Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 10:52, контрольная работа
Роль религии ощущается не только в экономике и спорте, но и в политической жизни государства. Практически во всех областях мы сталкиваемся с влиянием церкви на жизнь человека и общества в целом. Не имеет значение какую религию испытывает человек, будь то христианство, ислам или буддизм, самое главное знать о ней и верить в Бога. Именно религия есть "спасательный круг", ведущий нас из бездуховности, безнравственности, агрессивности по отношению друг к другу на путь милосердия, сочувствия, взаимопомощи по отношению друг к другу.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Человек и религия……………………………………………………………...4
1.1. Религия как феномен человеческой культуры....................................4
1.2. Эволюция религии: фетишизм, анимизм, политеизм, атеизм...........6
1.3. Мировые религии и их роль в истории................................................7
1.4. Религия и мораль..................................................................................12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы.......................................................................17
2. Ислам (араб., букв. — Покорность) - монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.
Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саун); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание — сунна. Основные направления — суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия — калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 вв. возникло мистическое течение — суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.
3. Буддизм - одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма).
В центре буддизма — учение
о «4 благородных истинах»: существуют
страдание, его причина, состояние
освобождения и путь к нему.
Страдание и освобождение —
субъективные состояния и однов
1.4. Религия и мораль.
Мораль и религия - наиболее древние peгуляторы отношений между людьми. Они возникли задолго до письменной истории человечества. Будучи составляющими духовной жизни, мораль и религия прошли длительный путь развития. Они взаимно влияли друг на друга и в различные культурно-исторические эпохи по-разному воздействовали на образ жизни людей и общества в целом.
Мораль – одна из самых древних форм человеческого сознания, так как она возникла вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает «относиться» к другому человеку, их отношения сразу же обретают ту или иную форму моральности или аморальности.
Каждый из вас уже по-своему понимает, что для него морально, а что аморально. Науку изучающую мораль – этика.
Мораль, начиная с греческой античности, понималась, как мера господства человека над самим, собой, показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он делает.
Надо признать, что характер воздействия
религии на нравственную жизнь человека
зависит от целого ряда факторов, от содержания самой религии (сравним, например, христианство
и религию Древней Греции, боги которой
особой моральностью не отличались), от
того, какие компоненты религии и в чьих
целях используются, от исторической эпохи,
культуры народа и т.д.
Сложный, противоречивый характер взаимодействия
религии и морали обусловлен и их спецификой,
их различиями (хотя иногда пытаются отождествить
религию и мораль). В чем они состоят? Прежде
всего, в том, что мораль представляет
собой путь к Добру, высшим нравственны"
ценностям, к нравственному совершенствованию.
А религия есть путь к Богу, скорее почитание
Бога. Эти два пути мог совпадать, а могут
и не совпадать. Вряд ли верующий будет
осуждать Авраама (библейский патриарх)
за то, что он готов был принести в жертву
своего сына. С точки зрения морали, этот
поступок совершенно недопустим.
В религиозном учении имеются специфические понятия, которые отсутствуют в моральном сознании (во всяком случае — сознании светском). Именно: рай и ад, грех (как нарушение заповеди Бога), покаяние пред Богом, искупление вины пред Богом и др. Кроме того, верующие испытывают специфические чувства — любовь к Богу, страх пред Богом, пред муками ада. Религия включает в себя культ (молитва, таинства, обряды), которые вызывают особые нравственные переживания. Наконец, религия имеет свою часто весьма развитую организацию.
Мораль же, считается, не имеет своих институтов, а опирается лишь на совесть и на общественное мнение.
Но между религией и моралью имеются не только различия, но и определенное сходство. Это выражается прежде всего в том, что религии, особенно современные, буквально пропитаны нравственной проблематикой, понятиями морального сознания (долг, стыд, совесть (сердце), справедливость, вина и т.д.). В конкурентной борьбе различные конфессии, обличают друг друга именно с позиции морали. К сожалению, лишь немногие религиозные проповедники отмечают тот факт, что религия не может существовать без морали. Ведь нравственные нормы, вытекающие из чувства стыда, жалости, благочестия суть безусловные выражения самого Добра...
Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что не только религиозная, но и нравственная жизнь основывается на вере. В первом случае — вера в Бога, во втором — вера в торжество Добра, Справедливости и т.д. Кроме того, и в морали, и в религии значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера. Без глубокого чувства невозможна полноценная религиозная жизнь. Точно так же и нравственные отношения трудно представить без разнообразных переживаний.
Сближает мораль и религию явное стремление к устойчивости своих исходных постулатов (консерватизм), а также назидательность: верь в Бога! — вещает священнослужитель; будь справедливым, честным! — призывает моралист.
Наконец, отметим, что отправной точкой и религиозного и морального сознания является отдельная человеческая личность.
Словом, и мораль, и религия принадлежат к миру ценностей, к тому миру, в котором действует не только и не столько разум, сколько чувства, вера, склонности и привязанности, не сухие "канцелярские" понятия, а образы.
Таким образом, между религией и моралью имеются не только различия, но и немало сходства. Более того, по мере исторического развития религиозное сознание еще больше "отягощается" нравственной проблематикой.
Заключение
Религию можно воспринимать как феномен, элемент или функцию человеческой культуры. В подобном контексте сама культура выступает как совокупность представлений людей об окружающем их мире - в котором они рождаются, воспитываются и живут. Культура, иными словами, - результат взаимодействия людей с той реальностью, в которой они физически пребывают. В отличие от этого религия может быть представлена как сумма опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности отдельного человека или сообществ людей относительно того, что мнится им реальностью более высокого порядка. Обычно человек воспринимает эту сакрализуемую им реальность как нечто приходящее к нему извне, как нечто ему открывающееся.
Роль религии в жизни современного общества:
- во-первых, религия, являясь мировоззрением, т. е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
- во-вторых (и это следствие первого) , религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
- в-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение) , смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу. )
- в-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.
- в-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но тот же самый фактор может приводить к разделению, к распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.
Влияние религии на жизнь общества связано с тем, что ее структуры так или иначе присутствуют во всех исторических событиях. Таким образом, изучив нормы морали и религии, нетрудно заметить, что в различных нравственно религиозных системах сложившихся в далеких друг от друга культурах представлены сходные нормы и правила нравственного поведения.
Работу выполнил:
студент группы
Список используемой литературы