Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:15, контрольная работа
Что я могу знать? Что должен знать? На что могу надеяться? - именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные интересы человеческого разума.
Философские вопросы - есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек). Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее?
Определив понятие, назовем теперь и раскроем основные формы проявления бытия.
Во-первых, это бытие природы (живой и неживой) - мир ее вещей, состояний и процессов.
Во-вторых, философия изучает бытие человека как уникального живого существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного начал.
В-третьих, имеет место бытие общества (общественное бытие) как мир многогранной духовно-практической деятельности людей и их взаимоотношений.
В-четвертых, философия выделяет и бытие духовного, или мир
Духа как особого рода реальность. Оно
представляет собой чувства и идеи, эмоции
и образы, понятия и представления, которые
создаются людьми в ходе их духовно-практической
жизни. Духовное это также и общественное
сознание в различных формах своего проявления
(религиозное, нравственное, художественное
и другие).
Кратко говоря, бытие предполагает две реальности – «мир внешний» (природа, общество) и «мир внутренний» (сознание человека). В своей действительности бытие - это мир, в котором существует человек.
7. В чем философский смысл понятия «материя»?
Основным в философском
Материя (лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).
Это - категория, объединяющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии.
Традиционное определение материи (в материалистической трактовке) восходит к работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», где он определяет материю так: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них1».
Кратко говоря, Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от человека и человечества.
В философии выделяются следующие свойства материи:
Объективность существования - ее бытие вне и независимо от человека и его сознания - основное свойство материи.
Неисчерпаемость материального мира, что означает огромное многообразие его сторон, свойств, явлений и состояний.
Бесконечность - подразумевает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в ней. У материального мира нет ни начала, ни конца. В нем существует лишь непрестанное развитие, смена форм и состояний.
Целостность и структурность. Будучи относительно самостоятельными, все части и стороны мира непосредственно или же опосредованно связаны и взаимодействуют друг с другом: природа и общество, индивид и социальная группа.
Отражение, представляющее собой способность предметов воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки и внутреннее содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки («копии»). Формы проявления отражения (раздражимость, психика и другие) разнообразны, как и сам материальный мир.
Особым свойством
Противоположностью движения является покой как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей.
Кроме названных универсальных (всеобщих) свойств, материи присущи также и такие характеристики, как пространство и время. Это - формы существования материи, которая не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.
8. Дайте краткую
характеристику основных
Диалектика - это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Основная проблема для нее - единство, движение и развитие как фундаментальные характеристики мироздания.
В систему диалектики входят и ее основные законы, которые, являясь системой теоретических знаний, отражают предмет диалектики - универсальные связи и изменчивость бытия.
Закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей – главный закон диалектики, иногда его называют «ядром» диалектики.
Он дает представление о внутренних и внешних источниках развития материального мира («Что является источником развития?»). Сам же процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние.
Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и - при определенных условиях - переходят друг в друга (положительное - отрицательное, ассимиляция - диссимиляция, теория - практика, материальное - идеальное и др.). Единство (тождество) конкретных противоположностей образует противоречие (диалектическое).
Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве.
Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.
Данный закон носит всеобщий характер, так как проявляется в развитии природы и общества, в жизни индивида, в ходе самого человеческого мышления и познания. Диалектика подчеркивает, что в ходе взаимодействия противоположностей изменяются не только стороны предмета, но и весь предмет в целом.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития («Как оно происходит?»). Диалектика характеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, и в этих целях она применяет понятия качества и количества. Само по себе свойство - это характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами. Качество представляет собой единство важнейших и необходимых свойств предмета, которые раскрывают его природу и определенность в мире. Всякая вещь имеет лишь одно основное качество. Понятие же количества указывает на степень развития свойств (качества) предмета, что проявляется в его весе, размерах, длине и т.д. Каждый предмет является противоречивым единством качественного (устойчивого) и количественного (неустойчивого) начал. Это единство сохраняется, но лишь в рамках определенного интервала, называемого в философии мерой.
Диалектика утверждает, что на определенной ступени существования предмета под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии, информации) наступает скачок как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние (качество). Скачок - это решающий поворот в развитии, в истории предмета.
Закон отрицания отрицания раскрывает формы и тенденции процесса развития («Куда оно направлено?»). Это закон, выражающий поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму: «спираль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому».
Особую познавательную роль в данном случае играет понятие отрицания, под которым в диалектике понимается преодоление (вытеснение) старого новым, более совершенным и жизнеспособным. Разумеется, отрицание всегда включает в себя ломку старого, но основное в нем все же утверждение новизны.
Без отрицания нет никакого развития, вот почему оно является движущим началом изменений. Отрицание носит всеобщий характер, проявляясь не только в природе (например, развитие стебля растения из зерна), в обществе (смена способа производства, исторических эпох), но и в жизни каждого человека (смена возраста, процесс познания и деятельности). Само развитие предстает как единство повторяющегося и поступательного, и поэтому оно часто изображается в форме спирали, которая символизирует собой единство восхождения и повторения.
Названные нами законы диалектики «схватывают» реальные связи и процессы материального мира и поэтому имеют большое познавательное значение.
9. Каков образ человека Нового времени?
Философия Нового времени преимущественно определяет человека как носителя разума. У истоков этого понимания лежит знаменитая идея Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Именно своей способностью к мышлению человек отличается от животных. Благодаря разуму он способен понять законы природы, творить, изобретать, заниматься наукой, преобразовывать мир и себя в нем. Когда создатель системной классификации растений и животных Карл Линней (1707—1778) столкнулся с необходимостью дать название виду, которому принадлежит человек, он определил его именно как sapiens - разумный.
Человек является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Способность к познавательной деятельности является его главным качеством. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять окружающий мир с помощью силы научного знания.
Рационалистическая трактовка человека была представлена и в творчестве французских просветителей XVIII в. (Ф.Вольтер и др.). Полагалось, что все общество должно быть переустроено таким образом, чтобы в нем смогли бы полностью раскрыться все задатки и способности людей.
В классической немецкой философии, одном из важнейших течений Нового времени, человек исследовался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И.Кант, Г.Гегель и др.). История общества рассматривалась философами как процесс становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории - гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретение свободы.
Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей совокупности общественных отношений и истории человечества. «Человек - это мир человека, государство, общество», - подчеркивал К. Маркс.
Рационализм до сих пор является ведущим принципом в понимании человека, однако с XIX в. все большую популярность приобретает иррационализм, усматривающий сущность человека вне его разума - в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции» и т.д.
10. Сравните
характеристики цивилизаций
Характеризуя основные черты цивилизации Запада, можно указать на такие существенные признаки:
- идея преобразования мира;
- природа — неиссякаемая кладовая ресурсов;
- ценность власти, силы и господства над природой и обществом;
- ценность научной рациональности.
Это предполагает: антропоцентрический характер восприятия мира, где цели и средства могут не совпадать, а цель науки — истина, имеющая практическую отдачу. В свою очередь здесь возникает противоречие между технологией и личностными запросами человека, его отчуждение от самого себя и общества.
Восток, напротив, предпочитает личностный характер восприятия мира, но человек вовсе не является венцом творения. Его задача - «не деяние осуществить», а не насиловать природу, поскольку средства понимаются как развертывание содержания цели. Главное - обеспечить стабильность и предсказуемость, так как познание - это прежде всего путь нравственного совершенствования. Отсюда вытекает важность фигуры Учителя и наша сопричастность к Космосу.
Сравнивая характеристики цивилизаций Востока и Запада, следует подчеркнуть, что особое значение имеет взаимодействие культур Запада и Востока, поскольку именно в этом большинство ученых усматривает залог прогресса человечества.
Данная проблема анализировалась многими выдающимися деятелями культуры или в аспекте конфронтации, или в аспекте примата Запада, либо Востока.
Постепенно вызревала идея о том, что культуры и цивилизации Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определенную целостность, а рационализм Запада и интуитивизм Востока, технологический подход и гуманистические ценности должны сочетаться в рамках новой общепланетарной цивилизации.
Можно сказать о реальных процессах взаимопроникновения восточной и западной цивилизаций в современном мире. В Японии и других странах Юго-Восточной Азии - осуществлен синтез ряда западных и восточных моделей развития при сохранении культурной идентичности.
11. Какова роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека?
Под ценностью в аксиологии понимается социокультурное значение предметов, процессов и явлений для человека.
Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.
Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и его влияние на развитие человека.
Очень важную роль в цивилизованном обществе играют духовные ценности.
Духовные ценности — это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни.
Информация о работе Что понимают под философскими вопросами?