Человек как тело и дух

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:48, реферат

Описание работы

Между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие. Все то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что вся жизнь нашего ела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла.

Содержание работы

Введение 3
Природа тела 4
Взаимодействие души и тела 6
Вклад Декарта: механицизм и проблема соотношения души и тела 8
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Санкт - петербургский архитектурно-строительный колледж

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

Человек как тело и дух

 

                                                                                                Выполнил:

студент группы 101- СЗ – 12

Шифр № 42

Сорокин Олег Львович

 

Проверил преподаватель:

Касьянова Зульфия Каримовна

подпись___________________

 

 

                                             

Санкт-Петербург

2013г.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                    3  

Природа тела                      4

Взаимодействие души и тела                   6

Вклад Декарта: механицизм и проблема соотношения души и тела    8

Заключение                                                                                                 11

Список литературы            12

 

 

Введение

 

В ряду земных существ человек первое и единственное духовное существо, и были люди, являвшие очень высокие степени духовности, почти достигшие при жизни  освобождения духа от тела. Эти люди ангелы поднимались в воздух во время  молитвы, являли величайшую власть духа над телом (столпники, постники), они  были переходной ступенью от духа, связанного с душой и телом (человек), к  духу бесплотному (ангел).

Весь  мир живых существ, даже вся природа  являет великий закон постепенного и бесконечного совершенствования  форм, и невозможно допустить, чтобы  высшее совершенство, достигнутое в  земной природе, духовность человека, не имело дальнейшего развития за пределами земного мира. Невозможно допустить, что все бесчисленные звездные миры были только грандиозными массами мертвой материи, чтобы  мир живых существ обрывался  на человеке, этой первой ступени духовного  развития. Что мешает допустить, что  небесные тела служат местом обитания бесчисленных живых разумных существ, высших форм интеллектуальности?

 

 

Природа тела

 

Рассмотрим  декартовскую концепцию тела более  подробно. Раз тело состоит из физической материи, оно должно обладать общими для всей материи характеристиками — протяженностью и способностью к движению. Но раз тело материально, то к нему применимы законы физики и механики, описывающие характер движения объектов в физическом мире. Таким образом, функционирование тела сходно с работой машины, подчиняющейся  законам механики. Следуя этим рассуждениям, Декарт все физиологические процессы стал объяснять в физических терминах.

Декарт  в значительной мере находился под  влиянием общего «духа времени», представлявшего  мир в виде гигантского часового механизма. Находясь в Париже, он интересовался  различными механическими диковинными  фигурами, выставленными в королевских  парках на обозрение публики. Рассказывают, что много часов он провел, опробуя  механические фигуры-сюрпризы. Когда  на искусно спрятанную площадку рядом  с такой фигурой наступал человек, давление веса тела передавалось по трубам на гидравлические усилители, в свою очередь приводившие в движение все эти разнообразные механические фигуры, заставляя их танцевать и  издавать разнообразные звуки.

Рассматривая  природу тела, Декарт напрямую апеллировал  к механико-гидравлической модели. По его мнению, возбуждение передается по нервам, как жидкость по трубам, а  мускулы и сухожилия подобны  двигателю и пружинам. Все движения такого механического тела не произвольны, а вызываются какими-то внешними причинами. По наблюдению Декарта, значительная часть  движений человеческого тела происходит без какого-либо участия сознания.

Именно  из подобных наблюдений вырастает его  понятие undulatio reflexa — движения, происходящие безо всякого участия сознания и воли. поэтому Декарта часто называют автором теории рефлекторной деятельности. Эти воззрения непосредственно предшествуют современным представлениям бихевиористов о стимул-реактивном (5—К) принципе поведения. Они полагают, что внешний объект (стимул) является подлинной причиной непроизвольных реакций психики живых существ, включая и человека. Все происходит точно так же, как на  приеме у врача-невропатолога, когда он ударяет резиновым молоточком по вашей подколенной впадине. Для ответного действия нет необходимости ни в мышлении, ни в сознании — эти процессы сугубо объективны, как в механизме или автомате.

Позиция Декарта вписывается в рамки  более общего движения, рассматривающего поведение человека как детерминированный, предсказуемый процесс. Все движения или действия механического тела можно предсказать заранее, если известны побуждающие стимулы.

Такая механистическая  интерпретация действий человеческого  тела нашла отклик среди естествоиспытателей. В 1628 году английский врач Уильям Гарвей открыл основы строения системы кровообращения; значительные успехи были сделаны в  области изучения процессов пищеварения. Физиологам того времени уже было известно, что мускулы тела работают попарно, а их возбуждение и деятельность каким-то образом зависит от нервов.

Несмотря  на то, что физиология добилась значительных успехов в познании деятельности человеческого тела, ее уровень был  еще явно недостаточен. Так, нервы  представлялись как полые трубки, по которым передаются некие жидкие флюиды — подобно тому, как движется по трубкам вода, приводя в движение механические фигуры. Однако нас в  нашем исследовании интересует не столько  состояние дел в физиологической  науке XVII века, сколько сама идея механического  представления деятельности человеческого  организма.

Согласно  распространенным в то время воззрениям, у животных души нет, и потому они  подобны автоматам. Таким образом, важное с точки зрения христианства различие животных и человека было сохранено. Разве животное может что-нибудь чувствовать, если у него нет души? А потому животных можно исследовать экспериментальными методами, что не позволительно по отношению к человеку. Декарт и другие исследователи подвергали животных вивисекции еще до того, как стали доступны анестезирующие средства, и при этом «забавлялись криками и воплями несчастных созданий: ведь это всего лишь шипение, свист гидравлических систем и вибрации машины» (Jaynes. 1907. Р. 224).

Животное  — это машина, а потому всецело  относится к физическому миру. У него нет бессмертной души, отсутствуют  мышление и свободная воля. Поведение  животных можно полностью объяснить  с механической точки зрения.

Декарт в своих воззрениях на поведение животных в соответствии с «духом времени» исходил из метафоры часового механизма. «Мне достаточно хорошо известно, что животные способны делать многие вещи лучше нас, но это меня не удивляет. Напротив, данное обстоятельство еще раз утверждает меня в мысли, что они... действуют под влиянием тех же причин, что и пружины и шестерни часового механизма, который показывает время куда точнее, чем это способны делать мы в своем суждении» (цит. по: Maurice & Mayr. 1980. Р. 5).

 

Взаимодействие  души и тела

 

 С  точки зрения Декарта, душа  нематериальна (то есть не состоит  из какой-либо материи). Душа способна  сознавать и мыслить, давая  нам таким образом информацию о внешнем мире. Ум не обладает ни одним из свойств материального мира. Его основной характеристикой является способность к мышлению, что и отделяет ум (душу) от всего материального мира в целом

 Однако  мыслящий, чувствующий и обладающий  свободной волей ум должен  неким образом воздействовать  на тело и воспринимать ответные  реакции. Если в душе рождается намерение, например, переместиться из одного места в другое, то это желание выполняется мускулами, сухожилиями и нервами нашего тела. Аналогичным образом, если тело подвергается воздействию какого-либо стимула (света или тепла, например), именно ум воспринимает и обрабатывает чувственные данные и принимает решение о соответствующей реакции.

 Для  того, чтобы сформулировать собственную концепцию взаимодействия души и тела, Декарту необходимо было отыскать некий физический орган, в котором они могли бы сочетаться. Поскольку он, в соответствии с давней философской традицией, считал душу абсолютно простой по строению, то есть не имеющей внутри себя никаких составных частей, то взаимодействовать она могла только с каким-нибудь одним телесным органом. По его убеждению, такой орган должен находиться где-то в мозге, поскольку опытные данные показывали, что впечатления движутся от периферии в мозг и, наоборот, все импульсы движения исходят из мозга. Было совершенно ясно, что мозг во всех психических процессах играет какую-то особую роль.

 Необходимо  было отыскать такую структуру  в мозге, которая была бы  одновременно единой и единственной (то есть не имела бы внутренних подразделений и не дублировалась бы в каждом из полушарий мозга). Такой структурой — с точки зрения Декарта — является шишковидное тело или сопапит. Именно этот мозговой орган он и объявил местом встречи души и тела.

 Декарт  описывает это взаимодействие  в типично механистической манере: движущиеся по нервным трубкам  животные соки определенным образом запечатлеваются в шишковидном теле, и на этой основе ум создает чувственные образы, восприятия. Иными словами, количество движения (поток животных соков) создаст душевное качество (восприятие). Справедливо и обратное: ум неким образом запечатлевает себя в шишковидном теле (не совсем понятно, правда, как это происходит), а последнее, в свою очередь, отклоняясь в ту или иную сторону, направляет токи животных соков к тем или иным мускулам тела. В результате же возникает физическое движение. Таким образом психическое состояние человека вызывает свойственные его телу физические движения.

 Однако  мыслящий, чувствующий и обладающий  свободной волей ум должен  неким образом воздействовать  на тело и воспринимать ответные  реакции. Если в душе рождается  намерение, например, переместиться  из одного места в другое, то  это желание выполняется мускулами,  сухожилиями и нервами нашего  тела. Аналогичным образом, если  тело подвергается воздействию  какого-либо стимула (света или  тепла, например), именно ум воспринимает  и обрабатывает чувственные данные  и принимает решение о соответствующей  реакции.

 Для  того, чтобы сформулировать собственную концепцию взаимодействия души и тела, Декарту необходимо было отыскать некий физический орган, в котором они могли бы сочетаться. Поскольку он, в соответствии с давней философской традицией, считал душу абсолютно простой по строению, то есть не имеющей внутри себя никаких составных частей, то взаимодействовать она могла только с каким-нибудь одним телесным органом. По его убеждению, такой орган должен находиться где-то в мозге, поскольку опытные данные показывали, что впечатления движутся от периферии в мозг и, наоборот, все импульсы движения исходят из мозга. Было совершенно ясно, что мозг во всех психических процессах играет какую-то особую роль.

 Необходимо  было отыскать такую структуру  в мозге, которая была бы  одновременно единой и единственной (то есть не имела бы внутренних подразделений и не дублировалась бы в каждом из полушарий мозга). Такой структурой — с точки зрения Декарта — является шишковидное тело или сопапит. Именно этот мозговой орган он и объявил местом встречи души и тела.

Декарт  описывает это взаимодействие в  типично механистической манере: движущиеся по нервным трубкам животные соки определенным образом запечатлеваются в шишковидном теле, и на этой основе ум создает чувственные образы, восприятия. Иными словами, количество движения (поток животных соков) создаст душевное качество (восприятие). Справедливо и обратное: ум неким образом запечатлевает себя в шишковидном теле (не совсем понятно, правда, как это происходит), а последнее, в свою очередь, отклоняясь в ту или иную сторону, направляет токи животных соков к тем или иным мускулам тела. В результате же возникает физическое движение. Таким образом психическое состояние человека вызывает свойственные его телу физические движения.

 

Вклад Декарта: механизм и проблема соотношения  души и тела

 

 Пожалуй, самым значительным вкладом Декарта в становление современной науки является его попытка решить одну из наиболее запутанных философских и психологических проблем — проблему соотношения души и тела. В течение многих столетий мыслители ломали голову над тем, как различить душу, идеальное, и тело, материальное. Первоначально центральный вопрос здесь представляется абсолютно простым: различаются ли вообще между собой душа и тело, мир идеальный и мир реальный? Но эта легкость обманчива. В течение тысячелетий мыслители занимали по этому вопросу, в основном, дуалистическую позицию: душа (ум, мышление, дух) и тело имеют совершенно различную природу. Однако принятие подобной позиции влечет за собой следующий вопрос: если душа и тело совершенно различны, как возможно их взаимоотношение? Полностью ли они независимы, или все же некоторым образом влияют друг на друга?

 Во времена Декарта общепринятой была точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер: душа, ум может оказывать существенное влияние на тело, однако обратное воздействие крайне незначительно. Современные историки предлагают в пояснение этих взглядов следующую аналогию: взаимоотношения души и тела подобны взаимоотношениям между куклой и кукольником, где кукольник — это душа, а кукла — тело (Lowry. 1982).

 Декарт же по этому вопросу занял дуалистическую позицию. С его точки зрения, душа и тело действительно имеют разную природу. Однако он существенно отходит от прежней традиции в трактовке их соотношения. По его мнению, не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души. Мы имеем здесь дело не с однонаправленным воздействием, а с обоюдным взаимодействием. Эта весьма радикальная для XVII века идея имела ряд важных последствий как для философии, так и для развития науки.

 После публикации этих идей Декарта многие его современники пришли к выводу, что нет более оснований считать душу единственным и полновластным господином обеих сущностей — кукольником, дергающим за веревочки. Душа не является полностью независимой от тела. Роль тела стала восприниматься совершенно иначе: те функции, которые прежде приписывались только душе, теперь стали относить к телесным функциям.

Информация о работе Человек как тело и дух