Человек и виртуальная реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 16:53, реферат

Описание работы

За несколько десятилетий мир изменился кардинально. Если раньше человеческая жизнь протекала в трехмерной системе координат, определяющей четырехмерное пространство, то сейчас пространство как минимум пятимерно и в системе координат к времени и протяженности добавилась новая координата, отмеряющая биты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Виртуализация современного мира: раздвоение реальности……..4
Киберпостранство………………………………………………….5 - 7
Виртуальная реальность………………………………………………8
Проблемы виртуальной реальности……………………………9 – 10
Виртуализация в повседневной жизни человека...……………..11-12
Заключение………………………………………………………….…13
Список литературы

Файлы: 1 файл

человек и виртуальная реальность.docx

— 35.60 Кб (Скачать файл)

 

В настоящее время проблемами виртуализации жизни общества и человека в России занимается исследовательская группа «Виртуалистика» (ИГВ) Института философии РАН (ИФ РАН), которая на протяжении ряда лет фиксирует, описывает, исследует и пытается теоретически осмыслить целый ряд виртуальных феноменов субъектного пространства. Термин «виртуалистика» получил официальный статус в 1991 г., впоследствии Н. А. Носовым был представлен «Манифест виртуалистики», провозглашающий ее в качестве одной из новых мировоззренческих систем, в основе которой лежит тезис о том, что «мир виртуален». Это положение интересно обосновывается В. Рудневым, который считает, что «каждая реальность является виртуальной», поскольку действительный мир «сливается с виртуальными реальностями человеческих сознаний и придуманными этими сознаниями дискурсами». Иная характеристика виртуальной реальности дана в трудах С. С. Хоружего: «Виртуальная реальность, виртуальные явления характеризуются всегда неким частичным или недовоплощенным существованием, характеризуются недостатком, отсутствием тех или иных сущностных черт явлений обычной эмпирической реальности. Им присуще неполное, умаленное наличествование, не достигающее устойчивого и пребывающего, самоподдерживающегося наличия и присутствия».

 

Комплексный подход к определению виртуальной реальности демонстрирует Д. В. Иванов, представляющий ее как замещение реальных вещей и поступков образами – симуляциями. Автор выделяет три основных характеристики виртуальной реальности:

– нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного);

– условность параметров (объекты искусственны и изменяемы);

– эфемерность (свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования).

 

Именно эти характеристики, на наш взгляд, определяют в социологии исследовательское поле виртуального пространства Интернет. В. Л. Силаева отмечает еще одну очень важную характеристику виртуальной реальности – ее вторичность, производность от объективной реальности. Она отмечает, что виртуализации подвергаются прежде всего те области человеческой деятельности, которые априори феноменологически имеют виртуальную природу, поэтому текущий процесс виртуализации для них вторичен[9]. Это означает, что виртуализация значительно изменяет характер социального взаимодействия, переводит его в интерактивный сетевой режим, расширяя количественный состав участников взаимодействия и освобождая их от географической привязанности. В этой связи особое значение приобретают те виды социального взаимодействия, которые в наибольшей степени подверглись процессу виртуализации.

 

Интернет как одно из новейших средств переводит традиционные формы взаимодействия индивидов в интерактивный режим, в результате чего формируются горизонтальные связи между участниками киберпространства и разнообразные виды социальных практик повседневной жизни индивидов. В этом контексте очень показательна «компьютационная теория социальных систем» А. А. Давыдова. Он ввел понятие «искусственных социальных агентов», обладающих искусственным интеллектом и незримо присутствующих во всех взаимодействиях индивидов в сети Интернет. В качестве таких «искусственных социальных агентов» автор называет компьютерные модели, способные по желанию человека имитировать свойства и отношения, существующие в природе и обществе. Таким образом, в условиях интенсивного роста интеллектуальных технологий, новых типов коммуникаций компьютерные технологии трансформируют сознание, быт, труд и другие сферы бытия человека. Э. Тоффлер в работе «Адаптивная корпорация» отмечает, что происходит становление нового «супериндустриального» типа общества, в котором традиционные формы организации перестают быть эффективными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виртуализация в повседневной жизни человека

 

Человек в современном обществе вынужден заниматься самоопределением в быстро меняющихся социальных структурах. На процессы самоопределения современного человека накладывает существенный отпечаток виртуализация обыденной жизни общества, вызывая как позитивные, так и негативные сдвиги. С одной стороны, виртуальная реальность ограничивает (иногда и вовсе уничтожает) рефлексивную деятельность человека, лишая его способности критически мыслить, унифицируя его представления о мире и о себе. При этом человек через виртуализацию сознания может лишиться оснований не только для критической оценки информации, а в дальнейшем и собственного мировоззрения.

 

С другой стороны, информация, являясь стратегическим ресурсом в развитии как общества в целом, так и человека в отдельности, способна предоставить новые возможности для его самосовершенствования и личностного роста. Наконец, информационные технологии через расширения сети взаимодействий в режиме Я – Другой, Я – Ты способствуют появлению единого этоса, предполагающего признание святости человеческой жизни и всеобщего права на счастье и самореализацию в сочетании с обязанностью содействовать развитию космополитической солидарности и сохранению среды человеческого существования. Ю. Хабермас охарактеризовал его основания как «эгалитарность разумной моральной установки» или «абстрактно опосредованную солидарность среди чужих»[13].

 

Объединение людей в интернет-сообщества связано с постоянным поиском современным человеком собственной идентичности в виде реализации «проекта самости» (Э. Гидденс). «Быть “личностью” означает не только быть рефлексивно действующим лицом, но и обладать понятием личности (прилагаемым к себе и другим)»[14]. Иными словами, «проект самости» может способствовать появлению различного рода взаимодействий в виртуальном пространстве, которые в последующем окажут воздействие на реальные социальные роли, практики и институты.

Специфика общения в виртуальном пространстве происходит в режиме реального времени, в возможном сопровождении визуальными приложениями в виде файлов, смайлов или интернет-ссылок на обсуждаемую тему, а также в особенностях электронного письма. Причиной виртуального общения может быть как отсутствие объективной возможности «живого» общения, так и нежелание (неумение) общаться в реальной жизни.

Роль Интернета в виртуализации современного общества можно определить следующим образом:

– Интернет позволяет устанавливать горизонтальные связи в общении между людьми;

– Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному восприятию;

– Интернет позволяет стать участником информационного процесса любому человеку;

– Интернет не создает предпосылок для манипулятивного общения, а наоборот – они исчезают. Вопросно-ответные ряды не дают возможности для обмана и манипулирования;

– Интернет (в отличие от СМИ, которые блокируют сознание), раскрепощает человека и побуждает его к рефлексии;

– Интернет создает локальные сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою. Они самоорганизуются и самоуправляются, изменяя при этом структуру общества;

– Интернет формирует новую сферу информационного взаимодействия, приводит к возникновению новых видов общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

Человек проник во многие области познания реальности, ему известны физические законы, он осваивает полёты в космос, куда можно двигаться человеческой мысли – познавать и осваивать информационное пространство, которое не ограничено территориями и не изведано. Киберпространство – иллюзия, всюду проникающая и изменяющая отношение человека к реальности. При этом ценность реальной жизни для очень многих постоянных пользователей снижается до пограничной отметки, когда возвращаться к обыденной жизни становится все труднее и труднее с каждым днем. Вопрос в том, как сохранить контраст между реальными и виртуальными мирами, чтобы оставался стимул к творчеству, развитию, жизни? Как сохранить в человеке умение мечтать, ждать? Ведь виртуальная реальность сможет предоставить всё и сразу. Искусственные миры могут быть свободны от смерти, боли, раздражителей. Отказ от ограничений сделает реальность ущербной по сравнению с киберпространством. Эти вопросы, с одной стороны, вопросы метафизики киберпространства, с другой стороны, вопросы будущей трансформации социума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 

  1. Говорухина М.Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности. - Екатеринбург, 2004. - 15 с.
  2. Якунова И.А. // Об образе виртуальной реальности // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.62-63
  3. Ю.Ю.Перфильев, «Российское Интернет - пространство: развитие и структура», ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование). - М.: Гардарики, 2003.
  4. Ю.Ю. Перфильев, «Кибергеография» // «Энергия» 2003г., № 11, с.57-61
  5. Иванов, Д. В. Виртуализация общества. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. – С. 18.
  6. Дацюк, С. А. Теория Виртуальности. – Киев, 2008 // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://lit.lib.ru/aVdacjuk_s__a/text_0010.shtml
  7. Тягунова, Л. А. Виртуализация социума: сущность и тенденции / автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Саратов: ПАГС, 2006. – С. 10.

 

 

 


Информация о работе Человек и виртуальная реальность