Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 06:35, реферат
Актуальность темы обусловлена тем, что философия существования играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии и литературы ХХ века. Она характеризуется тем, что направлена и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.
Однако, нужно отметить, что философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из её главных представителей создаёт своё особое учение, отношение к человеку и его сущности.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Экзистенциализм: основные проблемы философии…………………….…..4
2. Существование человека и его сущность как основная идея философии экзистенциализма………………………………………………………………....8
3. Проблема бытия человека и бытия мира……………………………………12
4. Человек как уникальное существо: основная идея философии экзистенциализма………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Экзистенциализм: основные проблемы
философии…………………….…..4
2. Существование человека и его сущность
как основная идея философии экзистенциализма……………………………………
3. Проблема бытия человека
и бытия мира……………………………………12
4. Человек как уникальное существо: основная
идея философии экзистенциализма……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы посвящена изучению философии экзистенциализма, а точнее проблеме человека в философии данного направления.
Актуальность темы обусловлена тем, что философия существования играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии и литературы ХХ века. Она характеризуется тем, что направлена и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.
Однако, нужно отметить, что философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из её главных представителей создаёт своё особое учение, отношение к человеку и его сущности.
Среди философов и писателей-экзистенциалистов выделяются такие личности как Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, С. Де Бувуар. Экзистенциальные мотивы можно встретить у таких выдающихся писателей прошлого века, как Т. Манн, Г. Гёссе, Э. Хеменгуэй, Э. М. Ремарк.
Цель данной работы, проанализировать основные течения философии экзистенциализма и попытаться выявить общую направленность – отношение к человеку.
Задачи работы заключаются в изучении следующих аспектов философии существования:
1. Общей направленности и проблематики данного направления;
2. Существовании человека и его сущности в философии экзистенциализма;
3. Проблемы бытия человека и бытия мира;
4. Проблемы человека как уникального существа.
1. Экзистенциализм: основные проблемы философии
Центральная проблема, на которой сосредоточивают своё внимание наиболее крупные философы, которых мы относим к экзистенциализму – это проблема бытия человека.
Экзистенциалисты делали вывод, что отчуждение является общей характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. Они видели смысл философии не только и не столько в констатации отчуждения, а тем более не в «оправдании» и увековечивании настроений страха и покинутости. Им представлялось, что философия обязана помочь человеку, охваченному трагическими умонастроениями, если не преодолеть их – что не всегда возможно, – то, во всяком случае, искать и находить своё «Я», смысл своей жизни в самых трагических, «абсурдных» ситуациях.
Распространённое мнение о том, что экзистенциалисты и философы других «антропологических» направлений рассматривали индивида в изоляции от общества и что они вовсе не занимались социальным анализом, неверно. Социальным размышлениям в философии человека XX столетия отведена существенная роль – они либо вплетены в общее философское осмысление человека, либо выливаются в самостоятельные произведения по социально-философским и социально-политическим вопросам, либо воплощаются в образах и коллизиях художественных произведений.
Так, К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ, посвящённых проблеме атомной войны и будущего человечества, а также анализу социальной и духовной ситуации, сложившейся в ФРГ. И не один раз он предупреждал, что современный мир находится в опасности, которой не знало прошлое: может быть прервана многотысячелетняя история человечества. Перед философией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответственную и срочную задачу – убеждать человечество, отдельных индивидов, партии и их идеологов в том, что настоятельно необходимо использование «высших возможностей человеческого бытия» в борьбе с охватившим людей отчаянием.
Разумеется, связь немарксистской философии человека с эпохой и её событиями была неоднозначной, внутренне противоречивой. Так, один из основателей немецкого экзистенциализма, М. Хайдеггер, в 1933 году не сумел разглядеть суть фашизма и его идеологии, согласившись принять от национал-социалистов пост ректора Фрейбургского университета. Однако очень скоро он в ситуации разобрался и отошёл от дел, почти не публиковал своих работ. К чести же других лидеров экзистенциализма надо отметить, что они всегда занимали чёткие и активные антифашистские позиции. Французский экзистенциализм приобрел особое влияние в годы второй мировой войны, причём Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар были не только активными участниками, но и идеологами движения Сопротивления в своей стране. И не случайно именно в военный и послевоенный периоды родились наиболее значительные произведения французских экзистенциалистов.
В драматических и философских
произведениях Ж. П. Сартра периода войны
предметом страстного, заинтересованного
разбора служила ситуация, сложившаяся
во Франции и других оккупированных нацистами
странах Европы. Ж. П. Сартр призывал к
сопротивлению фашизму, и, несмотря на
мифологическую символику поставленной
в оккупированном Париже пьесы «Мухи»
(в основу её положен древнегреческий
миф об Оресте), призыв был хорошо понят
читателями и зрителями. Одновременно
сложившаяся во время войны ситуация служила
Ж. П. Сартру и другим экзистенциалистам
трагическим поводом для выявления самого
смысла человеческого существования,
сути процессов нравственного выбора,
отношения к смерти и т. д., то есть для
постановки проблем, которые экзистенциалистско-
Роман А. Камю «Чума», написанный уже после войны (1947 год), также содержит в себе это двойное измерение. Речь идёт, с одной стороны, об алжирском городе Оране, на который, как повествует А. Камю, в 194... году обрушилась чума. Чиновники муниципалитета упрямо отказываются признать болезнь чумой – намёк на политиков, долгое время «закрывавших глаза» на коричневую чуму фашизма, а заодно и на всякое будущее благодушие правителей и подданных перед лицом назревающих социальных катастроф. В образе доктора Риэ, берущего на себя всю тяжесть ответственности за борьбу с чумой, А. Камю воплотил черты тех, кто решился на активное сопротивление фашизму. Сам А. Камю говорил, что «явное содержание «Чумы» – это борьба европейского Сопротивления против нацизма». Но А. Камю, с другой стороны, вполне определённо расширяет историко-ситуационные рамки борьбы человека с «чумой», так же, как и Сартр, придаёт трагическим обстоятельствам, бунту и сопротивлению характер человеческой судьбы для обозримого периода истории.
Последние страницы «Чумы» – рассказ о том, как горожане, празднуя конец эпидемии, готовы сразу же и забыть о ней. Доктора Риэ это тревожит. Надо предупредить людей: «...микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает... он может десятилетиями спать... и, возможно, придёт на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлёт их околевать на улицы счастливого города» – таким предостережением А. Камю завершает «Чуму».
Философия человека XX столетия выросла на исторической почве продолжающегося и сегодня социального кризиса, охватившего экономические, политические, духовно-нравственные основы человеческого бытия. Философы стремились представить искренний «самоотчёт» мыслящего человека и исповедь философа, оказавшихся в эпицентре кризисных процессов. Философам – экзистенциалистам, персоналистам, сторонникам некоторых других течений и направлений, в 20 – 60-х годах зафиксировавших и пытавшихся осмыслить тревожное, даже трагическое мироощущение многих и многих индивидов, несправедливо было бы отказывать в глубокой искренности их чувств, выстраданности оценок, гуманизме устремлений. Наиболее крупные из этих философов были выразителями резко критического отношения к обществу отчуждения, к капитализму, к реакционным режимам. Они были защитниками широко понятых демократии, прав и свобод личности, и потому встречавшиеся во многих популярных работах причисления, скажем, экзистенциализма к реакционно-консервативным буржуазным концепциям необъективны.
Экзистенциальная философия как идейное течение в философии и литературе XX века последовательно выдержана в трагико-драматическом, а порою и в пессимистическом тоне. Его пытаются сдержать, преодолеть представители религиозных экзистенциальных направлений – ведь вера в бога, по их мнению, всё-таки подаёт надежду человеку. Но и их работы наполнены трагическими образами, рисующими отчаянную, по их мнению, ситуацию современного человека. Все символы художественных произведений экзистенциалистов (и даже названия многих из них: «Тошнота», «Мёртвые без погребения» Ж. П. Сартра, «Посторонний», «Чума», «Бунтующий человек» А. Камю) ориентированы на то, чтобы эмоционально передать состояния и умонастроения человеческого существования. В качестве основных категорий человеческого бытия в них выступают забота, покинутость, отчуждённость, страх, ответственность, выбор, смерть и др.
Моделью человека, как такового,
для экзистенциальных философов стал
помещённый в пограничную ситуацию –
ситуацию на грани жизни и смерти – отчаявшийся
и страдающий человек. Можно спорить с
этими философами относительно правомерности
того, что поведению человека в пограничной
ситуации придаётся всеобщее значение.
Но вряд ли можно отказывать философу,
писателю в праве использовать такие ситуации
для изучения человека. Что же, пользуясь
этой моделью, сумела разглядеть в человеческой
сущности экзистенциальная философия?
И что она рекомендовала индивиду делать
в пограничной ситуации? Это вопросы, которые
отнюдь не отпали вместе с утратой экзистенциализмом
или персонализмом их былой популярности.
Отчуждение и страх в современном мире
не исчезли, а усилились. Потому и размышление
над поставленными проблемами пока ещё
имеет прямое отношение к нашей человеческой
судьбе.
2. Существование человека и его сущность как основная проблема философии экзистенциализма
Трагико-драматическая тональность произведений экзистенциальных философов XX века, по существу, не приглушается, когда анализ перемещается на почву философских абстракций. Но вот то обстоятельство, что экзистенциальная философия человека есть сложное и абстрактное учение, заслуживает быть отмеченным. Ибо сколько бы ни протестовали эти мыслители против «диктата» философских абстракций над «жизненным миром» действующего, страдающего человека, они сами, будучи философами, не могут, если бы и захотели, отрешиться от «стихии всеобщего», неотделимой от философии.
Философские сочинения экзистенциальных мыслителей никак не менее классических произведений философии трудны для понимания. Правда, философы XX века нередко пытались «перевести» свои идеи на язык художественных образов, более близкий и доступный обычному человеку. Но и их художественные сочинения, где господствуют символические иносказания, шифры, где «живут» и «действуют» персонализованные идеи и ценности, тоже трудны для понимания. Для них нужны вдумчивые и терпеливые читатели, интересующиеся не просто сюжетной линией произведения, но именно судьбами и проблемами человеческого бытия. Такие читатели, как правило, находятся, и их немало. Экзистенциальный философ и писатель приглашает их к напряжённому, но интересному и жизненно важному диалогу. О чём же он? Прежде всего, конечно, о человеческом существовании и его уникальных особенностях.
Ж. П. Сартр в работе «Экзистенциализм – это гуманизм» поясняет специфику существования человека следующим образом. При изготовлении вещи человек предварительно формирует её идею. Ремесленник, изготавливающий нож, исходит из своих представлений о том, что такое нож и какой именно нож сейчас надо сделать: сущность здесь предшествует существованию вещи. Принципиально иным образом обстоит дело с человеком. Человеческое дитя рождается, уже существует, но ему ещё предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Здесь существование предшествует сущности. Разделяя экзистенциализм на два основных направления – христианское (Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистическое (М. Хайдеггер, А. Камю), Ж. П. Сартр себя относит к последнему. Утверждение атеистических экзистенциалистов: бога нет, бог умер – не повторяемые вслед за Ницше фразы, рассуждает Сартр, а исходный пункт для развёртывания важнейших философских тезисов и обращённых к реальному человеку нравственно-практических выводов.
Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя, – в этом и состоит первый принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто кроме данного индивида не может за него осуществить его превращение в человека. И именно он несёт ответственность, если его превращение в человека в подлинном смысле так и не состоится.
Итак, экзистенциальные философы внушают читателю здравую и очень важную идею индивидуальной ответственности человека за всё, что происходит с ним самим и с другими людьми.
Человек – своего рода «проект», который живёт, развертывается, реализуется или не реализуется, и процесс обретения человеческой сущности индивидом длится всю его жизнь, не теряя остроты, напряжённости, драматизма.
Ж. П. Сартр предвидит и разбирает возможные возражения против своей концепции – например, апелляцию к силе обстоятельств: обстоятельства были против меня – я не сделал и не делаю того дела, к которому предназначен, не встретил людей, которых можно было бы любить, и т. д. Для экзистенциализма, говорит Сартр, нет способностей, тяготения к какому-либо делу вне их проявления. И если человек никого и никогда не любил, ни к кому реально не проявил дружеского расположения, значит, таких качеств нет и не было в его индивидуальном «проекте». Быть в пути, то есть постоянно заботиться об обретении своей сущности, – истинно человеческий, хотя и нелёгкий, полный драматизма удел.
X. Ортега-и-Гасет писал, что идея прогресса «усыпила» в европейце и американце то радикальное чувство опасности, которое и является субстанцией человека. Ибо если человечество прогрессирует с неизбежностью, из этого вроде бы вытекает: мы можем перестать быть настороже, отбросить все заботы, освободить себя от всякой ответственности и предоставить возможность человечеству неотвратимо вести нас к совершенствованию и к наслаждению. Человеческая история оказывается, таким образом, лишённой всякого драматизма.
Мир экзистенциалистски ориентированного индивида – это свобода, на которую человек обречён. Причём на сколько-нибудь гарантированную опору индивиду рассчитывать не приходится. Человек свободен, он и есть свобода, пишет Сартр. Свободный выбор индивида – его удел, ответственность и его трагедия. Ситуация личностного выбора – излюбленная тема экзистенциальной философии. Она анализируется и на реальных жизненных примерах, и через образы и коллизии художественных произведений, и в абстрактном контексте философских сочинений. В классической философии, конечно, тоже шла речь о выборе, а иногда – о побуждениях и мотивах деятельности индивидов. Но по большей части интерес философов-классиков был сосредоточен на познавательных аспектах деятельности. В XX веке центр внимания философов явно переместился.
Информация о работе Человек как уникальное существо: основная идея философии экзистенциализма