Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:49, реферат
В обыденной жизни понятия «человек», «индивид», «личность» нередко употребляются как синонимы. Однако в науке, в философии, эти понятия различаются. Понятие «человек» - это родовое понятие, т.е. самое общее понятие, которое характеризует биологический вид Homo sapiens, и то, что этот вид живых существ имеет общественную природу, социальную сущность, и то, что принадлежность к этому виду дает право называться человеком. Иными словами, это понятие включает в себя те характеристики, которые отличают представителя рода человеческого от других высокоорганизованных животных.
В обыденной жизни понятия «человек», «индивид», «личность» нередко употребляются как синонимы. Однако в науке, в философии, эти понятия различаются. Понятие «человек» - это родовое понятие, т.е. самое общее понятие, которое характеризует биологический вид Homo sapiens, и то, что этот вид живых существ имеет общественную природу, социальную сущность, и то, что принадлежность к этому виду дает право называться человеком. Иными словами, это понятие включает в себя те характеристики, которые отличают представителя рода человеческого от других высокоорганизованных животных.
Так что же есть человек? Прежде всего, природное существо. Природное (или биологическое) выражается в телесной организации человека, в морфологических, физиологических явлениях, в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Как природное существо человек наделен определенными природными силами, которые существуют в нем в виде задатков, способностей, влечений. Но в отличие от всех других природных существ он является деятельным природным существом. Именно в труде человек утверждает себя как родовое существо. Но труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, совместный. Развитие трудовой активности изменило природную сущность человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, к коим относятся: мышление, язык, общение, убеждение, мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Все это означало появление нового биологического вида Homo sapiens, который, таким образом, с самого начала выступает в двух тесно взаимосвязанных ипостасях: как человек разумный и как человек общественный..
Итак, человек - это целостное
единство биологического и социального,
наследственного и прижизненно
приобретенного. При этом человек
не просто арифметическая сумма биологического,
психического и социального, а их
интегральное единство, приводящее к
возникновению новой
Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие индивид (от лат. Individuum - неделимый) употребляется для обозначения отдельного человека в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Это понятие фиксирует представление об единичном человеке как своего рода социальном атоме, т.е. далее неразложимом элементе социального бытия. Оно описывает человека в аспекте его отдельности и обособленности. Индивид в качестве особой, единичной цельности характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью. Понятие «индивид» есть лишь первое условие обозначения предметной области исследования человека, содержащее возможности дальнейшей конкретизации с указанием его качественной специфики в понятиях личности и индивидуальности.
Что же такое личность? Понятие
«личность» более сложное для
уяснения. Личность нередко понимается
как конкретный индивид (лицо). В
обыденной жизни понятие «
Нередко встречаются
определения личности, которые можно
назвать нормативно-оценочными, когда
авторы исходят как бы из
представления, каким должен
обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам эпохи или класса»33 Тугаринов В.М. Личность и общество. М.: Политиздат, 1965. С.88.. Естественно, в таком случае не все живущие в обществе могут претендовать на подобный «аттестат зрелости».
Подчеркнем еще один аспект.
В настоящее время можно
Личность есть целостная характеристика человека, в которой условно можно выделить как бы две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона - это положение индивида в системе общественных отношений, функции (роли), которые он должен выполнять в силу сложившегося в обществе разделения труда, принадлежности к тем или иным социальным группам с их идеологией и психологией. Субъективная сторона - это мир сознания и самопознания индивида как результат и условие его деятельности в обществе и как призма, через которую он воспринимает мир. Это переживание человеком своего бытия, его самочувствие, удовлетворение или беспокойство, довольство или недовольство миром. Это субъективно-психологическое ядро - «Я» представляет как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, способ соотношения собственных интересов с общественными, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-этических, эстетических принципов и т.д.
Личностные качества человека выступают в таком случае как производные от его социального образа жизни и самосознающего разума. Процесс формирования личности включает в себя две стороны: социализацию и индивидуализацию. Социализация (от лат. socialis - общественный) - это «подключение» индивида к социальному опыту, это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, опыта, навыков, норм, идеалов и ценностей общества, к которому он принадлежит, позволяющих ему быть полноправным членом этого общества. Рождаясь, человек выходит на просторы культурного мира, перед ним разворачивается бесконечный мир материальных и духовных ценностей, который ему необходимо освоить.
К числу основных структурных элементов личности относится мировоззрение, своего рода мост, связывающий человека с внешним миром. Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Сила воли выступает тоже как результирующий показатель личности. Особым компонентом личности являются ее ценностные ориентации, и, прежде всего, нравственность.
Таким образом, личность - это
мера цельности человека. Это индивидуальный
сгусток: 1) существующих общественных
отношений; 2) всей предшествующей истории
(прошлого жизненного опыта), а также
3) своего собственного развития и самосознания.
Одно и то же по своим объективным
признакам общественное положение,
будучи по-разному осознано и оценено
личностью, побуждает ее к совершенно
различным действиям. И, на наш взгляд,
именно в этом последнем смысле можно
согласиться с Ж.П. Сартром, который
постоянно утверждал, что «человек
создает себя сам. Он не сотворен изначально,
он творит себя…» Процесс формирования
личности включает в себя и другую
сторону - индивидуализацию, формирование
своеобразия человека. Индивидуальность
- это неповторимое своеобразие человека.
Это то, что характеризует
Завершить рассмотрение этого
вопроса можно определением личности,
данным известным психологом С.Л. Рубинштейном,
которое, на наш взгляд, как бы «снимает»,
вбирает в себя различные подходы
к определению самого понятия
«личность». «Человек, - писал ученый,
- есть личность в силу того, что он
сознательно определяет свое отношение
к окружающему. Человек есть личность,
поскольку у него свое лицо. Человек
есть в максимальной мере личность,
когда в нем минимум
Личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.