Чань-буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:40, доклад

Описание работы

В Китае расцвет чань-буддизма приходится на время правления династии Тан (618-907). В это время первоначально относительно однородное учение после шестого патриарха Хуэйнэна разделилось на "пять домов и семь школ", дробление которых продолжалось и в дальнейшем. В это время жили такие прославленные наставники Дзен (Чань), как Мацу Даои, Байчжан Хуайхай, Хуанбо Сиюнь, Линьцзи Исюаньи и другие.
Познать истины чань-буддизма и принять его принципы было непросто, для этого требовалась специальная длительная подготовка. Подготовка и посвящение обычно начинались с парадоксов. Первым из них было решительное отрицание знаний, особенно книжных, канонических. Одна из основных доктрин чань гласила, что основанный на писаных догмах интеллектуальный анализ не проникает в сущность явления и не способствует успеху в постижении Истины. Зачем напрягать ум и тем более загружать его книжной мудростью, когда можно дать полный простор интуиции и самовыражению и полностью отринуть каноны и авторитеты?! Именно так следует понимать ставший хрестоматийным завет известного мастера чань-буддизма И-сюаня (IX в.).

Файлы: 1 файл

чань-буддизм.docx

— 38.74 Кб (Скачать файл)

      Чань-буддисты считают первоосновой мира Великую Пустоту, Небытие, Иллюзию. Видимый мир всегда в движении; невидимый, истинный мир - всегда в покое. Все в мире состоит из дхарм, нематериальных, невидимых элементов, вступающих в мгновенные комбинации, - неиссякаемых и непознаваемых. Поток дхарм формирует личность человека и реализует закон кармы, согласно которому бесконечная череда перерождений живого существа обусловлена его деяниями в предшествующих рождениях.

       Чань - это тренировка тела и духа во имя постижения высших истин. Лишенный поддержки и покровительства божественного провидения, человек в изменчивом мире должен полагаться лишь на собственные силы, знания и опыт. Совершенствование тела и предельное развитие физических способностей при занятиях ушу должно способствовать духовному очищению, ясности мысли, воспитанию гуманности, бесстрашия и решительности.

        Конечная цель практики Чань, как и в других мистических учениях Востока и Запада, определяется постижением самого себя и слиянием с Абсолютом.

      Достигнув посредством медитации или под действием внешнего стимула внезапного интуитивного Прозрения, человек не выпадает из реальной жизни, но лишь приобретает иное видение реальности, на высшем уровне. Осознав свое место в мире, постигнув единство всего сущего, относительность добра и зла, человек обретает душевное равновесие и покой, поколебать который не в силах никакие бури и грозы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Влияние Чань-буддизма на развитие китайской национальной культуры

 

      Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия. За это время он сильно изменился в процессе приспособления к китайской цивилизации. Однако он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно архитектуре Китая. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, а также пещерные комплексы, которые были созданы ещё в III-VI вв. И сейчас остаются ценнейшими памятниками китайской культуры, национальной гордостью Китая.

      Чаньские монастыри, к примеру “Юньлиньсы”, известный всему миру монастырь “Шаолиньсы” и ряд других, часто посещались художниками, которые находили в них уединение и тишину, так необходимые для творчества. Именно философия школы Чань открыла для китайской пейзажной живописи новые направления, сущностью которых являлась спонтанность мысли и ее моментальное воплощение в художественном образе. Отдельный штрих, сделанный рукой мастера, мог отражать все его видение картины природы, которую он изображает.

      Под влиянием чань-буддийских идей возникло и еще одно направление в китайском искусстве, которое находится на стыке каллиграфии и живописи. Художники-каллиграфы изображали тот или иной предмет каллиграфическим способом, т.е. внешне такое произведение выглядело как иероглиф написанный скорописью, однако на самом деле художник изображал какой-то объект посредством нескольких спонтанных штрихов. В XX веке эта форма получило название беспредметная или абстрактная каллиграфия (Аbstract Calligraphy). В Китае это направление не получило широкого развития, однако в Японии этот жанр по-прежнему пользуется популярностью.

           Современные художники, работающие в жанре китайской пейзажной живописи, не только используют этот принцип, но развивают и модернизируют его, учитывая эволюцию современного искусства.

 

 

5. Чань( Дзен)-буддизм и европейская культура ХХ века

        В XX в. благодаря усилиям, прежде всего, Д.Т. Судзуки (1870-1966) Дзен стал достоянием западной культуры. Многие западные философы, теологи, писатели, художники, психиатры, музыканты проявляли интерес к Дзен и пытались приспособить его идеи к собственному творчеству.

      В конце 50-х гг. ХХ в. дзен-буддизм охватил широкие круги интеллигенции и студенчество, а через десятилетие – мелкобуржуазные слои Западной Европы. Творческая интеллигенция связала с дзен-буддизмом надежды на духовное обновление, на получение полноты бытия, непосредственно свободы. Разнообразные течения битников и хиппи видели в нём идейное оправдание морального нигилизма, бытовой распущенности, полного неуважения к социальным обязанностям.

       Дзен-буддизм оказал сильнейшее воздействие на европейцев, прежде всего возможностью "мгновенного" достижения просветления и отсутствием продолжительных практик, направленных на самосовершенствование. Именно устремленность "внутрь" дзен-буддизма, интерпретированная европейским мировоззрением, легла в основу движения хиппи.

        Достаточно яркий отклик нашёл дзен-буддизм и в американской литературе. Джером Сэлинджер и Ричард Бах отмечают в Дзен непредвзятость и искренность восприятия, которой наделяют своих любимых персонажей. Оба писателя считали себя последователями Дзен, по крайней мере, на некоторых этапах своей жизни. Итак, забывая о том, что для дзен-буддизма реальность – это не только следствие, но и единое целое с субъектом, большинство западноевропейских и американских последователей дзен-буддизма ХХ века видят в нём средство противопоставить себя миру.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Подводя итоги и проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что философия Чань-буддизма глубока и оригинальна. Претерпев множество изменений и соединившись с китайской культурой, буддизм оказался в зависимости от местных историко-политических, социально-экономических и общекультурных реалий, но и сам произвел огромное влияние на развитие китайского общества.

           Разнообразные методы психотренинга и психической саморегуляции, составлявшие основу чаньской психокультуры, повышали общую соматическую и психическую приспособляемость человека, оказывали психотерапевтическое воздействие. Это способствовало расширению сферы влияния чаньской психокультуры, в результате чего эти чаньские традиции приобрели общекультурное значение и оказывали сильное влияние на всю культуру средневекового Китая, которое продолжает сказываться и по сей день.

           Чань-буддизм внес огромный позитивный вклад в различные сферы культуры дальневосточных народов, и прежде всего в психологию художественного творчества – поэтов, каллиграфов, мастеров монохромной живописи и т.д.

            Чань-буддизм многоцветен и бесконечно разнообразен, как сама жизнь человека. Просветление – всегда ожидаемое и все же вечно неожиданное – рождалось не только из долгих сеансов "сидячей медитации", но и из особого мистического опыта жизни. И при этом не важно, каким делом заниматься, важно – как, с каким внутренним переживанием, в каком состоянии сознания. Если это состояние найдено верно, тогда вся жизнь должна превратиться в произведение искусства, в вечное, виртуозное жизнетворчество.

 

 


Информация о работе Чань-буддизм