Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:24, реферат
И я выбрала эту тему потому что, мне он интересен со всех сторон, как он помогает психологии и философии тоже разбираться в человеке, в его душе или по-другому - в его психике, как наше бессознательное влияет на сознание и наоборот, как наше сознание влияет на бессознательное. Каков же современный психоанализ… насколько он видоизменился… кто продолжал развитие психоанализа после Фрейда… Так же поразмышлять - что такое человек и кто он такой…
Об этом всем я и решила написать в своей работе, чтоб разобраться в идеях Фрейда и его последователей, в связи человека и современного психоанализа. Разобраться в взглядах философии на человека…
1.Введение 3
2. В поисках целостного учения о человеке 4
3. Человек – существо бессознательное 5
4. Что же Фрейд писал о сознании и бессознательном в своей работе…6
5. О современном психоанализе 8
6. Заключение 20
7. Список литературы 21
Содержание:
1.Введение
2. В поисках целостного учения о человеке
3. Человек – существо бессознательное
4. Что же Фрейд писал о сознании и бессознательном в своей работе…6
5. О современном психоанализе
6. Заключение
7. Список литературы
Введение
Психоанализ дал наукам очень многое, благодаря ему психология шагнула в свое время далеко вперед.
И я выбрала эту тему потому что, мне он интересен со всех сторон, как он помогает психологии и философии тоже разбираться в человеке, в его душе или по-другому - в его психике, как наше бессознательное влияет на сознание и наоборот, как наше сознание влияет на бессознательное. Каков же современный психоанализ… насколько он видоизменился… кто продолжал развитие психоанализа после Фрейда… Так же поразмышлять - что такое человек и кто он такой…
Об этом всем я и решила написать в своей работе, чтоб разобраться в идеях Фрейда и его последователей, в связи человека и современного психоанализа. Разобраться в взглядах философии на человека…
В поисках целостного учения о человеке
В философии не прекращаются попытки создания целостной концепции человека. Такое стремление похвально в том смысле, что, конечно же, необходимо объединять и обобщать все данные о человеке. Однако не следует полагать, что для этого нужна какая-то особая философия, принципиально отличная от тех философских систем, которые имеются. Каждая из них содержит в себе определенную философию человека. Вместе с тем просто-напросто не существует особой философии, которая была бы именно философией человека.
Человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека — это его внутренняя жизнь, но она символизируется в формах деятельности, в игре, труде. В итоге человек - существо общественное.
Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический — все это объединено каждой конкретной личностью. Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали.
Человеку не избежать бремени ответственности перед собой и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо развитая философская база.
Множество людей озабочено судьбой и природой человека, они размышляют, но часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без философии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными. Такова реальность.
Человек – существо бессознательное
Интерпретация природы человека, которая привлекает внимание в течение всего ХХ века. Речь идет о философии бессознательного, развитой австрийским врачом-психиатром и философом Зигмундом Фрейдом.
О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы, в том числе знакомые нам Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. Но лишь Фрейд сумел придать представлени-ям о бессознательном практическое значение, они позволяли ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Созданное им учение называют психоанализом.
Главная идея Фрейда была довольно простой: человек — существо эротическое. Глубинная сущность человека — сексуальное влечение — либидо (позднее Фрейд будет много рассуждать о двух главных инстинктах, инстинкте жизни — эросе и инстинкте смерти — танатосе). Это вле-чение приходит в конфликт с сознанием, вынужденным реагировать на окружающую социальную среду с ее многочисленными запретами. Сексуальные влечения вытесняются из сознания, они становятся бессознательными, проявляясь в сновидениях, в различного рода нерациональных действиях, в неврозах. Путь избавления от неврозов — это анализ психики, сначала обнаруживают бессознательное (это делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, если пациент способен на это, то бессознательное переводится в сознание. Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных неврозов. Однако никто и никогда не способен избавить человека от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек есть существо не сознательное, а бессознательное. Доминирует именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все согласны с ними.
Что же Фрейд писал о сознании и бессознательном в своей работе…
Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере частые, как и важные патологические процессы психической жизни и причислить их к научным явлениям. Повторяю еще раз другими словами: психоанализ не может считать сознательное сутью психики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать.
Для большинства
философски образованных людей идея
психики, которая к тому же и бессознательна,
настолько непонятна, что она
кажется им абсурдной и отвергается
простой логикой. Мне думается, что
причина этого заключается в
том, что они никогда не изучали
соответствующих феноменов
Мы, пришли к
термину или понятию о
В дальнейшем
течении психоаналитической работы
выясняется, что и эти подразделения
недостаточны и практически
Значение характера неосознанности для нас уменьшается. Он становится многозначным качеством, не допускающим широких и исключительных выводов, в целях которых мы бы его охотно использовали. Однако мы должны остерегаться небрежного к нему отношения, так как, в конце концов, это качество – сознательно или бессознательно – является единственным светочем в потемках глубинной психологии.
О современном психоанализе
По мере развития классического психоанализа и становления международного психоаналитического движения многие идеи Фрейда подверглись переосмыслению с точки зрения адекватного понимания проблемы человека, культуры и их взаимосвязей. Ряд сторонников Фрейда, первоначально разделявших его теоретические постулаты и практические рекомендации, со временем не только высказали критические замечания по поводу тех или иных психоаналитических концепций, но и выдвинули свои учения.
А. Адлер
пересмотрел представления
В отличие
от Фрейда Адлер считал, что сознание
и бессознательное не являются антагонистическими
частями индивида, личность характеризуется
не внутренней противоречивостью, а
единством, которое отражается в
жизненном стиле, формирующемся
в процессе преодоления пережитых
в детстве трудностей и основывающемся
на стремлении к цели. В понимании
Адлера, быть человеком - значит обладать
чувством неполноценности, которое
компенсируется стремлением индивида
к власти, превосходству, совершенству.
Присущее ребенку чувство
Для того
чтобы понять человека, недостаточно
исходить из причинных связей.
Необходимо определить цель
С точки
зрения Адлера, невроз - это ошибочная,
с позиции культуры попытка
человека избавиться от
К. Г.
Юнг переосмыслил
Не отрицая
роли сексуальности в
Сознание и бессознательное,
по Юнгу, имеют не противоположный
друг другу, а компенсаторный
характер. Нет оснований предполагать,
что бессознательное следует
иным законам, нежели сознание.
Сновидения, способствующие изучению
бессознательного, являются не искажением
и маскировкой тайных желаний
человека, а естественной реакцией
саморегулирующейся
Юнг исходил из того, что наряду
с индивидуальным (личностным) бессознательным,
являющимся главным объектом исследования
классического психоанализа, имеется
коллективное бессознательное, представляющее
собой характерный для всех рас
и народностей общечеловеческий
опыт. Коллективное бессознательное
содержит в себе скрытые следы
памяти прошлого человечества и является
духовным наследием, возрожденным в
индивидуальной структуре мозга. Если
индивидуальное бессознательное состоит
по большей части из комплексов (первичных
форм инстинктов, психических фрагментов,
выделившихся в самостоятельно функционирующие
образы и идеи), то коллективное бессознательное
в основном представлено архетипами
(бессознательными праформами, принадлежащими
унаследованной психической структуре,
формальными образцами