообще нет и не может быть ценностей.
Для индивида жизнь выступает как самая
высокая ценность, благо безотносительно
к чему бы то ни было. В свою очередь, ценность
жизни является своеобразным фундаментом
и вершиной для всех других ценностей.
В зависимости от понимания ценности жизни
будут формироваться также отношения
между людьми и общества к человеку.
Если в первом случае ценность
жизни рассматривается в индивидуальном
аспекте, то во втором — в социальном аспекте,
т. е. здесь значимость жизни определяется
не для самого индивида, а для общества.
Вопрос о том, является ли сам
человек ценностью, имеет две стороны:
- в чем для него состоит ценность
другого человека и человека вообще?
- в чем ценность его собственной
жизни?
Не вдаваясь в подробности,
отметим, что ответ на эти вопросы не может
быть однозначным. Дело в том, что интерес
индивида к другим людям зависит не только
от того, каковы люди, но и от того, каков
он сам. К этому следует добавить, что постановка
вопроса о ценности человеческой жизни
и самого человека находится в прямой
зависимости от исторических условий.
Например, в Средние века убийство феодалом
своего крепостного не считалось грехом
и не каралось. В настоящее же время право
на жизнь признано за каждым, и нет страны,
в которой бы убийство не каралось так
или иначе. Итак, человек — это особая,
абсолютная ценность. С его интересами
соотносятся все иные ценности.
Теперь о здоровье как ценности.
Здоровье — естественная, абсолютная
и непреходящая ценность, занимающая одну
из верхних ступеней в иерархической лестнице
ценностей9. От степени обладания здоровьем
зависит уровень удовлетворения практически
всех потребностей человека. Потребность
в здоровье имеет всеобщий характер, она
присуща как отдельным индивидам, так
и обществу в целом. В силу этого различают
индивидуальное (личное) здоровье и общественное
здоровье, или здоровье населения.
Состояние здоровья сказывается
на всех сферах жизни человека и общества.
Так, полнота и интенсивность жизни конкретного
человека находятся в непосредственной
зависимости от уровня его здоровья, его
«качественных» характеристик. В свою
очередь, здоровье населения оказывает
большое влияние на качество трудовых
ресурсов, производительность общественного
труда и тем самым на динамику экономического
развития общества.
Большое значение для человека
имеет свобода как ценность. Философское
понимание этой категории можно выразить
в следующем определении: свобода — это
способность человека действовать в соответствии
со своими интересами и целями, опираясь
на познание объективной необходимости.
Свобода всегда и всюду остается
величайшей ценностью. Как и в других случаях,
свобода становится ценностью, если человек
ее осознает. Там, где нет осознания ценности
свободы, осознания себя как равного с
другими людьми, там нет ни подлинной самооценки,
ни человеческого достоинства. Понимание
своей несвободы и осознание ценности
свободы наиболее полно проявляется в
период резких социальных трансформаций.
Свобода — право всех людей
в равной мере пользоваться достижениями
цивилизации и распоряжаться плодами
своего труда и своей судьбой10. Свобода есть выбор. И как каждый
выбор, осуществляемый сознательно, она
связана для личности с предпочтением
одной из альтернативных возможностей
и отказом от другой. А чтобы выбор не становился
ограничителем последующей деятельности
личности, она должна руководствоваться
важным правилом: всякий раз, делая выбор,
следует стремиться к тому, чтобы перспектива
последующих выборов не снижалась, а расширялась,
позволяя человеку выявлять свои новые
профессиональные, нравственные и интеллектуальные
потенции.
- Ценностные ориентации
и их социальная обусловленность
Итак, мы установили, что существует
большое многообразие ценностей, и произвели
их классификацию. Теперь необходимо выяснить,
все ли реальные ценности становятся фактором
человеческого сознания?
Безусловно, нет! Иногда это
происходит по объективным причинам, зависящим
от самого человека. Те ценности, которые
осознаются и переходят в убеждения индивида,
превращаются в ориентации, определяющие
образ его действий. Иначе говоря, осмысленные
ценности становятся ценностными ориентациями
личности.
Кратко рассмотрим проблему
ценностных ориентации личности. Данное
понятие было введено в научный лексикон
в 20-е годы XX в. социологами У. Томасом и
Ф. Знанецким, которые рассматривали ценностные
ориентации как социальную установку
личности, регулирующую ее поведение.
В качестве таковой ценностная ориентация
стала предметом исследований. Появилось
множество различных толкований. Мы будем
ориентироваться на следующее определение.
Ценностные ориентации — это
важнейшие элементы структуры личности,
закрепленные жизненным опытом индивида,
всей совокупностью его переживаний и
отделяющие значимое, существенное для
данного индивида от незначимого, несущественного.
Совокупность сложившихся,
устоявшихся ценностных ориентации образует
своего рода ось сознания, которая обеспечивает
устойчивость личности, преемственность
определенного вида поведения и деятельности,
выражающуюся в направленности его потребностей
и интересов. В силу этого ценностные ориентации
выступают важнейшим фактором, регулирующим,
детерминирующим мотивацию личности.
Развитые ценностные ориентации
— признак зрелости личности, показатель
меры ее социальности11. Важнейшими ценностными ориентациями
личности являются патриотизм, коллективизм,
гуманизм, творчество.
Устойчивая и непротиворечивая
совокупность ценностных ориентации определяет
такие качества личности, как ценность,
надежность, верность определенным принципам
и идеалам, способность к волевым усилиям
во имя этих идеалов и ценностей, активность
жизненной позиции, упорство в достижении
цели. Противоречивость в ценностных ориентациях
порождает непоследовательность в поведении.
Неразвитость ценностных ориентации —
признак инфантилизма (свойства детского
возраста), господства внешних стимулов
над внутренней структурой личности.
Заключение
Ценности занимают важнейшее
место в жизни человека и общества, но
не сами по себе, а лишь на фоне сложившейся
системы ценностных ориентации. Различные
философские эпохи и существовавшие в
них философские школы накладывали свой
отпечаток на понимание ценностей. Поворотным
моментом в развитии учения о ценностях
стала философия Иммануила Канта. Собственно
теория ценностей как научная система
философских знаний начала формироваться
во второй половине XIX в. Именно в этот
период было впервые дано философское
определение понятия ценности как значения
объекта Р. Лотце и Г. Когеном. В начале
XX в. для обозначения теории ценностей
французский философ П. Лапи ввел термин
«аксиология». Предметом аксиологии являются
ценности всех типов, их природа, связь
различных ценностей между собой, с социальными
и культурными факторами и структурой
личности. Ценности, согласно аксиологии,
— это определённая нормативная категория,
объемлющая все то, что может быть целью,
идеалом, предметом влечения, стремления,
интереса.
Все многообразие ценностей
можно классифицировать по трем основаниям:
по сферам общественной жизни, по субъектам,
по роли в жизни общества. В соответствии
с основными сферами общественной жизни
обычно различают три группы ценностей:
материальные, социально-политические
и духовные. В классификации ценностей
по субъектам различают ценности индивидуальные,
групповые и общечеловеческие. С точки
зрения той роли, которую ценности играют
в жизни общества и человека, их можно
разделить на три следующие группы: ценности,
имеющие второстепенное значение для
человека и общества, ценности повседневного
спроса и повседневного обихода и высшие
ценности.
Наивысшими ценностями для
человека являются: жизнь как ценность,
здоровье как ценность и свобода как ценность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия. Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.
- Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: «Питер», 2007.
- Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров
Л. В., Золотухина Е. В., Кохановский В. П. Философия: Учебное пособие
для высших учебных заведений (Издание
6-е, переработанное и дополненное). - Ростов
н/Д: "Феникс", 2003. - 576 с.
- Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д.,
Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.
- Зотов А.Ф. Философия: учебник.
– М.: Проспект, 2009.
- Философия: Учебник для вузов
/ Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма,
2005. — 928 с.
- http://studopedia.ru
1
Философия: Учебник для вузов / Под общ.
ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — С.
720
2 Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия.
Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С.409
3 Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия.
Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С. 411
4
Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия.
Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С. 413
5
Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия.
Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С. 413
6
Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия.
Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С. 414
7
Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия.
Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С. 415
8
Кохановский В. П. Философия: Учебное пособие
для высших учебных заведений. - Ростов
н/Д: "Феникс", 2003. – С. 349
9
Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия.
Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С. 421
10
Кохановский В. П. Философия: Учебное пособие
для высших учебных заведений. - Ростов
н/Д: "Феникс", 2003. – С. 344
11
Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия.
Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С. 422