Человек как философская проблема: ее становление и место в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Тема человека является для философии сквозной, традиционной и центральной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Вопрос о том, что такое человек, для этого раздела - основной вопрос. Полное представление о человеке можно сформировать лишь в рамках междисциплинарного исследования усилиями многих наук. Поэтому в последнее время человекознание все чаще выделяется как особая область научного знания и как учебная дисциплина. Что касается философии, то она в отличие от других наук о человеке (анатомия, психология и др.) стремится постичь человека как целостное существо.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2.1 ЧЕЛОВЕК – ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕМА ФИЛОСОФИИ
2.2 ЧЕЛОВЕК – «МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ» (АНТИЧНОСТЬ)
2.3 ЧЕЛОВЕК – «ТВАРНОЕ СУЩЕСТВО» (СРЕДНИЕ ВЕКА)
2.4 ЧЕЛОВЕК – «ГОСПОДИН ПРИРОДЫ» (ВОЗРОЖДЕНИЕ)
2.5 ЧЕЛОВЕК – «СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ» (НОВОЕ ВРЕМЯ)
3. ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
3.1 ЧЕЛОВЕК – «ТВОРЕЦ» (НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ)
3.2 ЧЕЛОВЕК – «ЭТО МИР ЧЕЛОВЕКА» (КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ)
3.3 ЧЕЛОВЕК – «ЭТО ДУША ЧЕЛОВЕКА» (РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ)
3.4 ЧЕЛОВЕК – ОБРЕЧЕН (ФИЛОСОФИЯ ХХ века)
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

человек как филосовская проблема.docx

— 27.30 Кб (Скачать файл)

Человек - это «микротеос», или малый Бог. Его выс-шее призвание состоит в том, чтобы творить и преображать этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро и другие высокие духовные, в том числе и нравственные ценности. Русская религиозная философия всегда была нравственно ориентирована (например, в учении В.С.Соловьева о любви). Поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества человека, что весьма полно представлено в философии Н.Л.Бердяева. Она ставила и решала

вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. В конечном счете призвание (миссию) человека она  видела в достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения  любви ко всему живому. Важно и  то, что в русской религиозной  философии выражалось глубокое беспокойство в связи с кризисом гуманизма, который зримо обнаруживался  к началу XX в.

3.4 ЧЕЛОВЕК –  ОБРЕЧЕН (ФИЛОСОФИЯ ХХ века)

В зарубежной философии XX в. также имел место большой интерес  к теме человека. Это нашло свое выражение, например, в иррациональной его трактовке в «философии жизни» Ф.Ницше. Австрийский ученый З.Фрейд  предложил психоаналитическую трактовку  человека, в которой вскрывались  глубинные мотивы поведения и  деятельности человека (учение о «бессознательном»). «Философия техники» рассматривала  человека под своим специфическим  углом зрения. Важное место в современной  философии заняла тема глобальных проблем  современной цивилизации и положения  человека в связи с кризисной  ситуацией в мире.

В 20-30-х годах нынешнею столетия в Западной Европе возник экзистенциализм как «философия человеческого существования». Его  духовными предтечами были Б.Паскаль, Ф.М.Достоевский, Н.А.Бердяев и другие мыслители. Основной темой в этой философии стала тема существования  человека в отчужденном (абсурдном) мире общественных отношений. Экзистешшалисты (Ж.П.Сартр, А.Камю, Э.Хемингуэй и др.) учили, что человек обречен быть свободным, если он не желает умереть как личность, духовно. Постоянно быть в пути, энергично бунтовать (протестовать, бороться) против бесчеловечности этого мира, - вот в чем состоит призвание современного человека. Мир и человек имеют будущее, только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его более человечным.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение к истории философской  мысли показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных  мировоззренческих позиций, обусловленных  конкретно-историческими и иными  причинами. В-третьих, в истории философии  неизменными являются вопросы о  сущности и природе человека, смысле его существования. По сути история  антропологии - это история осмысления процесса выделения человека из внешнего мира (античность), противопоставления ему (Возрождение) и, наконец, - слияния  с ним, обретения всеединства (русская  религиозная философия и иные учения).               

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бердяев Н.А. О назначении  человека. М.: Республика, 1993.

2. Дубинин Н.П. Что такое  человек? М.: Мысль, 1983.

3. Горбачев В.Г. Основы  философии. М.: Владос, 1993.

4. Моисеев Н.Н. Человек  во Вселенной и на Земле  // Вопросы философии. 1990. № 6.

5. Фролов И.Т. О человеке  и гуманизме:Работы различных лет. М.: Политиздат, 1989.

6. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

7. Человек: Мыслители прошлого  и насоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991.


Информация о работе Человек как философская проблема: ее становление и место в истории философии