Человек вне общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:11, реферат

Описание работы

Философия (любовь к мудрости). Появление философии связано с разделением труда в обществе на материальный и духовный. Люди, занимающиеся нематериальным трудом, имели много свободного времени и, следовательно, больше возможностей думать, наблюдать и постепенно они стали выявлять некоторые закономерности окружающего мира, что и привело к развитию философии. Источниками формирования философии являлись первоначальные наблюдения за природой и обществом. В Древней Греции - теогония - учение о богах сменяется на космогонию - учение о мире. Первые греческие философы сделали предметом изучения природу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….стр.3
1. Жизнь и творчество Аристотеля……………………………………………………......стр.4
2. Материя и форма (эйдос). Потенция и акт…………………………………………......стр.6
3. Категории философии……………………………………………………………………стр.7
4. Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал……………………….…стр.7
5. Критика платоновской теории «идей». Логика…………………………………….......стр.7
6. Психология и этика Аристотеля………………………………………………………..стр.10
7. Об обществе и государстве……………………………………………………………..стр.11
8. Космология и физика Аристотеля……………………………………………………...стр.12
Заключение…………………………………………………………………………………стр.14
Литература……………………………………………………………………………….....стр.15

Файлы: 1 файл

Человек вне общества.docx

— 43.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………….стр.3

 

1. Жизнь и  творчество Аристотеля……………………………………………………......стр.4

2. Материя  и форма (эйдос). Потенция и  акт…………………………………………......стр.6

3. Категории  философии……………………………………………………………………стр.7

4. Бог как  перводвигатель, как абсолютное  начало всех начал……………………….…стр.7

5. Критика  платоновской теории «идей». Логика…………………………………….......стр.7

6. Психология  и этика Аристотеля………………………………………………………..стр.10

7. Об обществе  и государстве……………………………………………………………..стр.11

8. Космология  и физика Аристотеля……………………………………………………...стр.12

 

Заключение…………………………………………………………………………………стр.14

Литература……………………………………………………………………………….....стр.15

 

 

Введение.

 

Философия (любовь к мудрости). Появление философии  связано с разделением труда в обществе на материальный и духовный. Люди, занимающиеся нематериальным трудом, имели много свободного времени и, следовательно, больше возможностей думать, наблюдать и постепенно они стали выявлять некоторые закономерности окружающего мира, что и привело к развитию философии. Источниками формирования философии являлись первоначальные наблюдения за природой и обществом. В Древней Греции - теогония - учение о богах сменяется на космогонию - учение о мире. Первые греческие философы сделали предметом изучения природу. Их интересовали вопросы возникновения и строения мира. Также предметом их исследования выступал человек, его природа, ум, чувства. Философия - система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека и т.д. В отличие от мифологии и религии философия избрала в качестве своего ориентира не слепую веру, не сверхъестественное объяснение явлениям окружающего мира, а свободное размышление о мире и человеке, основанное на принципах логики и разума. Философия - наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого.

       Античная философия является  собой последовательно развивавшуюся  философскую мысль и охватывает  период свыше тысячи лет –  с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она не развивалась не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.   

       Мысли мудрых людей даже глубокого  прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии,  в том числе и античной, тот  не может по-настоящему знать  и ее современного состояния.  Изучение истории философии говорит  о поучительности приобщения  к летописи былой мудрости. И  даже заблуждения гениальных  умов часто куда более поучительны,  нежели отдельные открытия просто  способных людей, а тонкости  и странности в рассуждениях  мудрецов более богаты и полезны  для нас, чем просто здравый  смысл в суждениях среднего  человека. Философия и ее история  во многом определяются личностными  особенностями того или иного  мыслителя. Поэтому я хочу остановится  на одном из таких мыслителей, как Аристотель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек вне общества - или бог, или зверь…

 

1. Жизнь и творчество Аристотеля.

 

АРИСТОТЕЛЬ  Стагирит (384–322 до н.э.) – великий  древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы. Родился в Стагире, греческом  городе на восточном побережье п-ова  Халкидика. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Как основатель Ликея в Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия после его смерти, Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии.

Его отец Никомах  был придворным врачом и личным другом македонского царя Аминты Второго, и  их погодки дети, юный Аристотель и  наследник престола Филипп, не раз  проводили время вместе. Когда  Аристотелю было 15 лет, отец его умер, опекуном был назначен его дядя Проксен, который, вероятно, и рассказал Аристотелю про Платона и его Академию. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около двадцати лет, вплоть до смерти Платона ок. 347 до н.э. За это время Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и досократические источники и многие другие дисциплины. По-видимому, Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. В этот период в защиту платоновского учения им были написаны несколько диалогов популярного характера. Возможно, к этому же времени относятся работы по логике, физика и некоторые разделы трактата о душе.

       Широко распространенная легенда  о серьезных трениях и даже  открытом разрыве между Аристотелем  и Платоном еще при его жизни  не имеет под собой оснований.  Даже после смерти Платона  Аристотель продолжал считать  себя платоником. В Никомаховой этике, написанной гораздо позже, в зрелый период творчества, имеется трогательный экскурс, в котором чувство благодарности наставнику, приобщившему нас к философии, уподобляется благодарности, которую мы должны испытывать в отношении богов и родителей.

Однако ок. 348–347 до н.э. преемником Платона в  Академии стал Спевсипп. Многие члены  Академии, и среди них Аристотель, были недовольны этим решением. Вместе со своим другом Ксенократом он оставил  Академию, войдя в небольшой кружок платоников, собранный Гермием, правителем Асса, небольшого города в Малой  Азии. Вначале здесь, а позднее  в Метилене на о. Лесбос Аристотель посвятил себя преподавательской и  исследовательской деятельности. Критикуя Спевсиппа, Аристотель занялся выработкой такой интерпретации учения Платона, которая, как ему казалось, ближе  к философии учителя, а также  лучше согласуется с действительностью. К этому времени их отношения  с Гермием сделались более  тесными, и под его влиянием Аристотель, следуя принципиальной ориентации платонизма на практику, увязал свою философию  с политикой. 

Гермий был  союзником македонского царя Филиппа II, отца Александра, так что, возможно, именно благодаря Гермию Аристотель в 343 или 342 до н.э. получил приглашение  занять должность наставника юного  наследника престола, которому было тогда 13 лет. Аристотель принял предложение  и переехал в столицу Македонии  Пеллу. О личных отношениях двух великих  людей известно мало. Судя по сообщениям, которыми мы располагаем, Аристотель понимал  необходимость политического объединения  мелких греческих полисов, но стремление Александра к мировому господству ему  не нравилось. Когда в 336 до н.э. Александр взошел на престол, Аристотель возвратился на родину, в Стагиру, а год спустя вернулся в Афины.

       Хотя Аристотель продолжал считать  себя платоником, характер его  мышления и идеи оказались  теперь иными, что вступало  в прямое противоречие со взглядами  преемников Платона в Академии  и некоторыми положениями учения  самого Платона. Этот критический  подход выразился в диалоге О философии которые дошли до нас под условными названиями Метафизика, Этика и Политика. Чувствуя свое идейное расхождение с господствующим в Академии учением, Аристотель предпочел основать в северо-восточном предместье Афин новую школу – Ликей. Целью Ликея, как и целью Академии, было не только преподавание, но и самостоятельные исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных учеников и помощников. Совместная деятельность оказалась в высшей степени плодотворной. Аристотель и его ученики сделали множество существенных наблюдений и открытий, которые оставили заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом для дальнейших исследований. В этом им помогали образцы и данные, собранные в дальних походах Александра. Однако глава школы уделял все большее внимание фундаментальным философским проблемам. Большая часть из дошедших до нас философских произведений Аристотеля написана в этот период.

Аристотель  явился систематизатором всех имевшихся  в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук (логики, психологии, биологии, истории науки, истории философии, эстетики, политэкономии, государствоведения и др.).

Философия у Аристотеля (как и у Демокрита, Платона) охватывала всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом ( а также искусство, политику) в  противоположность вере. Она подразделялась им на философию теоретическую (умозрительную), практическую, связанную с общением людей, и изобразительную.

      После внезапной смерти Александра  в 323 до н.э. по Афинам и  другим городам Греции прокатилась  волна антимакедонских выступлений.  Положение Аристотеля было поставлено  под угрозу из-за его дружбы  с Филиппом и Александром, а  также недвусмысленно выражавшихся  им политических убеждений, которые  приходили в противоречие с  патриотическим энтузиазмом городов-государств. Под угрозой преследований Аристотель  покинул город, чтобы, как он  говорил, не дать афинянам совершить  преступление против философии  во второй раз (первым была  казнь Сократа). Он переехал в  Халкиду на острове Эвбея, где  находилось доставшееся ему от  матери имение, где, после непродолжительной  болезни, умер в 322 до н.э.

       Зрелые произведения Аристотеля  делятся традиционно на восемь  групп: 

1. Логические  труды («Органон»): «Категории», «Об  истолковании», «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».

2. Философия природы:  «Физика», или «Лекции по физике»,  в 8-ми кн., «О небе» в 4-х  кн., «О возникновении и уничтожении»  в 2-х кн., «О небесных явлениях» ( «Метеорологика »). В натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I в. до н. э.

3. Психология: «О  душе» в З-х кн., а также «Малые  труды по естествознанию», включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.

4. Биологические  труды: «О частях животных»,  «О движении животных», «О передвижении  животных», «О происхождении животных».  Эти аутентичные труды Аристотеля  обычно дополняются рядом трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.

5. Первая философия:  сочинение в 14-ти книгах, получившее  название «Метафизика». В издании  Беккера ему предшествует трактат  «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии». 

6. Этика: «Никомахова  этика» в 10-ти кн., «Большая  этика» в 2-х кн., «Евдемова этика», из которой печатаются книги  1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами                «Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики». «Большая этика» признается неаутентичной, также неаутентичен трактат «О добродетельном и порочном», относящийся ко времени между I в. до н. э.-I в. н.э.

7. Политика и  экономика: «Политика» в 8-ми  кн., «Экономика» в З-х кн. обычно  считается не аутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском  переводе. В школе Аристотеля  было описано государственное  устройство 158 греческих городов-государств. В 1890 г. был найден папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.

8. Риторика и  поэтика: «Искусство риторики»  в З-х кн., за которым печатается неподлинный трактат «Риторика против Александра» - ранняя перипатетическая работа. За нею идет трактат «О поэзии».

Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа они перешли  к Теофрасту, а затем к его  ученику Нолею. До 1 в. н. э. они пролежали  в подземном книгохранилище, предоставленные «грызущей критике мышей», а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским. Цитируются сочинения Аристотеля (кроме «Афинской политии») соответственно изданию И. Беккера (1831).

Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность  его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная  классификация, так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки. Каждой работе Стагирита предшествует краткое изложение и критический разбор предшествующих учений по данному вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к проблеме, которая затем решается в духе собственного учения Стагирита. Последний выступает поэтому и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требует критического подхода.

 

 

2. Материя и форма (эйдос). Потенция  и акт.

 

Исходя из признания объективного существования  материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя  не может возникнуть из ничего, не может  также увеличиться или уменьшиться  в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность  возникновения действительного  многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных  статуй. Чтобы эту возможность  превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма – это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя – своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар – бог (или ум - перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Таким образом Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса (формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор, например, можно рассматривать как возможность статуи, он же есть материальное начало, субстрат, а высеченная из него статуя – это уже единство материи и формы. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

Информация о работе Человек вне общества