Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 08:55, творческая работа
Не важно, сколько философы размышляют о перспективах развития информационного общества, информации о характере компьютерной революции, философия остается верной себе и выполняет функции присущие ей только тогда, когда она занимается человеком.
То, что мы привыкли называть человеком, совпадает с обществом. Но в дополнение к этим абстрактным родовым свойствам, населяющие философские трактаты, статистически усредненного и обобщенного, наш мир населен обычными, нормальными, человеческими существами.
Основная часть……………………………………………………………………...3
1 Человек в информационном обществе ………
Основная часть…………………………………………
1 Человек в информационном обществе ………………………………………..3
Не важно, сколько философы размышляют о перспективах развития информационного общества, информации о характере компьютерной революции, философия остается верной себе и выполняет функции присущие ей только тогда, когда она занимается человеком.
То, что мы привыкли называть человеком, совпадает с обществом. Но в дополнение к этим абстрактным родовым свойствам, населяющие философские трактаты, статистически усредненного и обобщенного, наш мир населен обычными, нормальными, человеческими существами. Такие люди живут и умирают, борются, побеждают, терпят поражения, занимаются бизнесом, работают на заводах и в офисах, становятся ленивыми, празднуют что-нибудь, у них есть дети, страдают от болезней и старости, или если есть силы, сопротивляются ей, занимаются наукой и философией или страдают в слепом невежестве трущоб.
При всем этом, человеку свойственно свое состояние - быть погруженным в бытие мира, который является его частью. Краткосрочные цели не установлены для людей, рано или поздно, с большей или меньшей тяжестью, тревогой и страхом, человек начинает думать о смысле его жизни, смерти и бессмертии, о справедливости, о цели жизни, ее смысла и бессмысленности. Люди склонны к стрессам и аффектам, рациональным и иррациональным механизмам действия.
Таким образом, на вопрос – «что такое человек?» - мудрый или глупый, разумный или неразумный, добрый или злой - философ может дать только один ответ: человек разнообразен и непредсказуем. Но он в корне отличается от всех других существ на земле, и, возможно, во всей вселенной.
Чем же отличается человек от всего остального живого?
Отличается, прежде всего, своим интеллектом, адаптивностью, тягой к творчеству и свободе. Это четыре великие фундаментальные человеческие черты.
Животные не обладают знаниями, не производят их, и поэтому не могут быть свободными, потому что свобода предполагает принятие и реализацию решений с полным пониманием дела. Они производят и передают информацию, но не вся информация является разумной. Домашние животные изменяют мир, но это преобразование не основано на технике и технологиях и оно не творческого характера. Фундаментальные особенности человека возвысили его над животным миром, но это не значит, что он всегда использует свои преимущества на благо себя и человеческой расы в целом.
Новые информационные технологии открывают большую перспективу на огромный рост этих фундаментальных особенностей человека, для дальнейшего их использования в беспрецедентных масштабах. Но каковы будут последствия, после реализации и применения этих технологий, зависит от социальных, культурных и цивилизационных структур и механизмов, идеалов и идеологий социальных моделей, ценностей и политических установок, страстей. Честолюбие, этнических традиции и предрассудки доминируют в современном человеке.
Более высокие информационные технологии могут, как и все предыдущие технологии, послужить как добру, так и злу. Человек должен сделать важный выбор, основанный на четком понимании страшной силой связанных побочных эффектов этих технологий, а также конструктивные и позитивные ее возможности. Человек своей деятельностью преобразует мир, себя и общество. С самого начала в полной зависимости от окружающей среды, но, в конце концов, человек смог стать ее хозяином.
Перспектива экологической катастрофы, которая несколько десятилетий назад, которая казалась очень далекой, теперь становится реальностью: озоновый слой разрушается, не хватает пресной воды, кислотные дожди и химические вредные отбросы делают почву непригодной для сельского хозяйства и пища превращается в яд. Умирающие океаны, леса - основной источник кислорода воздуха.
Несмотря на планируемую разрядку в международных отношениях и грядущее смягчение международного климата, вырабатываемые новыми политическими мышлениями - угроза ядерной войны до сих пор не устранена. В то же время на новое человечество уже надвигается катастрофа: эпидемия СПИД, увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными странами, хронический голод и политическая нестабильность в некоторых странах, угрожающая хрупкая стабильность и неустойчивость экономического баланса в обозримом будущем.
В некоторых зарубежных странах, основанных на централизованном планировании и однопартийной политической системе, создаются глубокие изменения и проводятся усилия по преодолению социально-экономического и идеологического кризиса. Новые социально-экономические программы и преобразования, в созерцании этих стран, и рассчитанные помочь в преодолении пренебрежения отношения к человеку, к личности, к индивидуальной инициативе, требуют радикального пересмотра проблем собственности, государственного контроля социальной активности и изменения в приоритетах взаимодействия между коллектива и индивида. Рушатся и идеологические штампы, управленческие и организационные формы, они не смогли выдержать испытания социальной практикой и временем. В этих условиях люди не только имеет право, но и обязаны задуматься о том, что значит информационная революция для самого себя, для своего существования, как настоящего, живого, а не абстрактной сущности.
Тем не менее, есть в этом и определенные преимущества.
Информационное общество, в принципе, лишено каких-либо государственных или национальных особенностей, в том смысле, что это действительно невозможно только в одной стране. Таким образом, Российская Федерация только, только, еще подключается к существующей системе отношений - социальных, экономических, культурных. И если этот процесс, в некоторой степени окажется успешным, каждый из нас - обязательно останемся в выигрыше. Потому что, помимо развития информационных технологий - высоких и утилитарных, бытовых, которые немного облегчают нашу жизнь – каждый получит шанс быть более важным в государстве, которое сможем контролировать через информационную связь.
Мало того, что мы получаем возможность точно знать о процессах, происходящих в государственном устройстве - этому устройству нужно будет считаться с мнением каждого из нас, потому что, мы сможем донести до него свои мнения полные и неискаженные. Станет технически осуществимым метод управления, который отразит саму суть демократии. Кроме того, учитывая интерактивная возможность выражения мнений, станет возможным общественный договор, можно будет в буквальном смысле находить компромисс между мнениями всех без исключения.
Проблемы меньшинства удаляются, чье мнение фактически всегда игнорируется, по чисто арифметическому методу решению большинства. Кроме того, информационные технологии приводят к созданию высокоинтеллектуальных компьютерных систем и машин. Возможно, сможет произойти отчуждение человеческого интеллекта из-за компьютеров, но приведет ли это - к созданию более мощного интеллекта, чем человек? Не будет ли означать, эта компьютеризация и информатизация общества, создание искусственного интеллекта, появление новой, антигуманоидной, чисто механической цивилизации, в которой ум отчуждается от народа, и приведет к его исторической неизбежной гибели с большей необратимостью, чем экологический дисбаланс или ракетно-ядерная война?
Теперь, после миллионов лет борьбы с природой, человечество, наконец, признали необходимость вступить с ней в диалог, начать сотрудничество. Не должна ли оно задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что скорость, с которой они происходят, беспрецедентно высока, и, возможно, в ближайшем будущем предотвращение негативных последствий будет невозможным.
Представьте себе человека, который только что перенес тяжелую операцию Лечащий врач, отвечающий за восстановление больного, говорит - сначала попытаемся лечиться древними методами, известными еще Геродоту. Это как-то более надежное и проверенное мировым опытом, ну а если не поможет - давайте делать переливание крови, и внедрять современные антибиотики. Опыт бывает двух видов - положительный и отрицательный. Негативный опыт может отправить человека на тот свет до того как он будет использоваться современные лекарственные средства и передовые медицинские учреждения. То же самое можно сказать и об обществе и о человеке.
Там, где социальные и человеческие проблемы могут достигать максимальной тяжести, использование самых радикальных средств, в том числе и тех, которые представляются новейшими видами технологий и науки, может быть наиболее эффективным. Но это должно применяться в разумных пределах, опираясь на серьезный анализ, на подлинные и глубокие человеческие философии, философию сознания, философию прогресса.
Что же является предметом философии?
Предметом философии являются все общие свойства и отношения действительности - природы, общества, человека, материальных и идеальных отношений, отношений бытия и мышления, отношения объективной действительности и субъективного мира.
Человек пытается найти ответ на самые основные и фундаментальные вопросы:
- Что такое мир и каково место и предназначение человека в мире?
- Что является основой всего существующего материального и духовного?
- Соблюдает ли мир какие-нибудь законы?
- Может ли человек узнать о мире, какими будут эти знания?
- В чем смысл жизни и ее цель?
Такие вопросы называют мировоззрением.
Центральные философские проблемы формируют основные вопросы философии, потому что через отношения человека, его мышление, сознание, духовная и умственная деятельность, признается место человека в мире, его цели, смысл существования.
Гносеология – это раздел в философии, изучающая природу проблемы познания и его возможностей, отношения знаний и реальности, исследуются предпосылки универсальным знаниям, выявляются условия их достоверности и истинности.
Познание является результатом исторического опыта человечества. Усвоение конкретными людьми уже существующих концепций, роль этих понятий в их умах и работе - все это зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе этих контактов понятия проверяются по несколько раз, обогащаются и дополняются новыми данными.
Таким образом, чувственное и рациональное мышление в неразрывном единстве и сотрудничестве.
В их сложном взаимодействий обнаружены два вида деятельности:
1. Практическая работа в широком смысле;
2. Конкретные мероприятия, направленных на создание новых знаний на производство понятий и новых терминов, т.е. теоретическая работа в качестве своего рода особого умственного труда.
Во время физического воздействия на конкретные предметы и явления, человечество приобретает многочисленные познания об отношениях между различными типами материальных объектов, между различными свойствами этих объектов. Поскольку познание направлено на выявление отношений между свойствами объектов, а также между самими объектами – такие отношения становятся объектами познания.
Процесс, посредством которого постепенно и последовательно производятся понятия, которые отражают общие свойства предметов и явлений в мире, измеряется веками. Прежде чем познание определенных связей приобретет обобщенную форму и тем самым приобретет концептуальное выражение, должны миллиарды раз произвестись сопоставления, для сравнения, психического и физического изменения объектов.
Переход от более общих, к более конкретным знаниям и эмпирическим, и представляет собой процедуру объяснения. Знания, которые формируют основу для объяснения, называют объясняющими. Знания для обоснования называют объясняемыми. Как объясняющие знания могут выступать факты, закономерности.
Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому.
При переходах проводятся такие процедуры, как:
1. Интерпретация – первоначальное обозначение смысла и значения для информации;
2. Переосмысление – последующее уточнение и при необходимости, изменение смысла и значения для информации;
3. Конвергенция – это объединение, а так же слияние прежде разрозненных смыслов и значений информации;
4. Дивергенция – это разделение здравого смысла на подсмыслы;
5. Конверсия – это качественное изменение смысла и значения информации, а так же ее радикальное преобразование.
Процесс понимания представляет собой не только усвоение уже разработанных знаний, но и разработка принципиально новых знаний, которые не существовали ранее.
Иррационализм – это философское учение. Настаивает на ограниченных возможностях разума, мышления и признания главным видом знания - интуицию, чувства, инстинкты. Считает хаотичной реальную действительность, лишено различных закономерностей, подчинено игре случая, а так же имеет свойство слепой воли.
Рационализм – это учение, согласно которому всеобщность и необходимость – являются логическими атрибутами универсальных знаний – они не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Могут быть получены из самого ума или концепций, пришедших с умом от рождения; либо из понятий, которые существуют только в виде задатков, диспозиций ума.
Проблемы философии: первый
период характеризуется космоцентризмо
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
Учебное пособие для высшей школы: Информационный образ жизни |
http://rudocs.exdat.com/docs/ |
2 |
Википедия: Информационное общество |
http://ru.wikipedia.org/wiki/ |
3 |
Информатизация общества |
http://infdeyatchel.narod.ru/ |