Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:12, реферат
В условиях глобального кризиса конца 20-го века — кризиса машинной цивилизации человечества особую значимость приобретает одна из вечных фундаментальных проблем — проблема природы человека или проблема «сущности человека» на языке классической философии. Известно, что понимание природы человека, осознание его места во Вселенной всегда выступает стержнем развития многообразия культур человечества. Данная проблема просматривается в древнеегипетской и тибетской Книгах мертвых, в трудах мыслителей античной Греции, средневековой Европы, Нового времени, вплоть до произведений Канта. Необходимо подчеркнуть, что именно в христианской мысли сложилось весьма специфическое понимание природы человека, которое определило новый путь развития западной культуры.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский государственный университет
Географический факультет
Человек как космопланетарный феномен
Работу выполнил
Студент 2 курса 5 группы
Зеленовский Максим
Минск 2013
Человек как космопланетарный феномен
В условиях глобального кризиса конца 20-го века — кризиса машинной цивилизации человечества особую значимость приобретает одна из вечных фундаментальных проблем — проблема природы человека или проблема «сущности человека» на языке классической философии. Известно, что понимание природы человека, осознание его места во Вселенной всегда выступает стержнем развития многообразия культур человечества. Данная проблема просматривается в древнеегипетской и тибетской Книгах мертвых, в трудах мыслителей античной Греции, средневековой Европы, Нового времени, вплоть до произведений Канта. Необходимо подчеркнуть, что именно в христианской мысли сложилось весьма специфическое понимание природы человека, которое определило новый путь развития западной культуры. К глобальному кризису нашей эпохи имеет отношение тот факт, что в недрах христианской мысли, ориентированной на овладение внешним миром посредством его логизации, родилось представление о возможности манипулировать и природой самого человека. А это значит прежде всего то, что необходимо свести сознание человека к чему-то весьма простому, которое можно логически осмыслить (83). Так, во фрейдизме сознание сводилось к инстинктам, в бихевиоризме — к поведению, в нейропсихологии — к формам взаимодействия нейронных сетей, в когнитивной (познавательной) психологии — к компьютероподобным логическим операциям и пр. К тому же создание искусственного интеллекта, равного или превосходящего интеллект человека, создает иллюзию того, что человек как бы овладел самим собой. Однако сознание человека принципиально невозможно редуцировать к чему-то более простому, поддающемуся осмыслению в рамках аристотелевской, формальной логики. Ведь сознание имеет дело со смыслами, которые не подвластны принципам логики, способной раскрывать лишь определённые связи в знаковых системах, но не схватывающей творческую природу человеческого сознания. Необходимо учитывать тот момент, что сознание отнюдь не сводится только к конструкциям формальной логики, да и логики вообще, в него входит и алогичная, иррациональная сфера бессознательного, в которой и происходит порождение новых смыслов. В этом плане представляют определенный интерес работы советского ученого В. В. Налимова, где излагается весьма последовательно понимание природы человека на основе вероятностного подхода к миру и разворачивания архитектоники личности как смысловой структуры, что предполагает признание самостоятельности существования смыслов(92). В этом подходе смысл жизни связывается со смыслом Вселенной, что имеет прямое отношение к теме нашего исследования. И хотя человеческая природа трактовалась и трактуется ныне по-разному в трудах различных мыслителей и ученых, однако общим в них является то, что именно в силу существования этой «природы» или «сущности» человек представляет собой человека.
Вполне естественно, что на XVIII Всемирном философском конгрессе в Брайтоне (Англия, август 1988 г.) сквозной была мысль о насущной необходимости критического анализа традиционных представлений о природе человека(143). В центре философии оказались такие фундаментальные определения человеческого бытия, как «индивид», «общество», «свобода», «ответственность», «воля», «страх», «совесть», «долг», «справедливость» и др. Существенно и то, что различные философские традиции, школы и направления рассматриваются не как альтернативные или антиномичные, а как взаимодополнительные и взаимообогащающие друг друга подходы. Участники Брайтонского конгресса считают, что человечеству сейчас нужна философия нового типа, «новая метафизика», которая основана на единстве истины и нравственности, познания и ответственности, общечеловеческих потребностей и индивидуальной свободы. Ведь традиционные философские модели явно или неявно исходили из иерархической идеи господства и подчинения. Теперь же «этос войны» (господства-подчинения, подавления, зависимости, вражды, соперничества, неверия) должен уйти, уступив место «этосу мира» (равноправному взаимодействию, доверию, открытости, уважению и взаимному интересу людей).
Понятно, что невозможно исчерпывающее определение природы человека, хотя существуют различные дефиниции типа «человек отчасти как бы бог, отчасти — животное, отчасти бесконечен и отчасти конечен» (134, 446). Некоторые ученые и мыслители (Э. Фромм и др.) указывают, что приблизительный и вместе с тем довольно точный подход к пониманию природы человека дают такие «существенные свойства» человека, как разум, способность к производству орудий труда, к созданию социальной организации, к творчеству символов. Человек по своей природе историчен, он постигает свою подлинную природу благодаря развитию только ему присущего способа бытия, связанного с социальностью и культурой, которые лежат в основе эволюции, любви и разума (103; 120; 153). На значимость способности человека к любви и размышлению указывает известный французский кинорежиссер Фредерик Россиф в своем интервью сотруднику журнала «Курьер ЮНЕСКО»: «Я бы сказал, человек странствует по жизни в поисках любви. В этой короткой схватке, каким является наше земное существование по сравнению с вечностью, мы, словно солдаты, всегда на марше. Но куда мы идем? Мы хотим найти оазисы, но не для того, чтобы отдохнуть, а чтобы попытаться быть счастливыми. А пустыня дразнит нас миражами и не отвечает нам. И вот мы бредем от миража к миражу» а впереди все та же фата-моргана. В конце пути каждого ждет свой заветный обман: для одних это рай, для других — вечный покой, для третьих — биологическая смерть. Конечно, в безмолвной пустыне жизни встречаются и оазисы счастья — несколько мгновений любви. Но, в конце концов, важны вопросы, а не ответы на них» (73, 4). Вот эти-то вопросы и весьма значимы для постижения сущностной природы человека как sui generis бытия, развивающегося в пространстве и времени, для постижения его места и роли во Вселенной.
В данной монографии на основе
научной методологии с привлече
Авторы обосновывают две концепции: 1) так как взаимодействие хаоса и порядка пронизывает все иерархические структуры Вселенной (скопления галактик, звездные системы, общество, человека и пр.), то оно присуще природе человека, что объясняет его поведение; 2) интегральная природа человека дает ключ к пониманию неразрывной взаимосвязи личности и общества. Весь ход исследования идет на основе критического анализа традиционных представлений о природе человека, новых подходов зарубежных ученых и научных концепций и гипотез В. И. Вернадского, Н. Н. Моисеева, В. П. Казначеева и других отечественных исследователей и мыслителей, причем оно не претендует на абсолютное решение сложнейшей проблемы.