Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 00:35, реферат
Целью написания данного реферата стала попытка проанализировать подход к проблеме личности в экзистенциализме, в одном из интересных направлений философской антропологии. Также рассмотрена история возникновения философии экзистенциализма и ее основные представители.
Введение…………………………………………………………………..………3
1. Понятие философии экзистенциализма и история ее возникновения…..…4
2.Проблема личности в философии экзистенциализма…………………….….9
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………….……………………………………………..14
Философская концепция экзистенциализма Сартра развивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия. Свобода индивида как носителя беспокойной субъективности может быть лишь “разжатием бытия”, образования в нем “трещины”, “дыры”, ничто. Индивида современного общества Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования. Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему, давят на него своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них может себя чувствовать благополучно устроенным только общество “подонков”, человек же испытывает “тошноту”. В противовес всяким вообще “объективным” и опосредованным вещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от реализации которых зависит подлинное содержание человечности.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”, согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает” себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость, и для человека нет “алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что не будучи чем- то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма: “...существование предшествует сущности...” По сути это означает, что всеобщие, культурные объективации, которые выступают как “сущности”, “природа человека”, “ценности” являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает. “Экзистенция” и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния, субъективно [4]. В более поздней работе ”Критика диалектического разума” Сартр формулирует этот принцип как принцип “несводимости бытия к знанию”. Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего единства “проектирующего я”. В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую основу Сартр обозначает как “ничто”. Помысли Сартра, “...человек без всякой опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека” и тем самым “человек осужден на свободу”. Но тогда основой подлинности (аутентичность) могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально неосмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида: “история любой жизни есть история поражения”. Появляется мотив абсурдности существования: Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть.
Заключение
Таким образом, мы видим, что философия экзистенциализма рассматривает человека как личность, как индивидуальность со своими уникальными свойствами. Эта философия, этот подход к рассмотрению человека является наиболее актуальным для России в настоящее время. В Советском Союзе человек превращался в безликий винтик гигантского механизма, который не учитывал его индивидуальные особенности. Личность целиком подчинялась коллективу и угнеталась им, поэтому возникновение конфликтов было неизбежно.
В современной России на личность должно быть обращено намного больше внимания. Философия экзистенциализма может быть применена для достижения этой цели. Если в западных странах эта философия уже потеряла свою былую популярность, то в нашей стране значимость и важность экзистенциальной философии очевидны.
Экзистенциальная философия может быть применена и в Российских Вооруженных Силах в целях воспитания у военнослужащих понимания значимости личности.
Несмотря на гипертрофирование духовного начала в человеке, и сведения его более к иррациональному, экзистенциализм внес значительный вклад в развитие философских подходов к человеку как личности, к выявлению его сущности.
Экзистенциализм также внес вклад в построение целостного философского образа человека.
Философия экзистенциализма, опять же несмотря на некоторые перегибы в рассуждениях, обозначила ту “пограничную ситуацию”, в которой сейчас находится человек и человечество. Своими выработанными принципами она указала на необходимость пересмотра ценностных ориентиров, которыми руководствуется человек как личность и общество.
Список литературы:
1.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999г.
2. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 1996г.
3. Фролов И.Т. и др. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. - М.:Политиздат, 1989г.
4. Сайт Института философии РАН. [Электронный ресурс] // URL: http://www.philosophy.ru/
5. Сайт Проблема личности в философии экзистенциализма [Электронный ресурс] // http://www.referatik.com.ua/
1 . Философия: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 1996г.