Человек и его мир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:15, реферат

Описание работы

Человек, взятый в отдельности, а также рассматриваемый в родовой
и социальной совокупности, есть проблема. Именно поэтому, сколько людей, столько и проблем. Эта истина относится к числу вечных, чем не преминули воспользоваться разного рода диктатуры и мизантропы, исходившие из того, что раз нет человека, нет и связанных с его существованием проблем. И губили людей поодиночке и миллионами. А философы-гуманисты и романтики всех времён прославляли человека и человечность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1.Постановка проблемы «Сущность человека»……………………………4
1.1Неразрывная связь человека с природой и обществом……………….9
2.Проблема «смысла жизни»………………………………………………..12
2.1Трактовка «смысла жизни» в различных философских школах….....16
3.Человек и его отношение к смерти………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………....26
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 56.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

РЕФЕРАТ

 

 

На тему:

Человек и его мир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Постановка проблемы  «Сущность человека»……………………………4

1.1Неразрывная связь человека с природой и обществом……………….9

2.Проблема «смысла жизни»………………………………………………..12

2.1Трактовка «смысла жизни» в различных философских школах….....16

3.Человек и его отношение  к смерти………………………………………..24

Заключение…………………………………………………………………....26

Список литературы…………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Человек, взятый в отдельности, а также рассматриваемый  в  родовой

и социальной совокупности, есть проблема.  Именно  поэтому,  сколько  людей, столько и проблем. Эта истина относится к числу  вечных,  чем  не  преминули  воспользоваться разного рода диктатуры  и  мизантропы,  исходившие  из  того, что раз нет человека, нет  и  связанных  с  его  существованием  проблем.  И губили людей поодиночке и миллионами. А философы-гуманисты  и романтики  всех времён прославляли  человека и человечность.

 В человеке остаётся  невероятно  много  скрытого,  таинственного.

Он  –  головокружительной  сложности  кроссворд,  загадка  из  загадок.  Его

действия зачастую  не  поддаются  рациональному  истолкованию  и  адекватной оценке, по крайней  мере,  с  помощью  существующей  теории  и  методологии.

           Так кто же он, человек? В  чём его сущность? Действительно  ли  она

непознаваема как “вещь  в себе” (Кант) и универсальна как  “мера  всех  вещей” (Протагор)? Что  есть биологическая и  социальная  природа  человека?  Достижима  ли гармония внутри человека и вне  его?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Проблема сущности человека.

"Проблема человека  есть основная проблема философии.  Еще греки поняли, что человек  может начать философствовать  только с себя. Разгадка бытия  для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека  есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других  реальностей. Человек не есть  дробная часть мира, в нем заключена  цельная загадка и разгадка  мира". Эти слова Николая Бердяева  ни у кого не вызовут сомнений. Проблема человека - центральная  проблема во всей мировой философской  мысли. Человека изучают биология, медицина, психология, лингвистика  и другие науки, обращая внимание  на его частные проявления.

Человек - наиболее сложный  объект исследования. Определений этой фундаментальной философской категории  очень много, но ни одно из них не может быть признано окончательным. И если в "Философском энциклопедическом  словаре" (1983) читаем: "Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности культуры", то в "Новейшем философском словаре" (1999) такого однозначного определения нет, констатируется лишь тот факт, что «человек - фундаментальная  категория философии». Сложность  философского определения человека вполне объяснима. Во-первых, категорию "человек" невозможно однозначно подвести под более широкое родовое понятие (природа, Бог, общество), ведь человек - это всегда микрокосм, микротеос и микросоциум одновременно. Во-вторых, человек соединяет в себе множество противоположных начал (биологическое - социальное, душа - тело, природное - культурное и др.), которые не позволяют односторонне и категорично определить человека. В-третьих, к проблеме человека можно подходить с разных сторон, выбирая тот или иной метод исследования, ту или иную точку отсчета.

Проблема человека оформляется  в философии и культуре далеко не сразу.

Накопление философского объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения в общественной жизни обусловили переход от преимущественного  изучения природы к рассмотрению человека. Возникает субъективистско-антропологическая  тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты  и Сократ. В их философии человек  становится единственным бытием. Софист Горгий доказывает, что человек только в себе самом может найти истину. Эта идея была четко сформулирована и другим известным софистом Протагором: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют". Таким образом, можно констатировать, что именно со времен софистов и Сократа (который в начальный период своего творчества был их учеником) проблема человека становится одной из важнейших проблем философии.

Говоря об античной философии, отметим еще и то, что, начиная  с Платона, дилемма души и тела заостряется. Человек в философии  этого мыслителя выступает как  изначально дуальное существо: своим  телом он принадлежит суетному миру природы, а своей разумной душой  ностальгирует об утерянных космической  гармонии и вечных идеях. Альтернативой  Платону в античности стал Аристотель, который, в противоположность первому, примирил человека не только с природным  миром, но и с самим собой, ориентировав личность на достижения счастья в  конкретном эмпирическом опыте, а не в космических странствиях души. Вообще же образ человека в античной философии космоцентричен (человек рассматривался как микрокосм в гармонии духа и тела), в отличие от христианского средневекового мировоззрения, которое имеет в своей основе теоцентрическую модель человека.

В христианской философии  библейское представление о человеке как образе и подобии Бога, внутренне  раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы  в образе Христа, следовательно, возможности  внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати. Заостряется внимание на противоречивой связи в человеке души и тела, животного и божественного начал. Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с понятием "человек". Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животным и ангелом.

Плоть человека - арена низменных  страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека приобщиться к  высшей сущности - Богу. Средневековая  христианская философия, провозгласив человека "Образом и подобием Бога", впервые в истории философии  и культуры утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной  необходимости и судьбы.

Философия Ренессанса обосновала самодостаточную ценность человека и его земной жизни. Человек здесь  актуализирован без непременной  для средневекового мировоззрения  соотнесенности с Богом. В своих  творческих возможностях человек сам  выступает как микротеос.

В философии Нового времени  в соответствии с идеей Декарта "cogito ergo sum" ("я мыслю, следовательно, я существую") делается акцентировка самосознания и связанных с ней процессов индивидуализации личности. Одновременно человек теряет ренессансный универсализм и гармоничность, многообразие его способностей сводится к разуму, тело механизируется и подчиняется всеобщим естественным законам. Познание необходимости очерчивает границы человеческой свободы. Несмотря на особые полномочия разума, человек этого времени преимущественно представлен как пассивное начало, являющееся производным от внешних обстоятельств.

 

В мировоззренческом плане  философия обосновывает определенное решение вопроса о месте человека в мире, его предназначении, природе  и сущности. В методологическом плане  она создает оптимальную стратегию  комплексного изучения и совершенствования  человека.

Субъективный идеализм замыкает человека в его внутреннем мире, отрывает от объективных основ бытия, сводит его жизнь к произвольному или условно-конвенциональному упорядочению комплекса ощущений.

Материализм исходит из примата  объективной реальности и видит  назначение человека в ее познании и преобразовании.

Объективный идеализм рассматривает  человека как особое, самое главное  творение Бога, предназначенное вернуть  в его лоно отпавший от него и  погрязший в грехе и раздорах материальный мир.

Дуализм постулирует двойственность человека, его параллельное существование  в несводимых реальностях, которые  И. Кант назвал «миром свободы». В первом случае человек подчиняется законам  природы, живет как существо материальное, во втором - как существо идеальное, обладает абсолютной свободой выбора и за этот выбор несет полную ответственность. Нетрудно заметить, что во всех этих подходах содержатся как ошибки, так  и (в той или иной мере) рациональное зерно.

Диалектический материализм  в своей концепции человека синтезировал положительные моменты других философских  учений, развил общую материалистическую идею детерминации человека объективной реальностью, показал единство его природной и социальной обусловленности. Эта концепция была дополнена развивающейся в рамках идеализма идеей человеческой активности, деятельности.

Труд, мышление и речь пред человека были в стадии возможностей и спасли его в той проблемной ситуации, в которой он оказался. Образно говоря, он был подготовленным к тому, чтобы взять в руки палку или камень, удлинить таким образом свои способности. Он увеличил свои возможности искусственным путем. Он не просто приспособился к природе, но перешел к ее преобразованию, к труду.

Примитивный "труд" имеет  место и у животных: птицы вьют гнезда, бобры делают плотины, пчелы - соты, но все это делается по наследственно  заданным программам. Бобры не могут  освоить искусство пчел и наоборот. И лишь человек впервые начинает создавать не только вещи, но и их идеальные проекты, а также средства преобразования (технику), которые не даны ему от природы. Его трудовая деятельность и разум связаны неразрывно, одновременно появляются и затем постоянно совершенствуют друг друга: от создания каменного скребка до роботов и ЭВМ.

Коллективный труд, основанный на применении искусственно созданных  орудий и необходимых знаний, распределение  его продуктов - все это изменяло и характер человеческого общения. Стадные животные потребляли природу, приспосабливаясь к ней. Информация, которой они обменивались (приближение  опасности, определение места в  иерархии и т.п.), стандартна и минимальна. Люди же нуждаются в достаточно сложных  и постоянно развивающихся средствах  организации своей совершенствующейся совместной жизни. Их общение не запрограммировано  природой. Средством организации  совместных действий, хранения и передачи знаний, выражения норм общения (обычаев, норм морали и т.д.) становится язык.

Так появляется человек - существо, способное к труду, социально-детерминированному потреблению и общению на основе деятельности сознания, разумного отношения  к действительности.

Жизнь людей, общества основана на стремлении человека стать человеком. В этом стремлении люди создают не стадо, а общество. В обществе мы находим социальное, а в человеке человеческое, и заменить одно другим нельзя. Между тем проблема биосоциального ориентирует нас на то, чтобы в  обществе мы искали человеческое, в  человеке - социальное.

В хорошем обществе не бывает плохих социальных качеств. Если же они  встречаются, это значит, что не все  в порядке в "Датском королевстве" и поэтому в нем действие людей, основанное на социальных качествах, дополняется  действием людей, основанном на их личностных возможностях.

 

 

1.1 Неразрывная связь с  природой и обществом.

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа  социальная и Природа духовная.

За показателями биологического приспособления к природе человек  значительно уступает подавляющему большинству представителей животного  мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение  в конкурентной борьбе за существование  и сможет проживать только в узкой  географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность  ко многим заболеваниям, деградированная  иммунная система.

В биологической природе  человека генетически закладывается  общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним  из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически неповторимый организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов).

Биологическая природа - это  та единственная реальная основа, на которой  рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек  существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт  его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному  миру. И рождается человек только как животный вид HomoSapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу HomoSapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова. Становление человека происходит путём социализации новорождённого, то есть, если оперировать изложенными нами выше категориями, на основе биологической природы приобретать природу социальную.

Информация о работе Человек и его мир