Человек в философии Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

Китай- страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.
В эпоху Шань-Инь и в начальный период существования династии Джоу господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Оно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие их китайских божеств имели явное сходство с животными, птицами и рыбами.

Содержание работы

1.Становление индийской и китайской философии.
2.Философские идеи ведического периода и буддизма.
3.Конфуцианство и даосизм о человеке.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Монах, пошедший все стадии восьмеричного пути и с помощью  медитаций пришедший к освобожденному сознанию, становится архатом, святым, который стоит на пороге конечной цели - нирваны (буквально: угасание). Здесь  подразумевается не гибель, но выход  из круговорота перерождений. Человек  этот уже не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны.                                    

. Буддизм вскоре после  возникновения распространился  на Цейлоне, позже через Китай  проник на Дальний Восток.

3.Конфуцианство  и даосизм о человеке.   

  Конфуцианство - этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551-479 года до н.э.), развитое в религиозный комплекс Китая, Кореи,Японии и некоторых других стран.

Государственный культ Конфуция с официальным ритуалом жертвоприношений, учрежденным в стране в 59 году нашей  эры, просуществовал в Китае до 1928 года. Конфуций заимствовал первобытные  верования: культ умерших предков, культ земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка - Шан-ди. В китайской традиции Конфуций выступает  хранителем мудрости «золотого века»  древности. Он стремился вернуть  монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его  счастливым. При том он исходил  из представления о том, что древние  мудрецы создали институт государства  ради защиты интересов каждого индивида.

Конфуций жил в эпоху  крупных социальных и политических потрясений: нарушились патриархально-родовые  нормы, разрушался сам институт государства. Выступив против царившего хаоса, философ  выдвинул идею социальной гармонии, опирающуюся  на авторитет мудрецов и правителей глубокой древности, приоритет перед  которыми стал постоянно действующим  импульсом духовной и общественной жизни Китая.

Конфуций излагал идеал  совершенного человека, рассматривая личность как самоценную. Он создал программу совершенствования человека: с целью достижения духовно развитой личности лада с Космосом. Благородный  муж-источник идеала нравственности для  всего общества. Ему одному присуще  чувство гармонии. И органический дар жить в природном ритме. Он являет единство внутренней работы сердца и внешнего поведения. Мудрец действует  природосообразно, поскольку от рождения приобщен к правилам соблюдения «золотой середины». Его назначение - преобразовывать  социум по законам гармонии, царящей  в Космосе, упорядочивать и охранять ее живое. Для Конфуция важны пять «постоянств»: ритуал, гуманность, долг- справедливость, знание и доверие. В ритуале он видит средство, выступающее как «основа и утоп» между небом и землей, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космиче6ского сообщества. При этом правила семейной этики Конфуций перенес на сферу государства. В основу иерархии им были положены принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешние церемонии и обряды, доносило ценности гармоничного общения на доступном уровне до каждого, приобщая их к добродетелям.

Как политик Конфуций осознавал  ценность ритуала в деле управления страной. Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохранение в обществе моральных ценностей, не допуская, в  частности, развития потребительства  и ущерба духовности. Устойчивость китайского социума и государства, питавшаяся жизнеспособность китайской  культуры, во многом была обязана ритуалу.

Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его  элементы тесно связаны с развитием  древнего и средневекового китайского общества, которое оно само помогало образовывать и консервировать, создавая деспотическое централизованное государство. Как определенная теория организации  общества, конфуцианство сосредотачивается  на этических правилах, социальных нормах и регулировании управления, при формировании которых оно  было весьма консервативным.

Конфуций сосредотачивает  внимание на воспитании человека в  духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. В его социальной этике личность является личностью не «для себя», но для общества. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание - это подведение человека к надлежащему исполнению той функции. Такой подход имел большое  значение для упорядочения жизни  в аграрном Китае, однако он вел к  редукции индивидуальной жизни, к определенному  социальному положению и деятельности. Индивид был функцией в социальном организме общества.

Исполнение функций на основе порядка с необходимостью приводит к проявлению человечности. Человечность-основное из всех требований, предъявляемых к человеку. Человеческое существование является настолько  социальным, что оно не может обойтись без следующих регуляторов: а) помогай  другим людям достичь того, что  бы ты сам хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим. Люди различаются в зависимости  от семейного, а затем социального  положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводил принцип  сыновей и братской добродетели. Социальные отношения являются параллельно  отношений семейных. Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальника такие же, как отношения сына к отцу и младшего брата к старшему.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает пинцип справедливости и исправности. Справедливость и исправность не связаны с онтологическим пониманием истины, чем Конфуций специально не занимался. Человек должен поступать  так, как велит порядок и его  положение положение. Исправное  поведение- это поведение с соблюдением  порядка и человечности.

Даосизм возник в 4-6 веках  до н.э. По преданию тайны этого учения открыл древний легендарный желтый император. В действительности истоки даосизма исходят к шаманским  верованиям и учениям магов, а  его воззрения изложены в «Каноне  о пути и добродетели», приписываему легендарному мудрецу Лао-цзы, и  в трактате «Чжуань-цзы», отражающем взгляды философа Чжуань Чжоу и «Хуайнань-Цзы».

Социальным идеалом даосизма был возврат к «естественному»  первобытному состоянию и внутриобщинному  равенству. Даосцы порицали социальный гнет, осуждали войны, выступали против богатства роскоши и знати, бичевали жестокость правителей. Основатель даосизма Лао-цзы выдвинул теория «недеяния», призывая массы к пассивности, следованию «дао»- естественному ходу вещей.

Философские построения древнего даосизма стали фундаментом религиозного учения даосов в средние века как  части синкретического комплекса  «трех учений», наряду с конфуцианством и буддизмом. Конфуциански образованная интеллектуальная элита проявляла  интерес к философии даосизма, особо был привлекателен древний  культ простоты и естественности: в слиянии с природой обреталась свобода творчества. Даосизм воспринял  некоторые черты философии и  культа буддизма в процессе адаптации  последнего к китайской почве: буддийские понятия и философские концепции  переходились в привычных даосских терминах. Даосизм воздействовал  на развитие неоконфуцианства.

В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти начала постигаются не рациональным путем, конструированием логически последовательных формул, а с помощью прямого понятийного  проникновения в природу существования.

Дао-это понятие, при помощи которого возможно дать универсальный  всеобъемлющий ответ на вопрос о  происхождении и способе существования  всего сущего. Оно в принципе безымянно, везде проявляется, ибо есть «источник» вещей, но не является самостоятельной  субстанцией, или сущностью. Само дао  не имеет источников, начала, является корнем всего без собственной  энергетической деятельности.

Дао присуща собственная  творческая сила дэ, через которую  дао проявляется в вещах пи воздействии инь и янь. Понимание  дэ как индивидуальной конкретизации  вещей, для которых человек ищет имена, радикально отличается от антропологически направленного конфуцианского конфуцианского понимания дэ как нравственной силы человека.

Онтологический принцип  одинаковости, когда человек как  часть природы, из которой он вышел, должен удержать это единство с природой, постулирует также гносеологически. Речь здесь идет о согласии с миром, на котором основывается душевное спокойствие  человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Введение в философию:  в 2-х частях. М., 1990.

2.Историко-философское ведение  (от Конфуция до Фейербаха). Воронеж, 2000.

3.Краткая история философии.  М., 1996.

4.Философия. М., 2000.

5.Философия: Основные  проблемы философии. М.,1997.

 


Информация о работе Человек в философии Древнего Востока