Ценности в жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 12:45, реферат

Описание работы

Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

Файлы: 1 файл

Ценности. Реферат..docx

— 84.53 Кб (Скачать файл)

Среди группы высших ценностей всегда особо выделяют: жизнь как ценность (ценности жизни), здоровье как ценность и свободу как ценность.

Жизнь относится к наивысшим ценностям потому, что вне жизни человека вообще нет и не может быть ценностей. Для индивида жизнь выступает как самая высокая ценность, благо безотносительно к чему бы то ни было. В свою очередь, ценность жизни является своеобразным фундаментом и вершиной для всех других ценностей. В зависимости от понимания ценности жизни будут формироваться также отношения между людьми и общества к человеку.

Если в первом случае ценность жизни рассматривается в индивидуальном аспекте, то во втором — в социальном аспекте, т. е. здесь значимость жизни определяется не для самого индивида, а для общества.

Вопрос о том, является ли сам человек ценностью, имеет две стороны:

  1. в чем для него состоит ценность другого человека и человека вообще?
  2. в чем ценность его собственной жизни?

Не вдаваясь в подробности, отметим, что ответ на эти вопросы не может быть однозначным. Дело в том, что интерес индивида к другим людям зависит не только от того, каковы люди, но и от того, каков он сам. К этому следует добавить, что постановка вопроса о ценности человеческой жизни и самого человека находится в прямой зависимости от исторических условий. Например, в Средние века убийство феодалом своего крепостного не считалось грехом и не каралось. В настоящее же время право на жизнь признано за каждым, и нет страны, в которой бы убийство не каралось так или иначе. Итак, человек — это особая, абсолютная ценность. С его интересами соотносятся все иные ценности.

Теперь о здоровье как ценности. Здоровье — естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей9. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье имеет всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. В силу этого различают индивидуальное (личное) здоровье и общественное здоровье, или здоровье населения.

Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни человека и общества. Так, полнота и интенсивность жизни конкретного человека находятся в непосредственной зависимости от уровня его здоровья, его «качественных» характеристик. В свою очередь, здоровье населения оказывает большое влияние на качество трудовых ресурсов, производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества.

Большое значение для человека имеет свобода как ценность. Философское понимание этой категории можно выразить в следующем определении: свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Свобода всегда и всюду остается величайшей ценностью. Как и в других случаях, свобода становится ценностью, если человек ее осознает. Там, где нет осознания ценности свободы, осознания себя как равного с другими людьми, там нет ни подлинной самооценки, ни человеческого достоинства. Понимание своей несвободы и осознание ценности свободы наиболее полно проявляется в период резких социальных трансформаций.

Свобода — право всех людей в равной мере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой10. Свобода есть выбор. И как каждый выбор, осуществляемый сознательно, она связана для личности с предпочтением одной из альтернативных возможностей и отказом от другой. А чтобы выбор не становился ограничителем последующей деятельности личности, она должна руководствоваться важным правилом: всякий раз, делая выбор, следует стремиться к тому, чтобы перспектива последующих выборов не снижалась, а расширялась, позволяя человеку выявлять свои новые профессиональные, нравственные и интеллектуальные потенции.

 

 

  1. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность

Итак, мы установили, что существует большое многообразие ценностей, и произвели их классификацию. Теперь необходимо выяснить, все ли реальные ценности становятся фактором человеческого сознания?

Безусловно, нет! Иногда это происходит по объективным причинам, зависящим от самого человека. Те ценности, которые осознаются и переходят в убеждения индивида, превращаются в ориентации, определяющие образ его действий. Иначе говоря, осмысленные ценности становятся ценностными ориентациями личности.

Кратко рассмотрим проблему ценностных ориентации личности. Данное понятие было введено в научный лексикон в 20-е годы XX в. социологами У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ценностные ориентации как социальную установку личности, регулирующую ее поведение. В качестве таковой ценностная ориентация стала предметом исследований. Появилось множество различных толкований. Мы будем ориентироваться на следующее определение.

Ценностные ориентации — это важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного.

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного вида поведения и деятельности, выражающуюся в направленности его потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности.

Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности11. Важнейшими ценностными ориентациями личности являются патриотизм, коллективизм, гуманизм, творчество.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации определяет такие качества личности, как ценность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентации — признак инфантилизма (свойства детского возраста), господства внешних стимулов над внутренней структурой личности.

 

Заключение

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, но не сами по себе, а лишь на фоне сложившейся системы ценностных ориентации. Различные философские эпохи и существовавшие в них философские школы накладывали свой отпечаток на понимание ценностей. Поворотным моментом в развитии учения о ценностях стала философия Иммануила Канта. Собственно теория ценностей как научная система философских знаний начала формироваться во второй половине XIX в. Именно в этот период было впервые дано философское определение понятия ценности как значения объекта Р. Лотце и Г. Когеном. В начале XX в. для обозначения теории ценностей французский философ П. Лапи ввел термин «аксиология». Предметом аксиологии являются ценности всех типов, их природа, связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Ценности, согласно аксиологии, — это определённая нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса.

Все многообразие ценностей можно классифицировать по трем основаниям: по сферам общественной жизни, по субъектам, по роли в жизни общества. В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные. В классификации ценностей по субъектам различают ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие. С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы: ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества, ценности повседневного спроса и повседневного обихода и высшие ценности.

Наивысшими ценностями для человека являются: жизнь как ценность, здоровье как ценность и свобода как ценность.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия. Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.
  2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: «Питер», 2007.
  3. Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В., Кохановский В. П. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 576 с.
  4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.
  5. Зотов А.Ф. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2009.
  6. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.
  7. http://studopedia.ru

 

1 Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — С. 720

2 Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия. Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С.409

3 Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия. Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С. 411

4 Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия. Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С. 413

5 Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия. Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С. 413

6 Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия. Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С. 414

7 Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия. Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С. 415

8 Кохановский В. П. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. – С. 349

9 Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия. Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С. 421

10 Кохановский В. П. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. – С. 344

11 Данильян О.Г., Тараненко В.М. Д 18 Философия. Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005 – С. 422

 

 


Информация о работе Ценности в жизни человека и общества