Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 13:34, контрольная работа
Человек – главная проблема философии. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационно-технического мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя.
Так чем же отличается человек от всего живого? Прежде всегоразумом, технологичностью деятельности, стремлением к творчеству и свободе. Это четыре великих фундаментальных признака человека.
Введение
Человек – главная проблема философии. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационно-технического мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя.
Так чем же отличается человек от всего живого? Прежде всего разумом, технологичностью деятельности, стремлением к творчеству и свободе. Это четыре великих фундаментальных признака человека.
Фундаментальные особенности человека возвышают его над миром животных, но это еще не означает, что он всегда использует свои преимущества на благо самому себе и рода человеческого в целом.
Новая информационная технология впервые открывает перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах. Но каковы будут последствия ее внедрения и применения, зависит от социальных, культурных и цивилизационных структур и механизмов, от идеалов и идеологий, от социальных моделей будущего и утопий, мифов, ценностей и политических установок, страстей, амбиций, этнических традиций и предрассудков, во власти которых находится современный человек. Эта новая, высшая информационная технология может, как и все предшествовавшие технологии, служить и добру и злу. По отношению к информационной технологии человек должен сделать особый, сверхдетерминирующий исторический выбор, основанный на четком понимании ужасающей силы связанных с ней негативных последствий, а также конструктивных, позитивных возможностей.
Человек своей деятельностью преобразует мир. Находясь вначале в зависимости от окружающей среды, он сумел стать его господином, но впал благодаря тому в еще более тяжелую зависимость. Перспектива экологической катастрофы стала сейчас уже реальностью: разрушается озонный слой, не хватает пресной воды, кислотные дожди и химические вредные отбросы делают почву непригодной для земледелия, а продукты питания превращаются в яд. Гибнет Мировой океан, сокращается масса лесов – главного источника атмосферного кислорода. Несмотря на намечающуюся разрядку в международных отношениях и на смягчение международного климата, порождаемого новым политическим мышлением, угроза термоядерной войны еще не ликвидирована, а вместе с тем на человечество надвигаются и новые беды: пандемия СПИДа, углубляющийся разрыв между бедными и богатыми странами, хронический голод и политическая нестабильность в ряде стран, угрожающие хрупкой стабильности и непрочному экономическому равновесию в обозримом будущем.
В этих условиях человек обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого.
В связи с высокой актуальностью проблемы человека в информационно-техническом мире, в современной философии уделяется ей большое внимание, поэтому современная философская литература обращается к этой проблематики очень часто, посвящено этой тематике много информации в периодических изданиях и глобальной сети Интернет.
В нашей работе мы изучили влияния информационно-техногенного мира на современного человека, проанализировали состояние современных проблем информационно-техногенного мира.
Информационное общество
В последней четверти XX в. человечество вступило в новую стадию своего развития – стадию построения информационного общества.
Предчувствие и осмысление неизбежности крутого поворота в исторических судьбах человечества, связанного с переходом к новой цивилизации, заметно уже в трудах мыслителей первой половины века.
Раньше других это выразил О. Шпенглер еще в 20-е гг. провозгласивший закат нынешней индустриальной цивилизации, но еще не обозначивший контуры и содержание новой, идущей на смену. В 40-е гг. австралийский экономист К. Кларк уже вполне определенно говорил о наступлении общества информации и услуг, общества с новой экономикой и технологией. В конце 50-х гг. американский экономист Ф. Махлуп выдвинул тезис о наступлении информационной экономики и превращении информации в важнейший товар, а в конце 60-х гг. лидер постиндустриализма Д. Белл уже предсказывал превращение индустриального общества в информационное.
Из-за того, что информационная техника и технология на в ХХ веке стали бурно развиваться, на рубеже 60-х и 70-х годов были сформированы характеристики будущего информационного общества.
Во-первых, переход экономических и социальных функций в информационном обществе от капитала к информации на основании соединения науки, техники и экономики, увеличение информоёмкости производимых продуктов, сопровождающееся ростом доли инноваций, маркетинга и рекламы в их стоимости, высокого уровня автоматизации производства, освобождающего человека от рутинной работы и т.п. Производство информационного продукта, а не продукта материального станет движущей силой образования и развития.
Во-вторых, фактором социальной дифференциации в информационном обществе выступает не собственность, а уровень знаний. В основе этого процесса, по утверждению Д. Белла, лежит рост сферы услуг за счет сферы материального производства, вызывающий, в свою очередь, преобладание в высших социальных эшелонах людей, специализирующихся на выработке систематически организованного знания. Подобный тип профессионального труда неотделим от всевозможных инноваций, что предъявляет повышенные требования к уровню знаний. Общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями, оно пытается предвидеть будущее и осуществить планирование. Закономерным следствием этого становится формирование новых социальных элит, основанное на уровне полученного образования.
В-третьих, информационное общество характеризуется симбиозом социальных организаций и информационных технологий. Возможность внедрения новых информационных технологий не только в промышленное производство, но и в социальную сферу определяется, прежде всего, через создание тех ли иных алгоритмов действия – принятия управленческих решений в неопределенной ситуации или в ситуации риска и т.п. Результатом этого должна стать новая рациональность информационного века, – основанная не на классической идее «общественного договора» или «социального согласия», а рациональность интеллектуальных технологий, позволяющая наконец-то осуществиться весьма почтенной по своему возрасту мечте об упорядочении социальной жизни.
Вышеописанные характеристики информационного мира, предложенные Д. Беллом, несомненно, имеют отношения к современному информационно-техническому человечеству. Это еще раз подчеркивает, насколько сложные и важные процессы протекают в человеческом обществе под влиянием техники, а в последнее время, особенное влияние на человека получила именно информационная техника.
Таким образом, общество, возникающее в результате информационной революции, существенно отличается тем, что информация, и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место. Информация в ее самом обыденном смысле всегда играла решающую роль в деятельности человека.
Итак, общество является информационным, если:
- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
- в обществе
производится, функционирует и доступна
любому индивиду, группе или организации
современная информационная
- имеются
развитые инфраструктуры, обеспечивающие
создание национальных
- в обществе
происходит процесс ускоренной
автоматизации и роботизации
всех сфер и отраслей
- происходят
радикальные изменения
Вопросы философии в информационном обществе
Все, что, так или иначе, имеет отношение к становлению новой цивилизации и новой культуры, – понятия «технология», «информация», «знание», «социально-культурные трансформации», «компьютер», «программа», «искусственный интеллект», «экспертная система», «когнитивный процесс», «робот» и «компьютерное поколение» – подлежит тщательному и взвешенному философскому анализу. Он должен распространиться на познание общества, на технику и историю, на математические структуры и социальные последствия информационной революции.
Таким образом, философия проникает в сферу информационно-технической деятельности человека, ставит перед ним различные вопросы, в том числе, о целесообразности такой деятельности.
Кроме того, на современном этапе существования человека именно информационно-техническая деятельность вызывает самые большие тревоги человечества, потому что под угрозой существования в результате такой деятельности сейчас оказался сам человек. Поэтому тема философского исследования человека в информационно-техническом мире сейчас актуальна как никогда, и эта актуальность в будущем, по-видимому, будет только расти.
Информационная технология ведет к созданию интеллектуальных компьютерных систем. Сможет ли благодаря компьютерам произойти отчуждение человеческого интеллекта, приведет ли это к созданию интеллекта более мощного, чем человеческий? Не означает ли компьютеризация и информатизация общества и создание систем искусственного интеллекта появление новой, антигуманоидной, чисто машинной цивилизации, в которой разум, отчужденный от человека, приведет к его исторической (хотя не обязательно биологической) гибели с большей неотвратимостью, чем экологический дисбаланс или ракетно-ядерная война?
Сейчас, после миллионов лет борьбы с природой, человечество наконец осознало необходимость вступить с ней в диалог, в сотрудничество. Не должно ли оно уже сейчас, пока не поздно, задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что темп, с которым они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже невозможным. Необходимо посмотреть на проблему и с другой стороны: сможет ли человек выжить в условиях невероятного усложнения задач, подлежащих срочному решению, если он не будет формировать информационно-компьюторную революцию и не усилит свой естественный интеллект искусственным?
Анализ информационно-техногенного мира
Последней, происходящей на наших глазах социо-технологической революцией, является информационно-компьютерная. Она реализуется как процесс информатизации всех сфер жизни общества и жизнедеятельности человека. В основе каждой социо-технологической революции лежат свои особые технологические системы. Для информационной революции эту роль играет информационная технология. Ее конечным результатом должно стать создание новой информационной цивилизации. При этом все претерпевает радикальные изменения; материальное производство и мировоззрение, быт и образование, общение и искусство меняют не только свои внешние очертания, но и внутренние механизмы – содержание деятельности.
Информационная технология радикально меняет не только материальное, но и духовное производство – производство знаний. Все отчетливее проступают контуры новой цивилизации – информационного общества. Оно не является альтернативой капитализму или социализму, как не было такой альтернативы и у индустриального общества, в рамках которого существовали и продолжают сосуществование различные общественно-экономические системы.
Информационная революция вырастает из технологических инноваций, но не сводится к ним. Ее технологическая составляющая собственно и есть компьютерная революция. Она радикально трансформирует все средства обработки, передачи и производства информации и опосредствованно оказывает возрастающее влияние на ход исторических событий, постепенно меняя систему ценностей, мировоззрение и представления людей о самом человеке, смысле его бытия и предназначения. Поэтому философские размышления над компьютерной революцией перерастает в задачу осмысления социально-исторической судьбы человечества. Она охватывает болевые точки индивида и общества, народов и стран, трансформацию техники и науки, новые культурные веяния и метаморфозы миропонимания.
Итак, информационно-компьютерная революция – исторический факт.
Поэтому теперь следует обрисовать общие контуры тех перспектив и последствий, которые присущи всем сообществам, вступающим на путь информационно-компьютерной революции.
За последние 10—15 лет поток литературы, посвященной самым различным последствиям компьютерной революции, непрерывно расширялся.
Швейцарский исследователь К. Хессиг, обобщая опыт своей собственной страны, сравнивая его с опытом великих информационных держав, определил все возможные негативные и позитивные последствия информационно-компьютерной революции в виде весьма лаконичной и наглядной таблицы (табл.1).
Информация о работе Человек в информационно-техногенном мире