Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:15, реферат
Человек, взятый в отдельности, а также рассматриваемый в родовой
и социальной совокупности, есть проблема. Именно поэтому, сколько людей, столько и проблем. Эта истина относится к числу вечных, чем не преминули воспользоваться разного рода диктатуры и мизантропы, исходившие из того, что раз нет человека, нет и связанных с его существованием проблем. И губили людей поодиночке и миллионами. А философы-гуманисты и романтики всех времён прославляли человека и человечность.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Постановка проблемы «Сущность человека»……………………………4
1.1Неразрывная связь человека с природой и обществом……………….9
2.Проблема «смысла жизни»………………………………………………..12
2.1Трактовка «смысла жизни» в различных философских школах….....16
3.Человек и его отношение к смерти………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………....26
Список литературы…………………………………
Кафедра гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
На тему:
Человек и его мир
Чебоксары 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Постановка проблемы
«Сущность человека»……………………………
1.1Неразрывная связь человека с природой и обществом……………….9
2.Проблема «смысла жизни»……………
2.1Трактовка «смысла жизни» в различных философских школах….....16
3.Человек и его отношение к смерти………………………………………..24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Человек, взятый в отдельности, а также рассматриваемый в родовой
и социальной совокупности, есть проблема. Именно поэтому, сколько людей, столько и проблем. Эта истина относится к числу вечных, чем не преминули воспользоваться разного рода диктатуры и мизантропы, исходившие из того, что раз нет человека, нет и связанных с его существованием проблем. И губили людей поодиночке и миллионами. А философы-гуманисты и романтики всех времён прославляли человека и человечность.
В человеке остаётся невероятно много скрытого, таинственного.
Он – головокружительной сложности кроссворд, загадка из загадок. Его
действия зачастую не поддаются рациональному истолкованию и адекватной оценке, по крайней мере, с помощью существующей теории и методологии.
Так кто же он, человек? В чём его сущность? Действительно ли она
непознаваема как “вещь в себе” (Кант) и универсальна как “мера всех вещей” (Протагор)? Что есть биологическая и социальная природа человека? Достижима ли гармония внутри человека и вне его?
1.Проблема сущности человека.
"Проблема человека
есть основная проблема
Человек - наиболее сложный
объект исследования. Определений этой
фундаментальной философской
Проблема человека оформляется в философии и культуре далеко не сразу.
Накопление философского
объема знаний, разработка инструментария
мышления, изменения в общественной
жизни обусловили переход от преимущественного
изучения природы к рассмотрению
человека. Возникает субъективистско-
Говоря об античной философии,
отметим еще и то, что, начиная
с Платона, дилемма души и тела
заостряется. Человек в философии
этого мыслителя выступает как
изначально дуальное существо: своим
телом он принадлежит суетному миру
природы, а своей разумной душой
ностальгирует об утерянных космической
гармонии и вечных идеях. Альтернативой
Платону в античности стал Аристотель,
который, в противоположность первому,
примирил человека не только с природным
миром, но и с самим собой, ориентировав
личность на достижения счастья в
конкретном эмпирическом опыте, а не
в космических странствиях
В христианской философии библейское представление о человеке как образе и подобии Бога, внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в образе Христа, следовательно, возможности внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати. Заостряется внимание на противоречивой связи в человеке души и тела, животного и божественного начал. Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с понятием "человек". Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животным и ангелом.
Плоть человека - арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека приобщиться к высшей сущности - Богу. Средневековая христианская философия, провозгласив человека "Образом и подобием Бога", впервые в истории философии и культуры утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной необходимости и судьбы.
Философия Ренессанса обосновала самодостаточную ценность человека и его земной жизни. Человек здесь актуализирован без непременной для средневекового мировоззрения соотнесенности с Богом. В своих творческих возможностях человек сам выступает как микротеос.
В философии Нового времени в соответствии с идеей Декарта "cogito ergo sum" ("я мыслю, следовательно, я существую") делается акцентировка самосознания и связанных с ней процессов индивидуализации личности. Одновременно человек теряет ренессансный универсализм и гармоничность, многообразие его способностей сводится к разуму, тело механизируется и подчиняется всеобщим естественным законам. Познание необходимости очерчивает границы человеческой свободы. Несмотря на особые полномочия разума, человек этого времени преимущественно представлен как пассивное начало, являющееся производным от внешних обстоятельств.
В мировоззренческом плане
философия обосновывает определенное
решение вопроса о месте
Субъективный идеализм замыкает человека в его внутреннем мире, отрывает от объективных основ бытия, сводит его жизнь к произвольному или условно-конвенциональному упорядочению комплекса ощущений.
Материализм исходит из примата объективной реальности и видит назначение человека в ее познании и преобразовании.
Объективный идеализм рассматривает человека как особое, самое главное творение Бога, предназначенное вернуть в его лоно отпавший от него и погрязший в грехе и раздорах материальный мир.
Дуализм постулирует двойственность человека, его параллельное существование в несводимых реальностях, которые И. Кант назвал «миром свободы». В первом случае человек подчиняется законам природы, живет как существо материальное, во втором - как существо идеальное, обладает абсолютной свободой выбора и за этот выбор несет полную ответственность. Нетрудно заметить, что во всех этих подходах содержатся как ошибки, так и (в той или иной мере) рациональное зерно.
Диалектический материализм в своей концепции человека синтезировал положительные моменты других философских учений, развил общую материалистическую идею детерминации человека объективной реальностью, показал единство его природной и социальной обусловленности. Эта концепция была дополнена развивающейся в рамках идеализма идеей человеческой активности, деятельности.
Труд, мышление и речь пред человека были в стадии возможностей и спасли его в той проблемной ситуации, в которой он оказался. Образно говоря, он был подготовленным к тому, чтобы взять в руки палку или камень, удлинить таким образом свои способности. Он увеличил свои возможности искусственным путем. Он не просто приспособился к природе, но перешел к ее преобразованию, к труду.
Примитивный "труд" имеет место и у животных: птицы вьют гнезда, бобры делают плотины, пчелы - соты, но все это делается по наследственно заданным программам. Бобры не могут освоить искусство пчел и наоборот. И лишь человек впервые начинает создавать не только вещи, но и их идеальные проекты, а также средства преобразования (технику), которые не даны ему от природы. Его трудовая деятельность и разум связаны неразрывно, одновременно появляются и затем постоянно совершенствуют друг друга: от создания каменного скребка до роботов и ЭВМ.
Коллективный труд, основанный
на применении искусственно созданных
орудий и необходимых знаний, распределение
его продуктов - все это изменяло
и характер человеческого общения.
Стадные животные потребляли природу,
приспосабливаясь к ней. Информация,
которой они обменивались (приближение
опасности, определение места в
иерархии и т.п.), стандартна и минимальна.
Люди же нуждаются в достаточно сложных
и постоянно развивающихся
Так появляется человек - существо, способное к труду, социально-детерминированному потреблению и общению на основе деятельности сознания, разумного отношения к действительности.
Жизнь людей, общества основана на стремлении человека стать человеком. В этом стремлении люди создают не стадо, а общество. В обществе мы находим социальное, а в человеке человеческое, и заменить одно другим нельзя. Между тем проблема биосоциального ориентирует нас на то, чтобы в обществе мы искали человеческое, в человеке - социальное.
В хорошем обществе не бывает плохих социальных качеств. Если же они встречаются, это значит, что не все в порядке в "Датском королевстве" и поэтому в нем действие людей, основанное на социальных качествах, дополняется действием людей, основанном на их личностных возможностях.
1.1 Неразрывная связь с природой и обществом.
В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная.
За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система.
В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически неповторимый организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов).
Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид HomoSapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу HomoSapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова. Становление человека происходит путём социализации новорождённого, то есть, если оперировать изложенными нами выше категориями, на основе биологической природы приобретать природу социальную.