Человеческое достоинство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 15:49, реферат

Описание работы

Достоинство – это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления злобы, агрессии. Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это с тем, что существует два вида достоинства: личное и человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость. Достоинство- проявление самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе.

Файлы: 1 файл

Сочинение по филофисофии.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение на тему « Человеческое достоинство»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса 22 группы

Факультета биологии, географии и химии

Карпухина Екатерина Константиновна

Проверила: доцент ВАК, кандидат философских наук

Рычкова Людмила Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск.

2014.

Достоинство – это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку,  например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления злобы, агрессии. Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это с тем, что существует два вида достоинства: личное и человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость. Достоинство- проявление самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Оно тесно связано с совестью, честью, ответственностью. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не отступает от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных ситуациях. Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого достоинства, связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями. Человек, который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишен достоинства. Физическое насилие, притеснение, возмущает его. Личное достоинство - человеческое достоинство, в самом полном смысле этих слов. Социальная ценность индивидуальной свободы определяется тем, что это – одна из форм проявления человеческого достоинства, то есть признание личности высшей, ни с чем несравнимой ценностью. Основные примеры достоинства – это  искренность, храбрость, преданность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, доброжелательность, сильная воля и тому подобное.

Я считаю, что в наш время есть смысл говорить о человеческом достоинстве, так как в нашем черством, лживом мире еще есть храбрые, достойные люди, которые всегда могут помочь, если их просят о помощи или помочь, если их об этом не просят, когда они видят, что человеку плохо, тяжело. Всегда найдутся люди, которые могут помочь, если ты по – настоящему дорог человеку, то он в любой ситуации будет рядом, если у него есть чувство достоинства. Человек, обладающий качествами, определяющими человеческое достоинство не пройдет мимо, когда увидит,  что человеку тяжело какое – либо действие. Человеческое достоинство – это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, – прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду.  Хотелось бы привести несколько примеров из жизни и художественной литературы о человеческом достоинстве.

    В две  тысячи тринадцатом году в Крымске обычный парень, увидев резко прибывающую воду начал кричать, бегать по улицам, кидать камни на крыши и в окна, чтобы разбудить людей, чтобы те незамедлительно покидали свои дома и уходили, спасая себя и своих близких от наводнения. На надувном матраце парень спас шесть человек седьмую бабушку он спасти не успел, на окнах были решетки, а дверь уже была под водой. Он держал ее за руку, когда она захлебывалась. Он не бросил ее, не испугался и не убежал, он был с ней до последнего. (http://open.az/novosti/117353-tadzhikskijj-paren-spas-ljudejj-pri-navodnenii-v.html). Здесь в поступках данного подростка проявляется мужество, храбрость и многие другие качества. Он достоин славиться героем.

     В пьесе "Гроза" А.Н.Островский, на мой взгляд, показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам калиновцев, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с Калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, - проблема человеческого достоинства. Общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, двуличия; в своих усадьбах старшее поколение ругают домочатцев, а за забором изображают любезность, почтительность. Все люди в "Грозе", по мнению Н.А.Добролюбова, делятся на самодуров и "забитых людей". Самодуры - купчиха Кабанова и Дикой - властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать зависящих от них людей, постоянно терзают домашних выговорами. Для них не сущетвуетпонятия человеческого достоинства: они не считают подчиненных за людей. Кабаниха и Дикой - люди недостойные, неограниченные своей властью дома, душевно черствые люди, и жизнь их тусклая, наполненная бесконечными выговорами. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим, всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть, их не любят и не уважают, их только юоятся и ненавидят.  
    Постоянно унижаемая, некоторая молодежь потеряла чувство собственного достоинства, стала рабски покорна, никогда не спорющая, не возражающая, не имеющая собственного мнения. К таким относится Тихон, у которого с детства был подавлен характер матерью. Тихон жалок и ничтожен: его нельзя назвать личностью; пьянство заметило ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него чуждо.  
    Варвара и Борис - менее подавленные самодурной силой, у них больше свободы. Кабаниха не запрещает Варваре гулять("Гуляй, пока твое время не пришло, - ещё насидишься"), но даже если начинаются упрёки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не даст себя в обиду. Дикой публично ругает и оскорбляет Бориса, заставляя народ уважать его.  
    Этому миру противопоставлен образ Катерины - девушки из купеческой семьи, выросшей в религиозности, душевной гармонии и свободе. Выйдя замуж, она попадает в нгепривычную для себя среду, где ложь - основное средство добиться чего-либо. Кабанова унижает и оскорбляет катерину, делая ее жизнь невыносимой. катерина душевно ранимая девушка. жестокость Кабанихи больно ранят ее, унижая ее достоинство, но она терпит, не отвечая на оскорбления. Свобода девушки резко ограничивается ("Здесь всё как-то из-под неволи").  
    Никому из представителей Калиновского общества неизвестно чувство человеческого достоинства. Никто не может понять и оценить его в другом человеке. Мир города Калинова пытается унизить её, сделать своей частью, но человеческое достоинство - рожденное и неискоренимое качество, его нельзя отнять. Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя иного выхода, бросается в реку, обретя на небе долгожданный мир и покой.  
    Трагизм пьесы "Гроза" - в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет представления о человеческом достоинстве. (http://ilibrary.ru/text/994/index.html).

 В рассказе Шолохова "Судьба человека" через судьбу простого работяги была показана судьба всего народа, т.к. в годы  воины такая жизнь могла повторяться много раз. Главный новый прием – рассказ в рассказе. Главное художественное  открытие Шолохова – воспроизведение живого слова героя.

Главный герой рассказа Андрей Соколов выдержал все испытания судьбы, он был сильным по своей натуре. По началу его  жизнь была похожа на жизнь миллионов людей: жена, дети, работа. Жену свою он очень любил, и было за что, она была  действительно умной женщиной. Она не лезла ему под руку, когда он приходил домой с работы злой и уставший, она не  бранила его, когда он выпивал с друзьями, а он вскоре понял какая у него жена и не стал больше выпивать, а всю зарплаты  нес домой.

Дети тоже радовали его. Анатолий - старший сын участвовал в олимпиаде по математике, и о нем написали в центральной  газете. Андрей Соколов очень гордился сыном. Еще были у него две дочки, они тоже хорошо учились. И все бы ничего, но  началась война. Андрей во время войны был шофером, но воевал недолго – попал в плен.

Во время плена раскрываются главные черты характера нашего героя. Во-первых, сначала, когда немец отобрал у него  сапоги, а Андрей еще и отдал немцу свои портянки – и это должно расцениваться не как иначе, как жест презрения.

Во-вторых, бесконечно можно говорить о «поединке» Андрея Соколова с Мюллером. Эта ситуация может быть рассмотрена в  контексте сказочного сюжета борьбы добра и зла. Чтобы это утверждение не казалось диким, я могу назвать несколько  признаков сказочного сюжета. Первое это выбор героя. Герой, как и в сказке, выбирает путь погибели, который приносит ему  спасение. Второе это то как героя в разговоре называют Иваном.

Сказочный сюжет нужен Шолохову, чтобы показать столкновение темных и светлых сил и объяснить победу добра над злом. И,  возвращаясь к сцене разговора Мюллера с Андреем Соколовым, обратим внимание на очень важную деталь. Руки Мюллера  «трясутся от смеха». Фраза немного парадоксальная, не так ли? Руки трясутся обычно от страха, и это выдает внутреннее  состояние Мюллера, который боится Андрея Соколова.

Также хочется сказать обо всех врагах в этом рассказе. Почему о врагах, а не о немцах, потому что враги в данном  контексте должны рассматриваться не только как немцы, а еще и как наши русские предатели. Итак, первый немец, который  забрал сапоги у Андрея сравнивается с волчонком. Окружение Мюллера сравнивается со сворой собак. Немец, которого везет  Андрей в конце рассказа, описан как толстый боров. Крышнев предатель сравнивается с ползучим гадом. Враги в рассказе  показаны, как нелюди. Это относится и немцам и к предателям.

Андрей Соколов выдержал все, что приготовила ему судьба, но оказалось, что это еще не все испытания. Андрей получает  письмо, которое напрочь ломает его жизнь: его дом, где остались дети и жена находился возле аэродрома и в сорок втором  году немецким самолетом дом был взорван, и в тот момент там находились жена и дочки Андрея. Андрей Соколов приехал на то  место, где когда-то стоял его дом посмотрел на ямы, которая там осталась, и уехал. Одна надежда осталась у Андрея на  сына, которого не было в доме, когда упала бомба. Но судьба опять преподносит ему испытание, сына убивает немецкий  снайпер в день Победы.

Андрей остается совершенно один. Но живет он так недолго, он находит маленького мальчика-сироту, которого усыновляет и  это становится смыслом его жизни. Теперь только одно тревожит Андрея, после всего пережитого его часто беспокоит сердце,  и он боится умереть во сне и испугать своего сынишку. (http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00080901184773070971).

Итак, достоинство имеет две противоположных ипостаси – а) цена и б) бесценное, абсолютное, святое; и когда дело касается человека, достоинство – это, конечно же, только и исключительно святое. Нечего и говорить, что генерал в этом плане вполне равен рядовому, потому что оба прежде всего люди. Однако ничтожная идея «цены», достоинства относительного, постоянно вмешивается в наши представления о себе и других и уродует нашу мораль, а все более полное сознание бесценного, абсолютного достоинства каждого плюс соответствующее этому поведение – составляет наш первый и, кажется, по существу единственный долг.


Информация о работе Человеческое достоинство