Чувственное и логическое познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 08:04, реферат

Описание работы

Проблема познания является одной из важнейших, которыми занимается философия, наряду с такими проблемами, как сущность бытия, человека и общества. Ее решение находится в тесной связи, а зачастую и в прямой зависимости от того, как решаются проблемы бытия.
Вспомним древнегреческого философа-материалиста Демокрита. Все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц – атомов.

Содержание работы

1. Введение. Из истории познания
2. Формы познания
3. Чувственное познание и его элементы
3.1. Ощущение
3.2. Восприятие
3.3. Представление
3.4. Эмоции, интуиция
4. Логическое познание
4.1. Понятие
4.2. Суждение
4.3. Умозаключение
5. Заключение. Единство чувственного и логического познания
5. Заключение. Единство чувственного и логического познания

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Отметим также, что в такой деятельности, как наука, ставящей своей главной целью познание объективных законов природы и общественного развития, имеются свои способы практического действия, к которым в первую очередь относится эксперимент.

Именно  практика человечества дает главные аргументы для опровержения агностицизма.

«Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы  тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его  к тому же служить нашим целям, – писал Ф. Энгельс, – то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец». И далее Энгельс приводит примеры из истории промышленного производства и из истории науки, подтверждающие справедливость этих общих заключений. Введение практики в качестве критерия истины позволило философии диалектического материализма отказаться от распространенной среди философов претензии на абсолютную истину как главную цель создаваемой философской системы.

Философия диалектического материализма, провозгласив отказ от вечных, абсолютных, неизменных истин, бывших идеалом и целью познания для прежних философских систем, разумеется, не отказывается от задач истинного познания мира, она только ориентирует ученых на постоянное развитие наших представлений о мире, на углубление и расширение этих представлений, предостерегая их от того, чтобы частные успехи в познании и возникающие при этом теории объявлять вечными, неизменными, абсолютными.

Классификация знаний в философии диалектического  материализма и соответственно классификация  истин строится следующим образом.

«В первую очередь решается вопрос об источнике  наших знаний. Поскольку материя, являющаяся главным объектом познания, представляет собою объективную  реальность, то и содержание наших  знаний, правильно отображающих этот объект, оказывается независимым от познающего субъекта, независимым от отдельного человека и человечества в целом. Поэтому в теорию познания вводится понятие «объективная истина».

Другой  момент в теории познания связан с  проблемой полноты, глубины и  точности отражения объектов исследования. В этом случае речь идет о соотношении абсолютного и относительного в познании и вводится понятие «абсолютная истина» и «относительная истина». Абсолютная истина в этом случае рассматривается как точное отражение в сознании, в теории тех или иных объектов познания или их свойств. Как правило, это будут констатации фактов, событий в природе или истории, типа – «сегодня морозный день», «Россия – многонациональная страна» и т. п. А сколько-нибудь сложные теории и устанавливаемые в них законы, как правило, имеют значения относительных истин. Однако в каждой относительной истине есть элементы абсолютного, что и обеспечивает процесс постоянного развития совокупного знания человечества, хотя те или иные научные теории теряют свою силу и уступают свое место новым.

2. Формы познания

 

Большинство философских систем, сложившихся  в Новое время, выделяли два основных этапа: чувственное и рациональное познание. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости  от позиции того или иного философа. Рационалисты, например Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и Гегель, были склонны приписывать решающее значение рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром.

Сторонники  эмпиризма, напротив, признавали чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. «В интеллекте нет ничего такого, утверждал Гоббс, чего бы не было в чувственном восприятии. Эту мысль в еще более резкой форме повторял Локк. Но если все знания, размышляли рационалисты, формируются лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов, то откуда берутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств».

Спор этот и в наши дни не утратил своей  остроты. Он приобрел особое значение в связи с развитием исследований по созданию "искусственного интеллекта".

В философии  Нового времени под рациональностью, как правило, понималась особая, универсальная, всеобщая и необходимая логическая система, совокупность особых правил, определяющая способность человеческого ума постигать мир и создавать истинные знания.

Декарту, Спинозе и Лейбницу она представлялась особой врожденной способностью. Но откуда же в таком случае берутся ложные, неистинные знания? Откуда берутся нерациональные, т. е. не обоснованные общепринятой логикой, суждения и взгляды? Каким образом могут возникать противоречащие логике суждения, т. е. суждения иррациональные, ведущие к разрушению всего того, что принято считать рациональным, разумным?

Рационалисты XVII и XVIII вв. отвечали на эти вопросы  так: в человеческой душе помимо разумного  начала существует еще начало эмоциональное  и волевое. Эмоции, которые называли также аффектами или "страстями  души": гнев, радость, тоска, веселье, любовь, ненависть, симпатии и антипатии и т. д., могут заставить человека сознательно или бессознательно отказаться от разумных доказательств, от требований логики рассуждений и привести к искажению истины в угоду чувству, подчинить разум "страстям души". Воля в зависимости от поставленных целей может содействовать разуму и рациональным действиям, но может вступить с ним и в конфликт, и это создает возможность нерациональных действий и поступков. Верны ли эти рассуждения? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть как происходит процесс познания.

Прежде  всего, необходимо рассмотреть познавательную деятельность на той ее ступени, когда  она непосредственно включена в  качестве важнейшего аспекта - в процесс  практического использования и  преобразования материальных предметов или социальных институтов, т. е. конкретных явлений окружающего мира.

Начать  с этой формы познавательной деятельности необходимо потому, что она действительно  является начальным этапом познания.

Она, во-первых, является начальным этапом в историческом смысле: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в особый тип деятельности - сравнительно поздний этап истории, которому предшествует длительный период развития познавательного опыта людей в процессе совокупной, еще не расчлененной практической деятельности.

Во-вторых, такая деятельность является начальной  в том смысле, что на ее основе осуществляется контакт человека с  миром материальных объектов. Она - предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

3. Чувственное познание  и его элементы

 

3.1. Ощущение

 

Для познания человеком вещей и процессов  природы необходима форма деятельности, которая называется чувственной  деятельностью или чувственным  познанием. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие.

Ощущение  может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, т. е. ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности, установлено, «что с точки зрения "информационной способности" на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Современные биологические науки исследуют  сложнейшую структуру нервных процессов  человека, деятельность его мозга, показывая, какие именно процессы мозговой деятельности выполняют функции "приема" и "переработки" ощущений. Так, в затылочных отделах коры головного мозга- "центр" зрительных ощущений, в теменных отделах - осязания, в височных - центр слуховых ощущений, задняя часть коры головного мозга в основном "перерабатывает" информацию, тогда как передняя подает сигнал, "инструкцию" деятельности, лобные доли мозга обеспечивают сравнение эффекта действия с исходным его замыслом».

Естественно-научный  подход к изучению ощущений характеризуется  также тем, что человеческая чувствительность, т. е. способность человека реагировать  на воздействие внешнего мира, рассматривается  в тесной связи с эволюцией природы. При этом устанавливается, что способность отражения в разной степени присуща всем живым существам, а в зачаточной форме свойственна вообще всей природе. Поскольку такая способность рассматривается как универсальное, предельно широко понимаемое свойство всего природного мира, возможно также исследование человеческого ощущения с точки зрения восприятия и отражения внешнего сигнала, его передачи и переработки поступающей в организм информации. Такой подход характерен для теории информации, в частности для кибернетики.

Ощущение  выступает субъективным, идеальным  образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через "призму" человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно  порождаются каким-либо существующим вне сознания человека предметом или каким-либо объективным раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога, прежде всего потому, что на кожу подействовал огонь, раскаленный предмет. Но в самом огне, в самом горячем предмете, разумеется, нет боли; боль есть особый ответ нашего организма. Боль - ощущение человеческого существа, которое имеет своим следствием определенное состояние его психики, эмоций, ответную реакцию, то или иное действие.

Весьма  важно то, что уже в ощущении начинает отражаться объективная связь  ощущающего субъекта (его органов, процессов, совершающихся в его организме, в его мозгу, в его психике) с теми вполне определенными явлениями и процессами окружающего мира, с которыми практически взаимодействует данный субъект. Ощущение, таким образом, стоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которые реально вступает и реально включен человек.

Так, мы знаем, что предмет определенным образом  расположен в пространстве относительно воспринимающего субъекта, и ощущение строго зависит от этого "взаимного" пространственного расположения, пространственного отношения предмета и субъекта: качество, форма, интенсивность зрительного и слухового ощущения, обоняния зависят от близости или дальности предмета, от того, каким образом, какой стороной он "обращен" к воспринимающему человеку и т. п.

Ощущения  одновременно зависят и от состояния  органов чувств и всего организма (так, у дальтоников - иные зрительные ощущения, чем у обычных людей, у больного человека - иные обонятельные и вкусовые ощущения, чем у здорового, и т. п.). Но, несмотря на эту весьма сложную двойную зависимость ощущения и от объекта, и от субъекта, в процессе функционирования сознания у человека выработалась способность оценивать и повседневно использовать объективную информацию, поставляемую ощущениями и другими компонентами чувственного опыта. По интенсивности ощущения мы более или менее определенно судим о том, насколько нагретым или охлажденным является предмет, как далеко он расположен от нас, насколько интенсивен реальный источник звука и т. п.

Можно сделать  вывод, что ощущения дают нам первую, самую элементарную форму образного  отражения предмета. Образ является идеальной формой отображения предмета или явления в их непосредственно  наблюдаемой целостной форме.

Специфическое свойство человеческого чувственного познания связано с тем, что отдельные, конкретные ощущения, являясь составными элементами чувственного отражения, реально, на деле, не существуют обособленно друг от друга: они не существуют вне целостного образного отражения того или иного предмета или явления. Например, когда мы смотрим на дом, мы видим его как целое, хотя отдельное и конкретное зрительное ощущение показывает нам часть дома, часть его крыши и т. п. При этом зрительные ощущения неотделимы от слуховых и т. д. (разумеется, при условии нормального функционирования органов чувств). Книга лежит на столе, я ее реально вижу как целое, хотя конкретное, отдельное ощущение непосредственно "показывает" мне лишь часть обложки, если книга закрыта, две страницы, если она открыта.

Чувственная деятельность человека уже на ранних этапах развития человеческого общества привела к возникновению формы  целостного восприятия предмета, к  закреплению и сохранению особой "способности" образа - "представлять", "давать" объективный предмет  как нечто целое.

Хотя мы при помощи различных органов  чувств ощущаем пространственную форму, цвет, звук, запах, в то же время действует  чувственная способность синтезировать  ощущения, превращать их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря  восприятию предмет "дается" сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т. е. в виде объективной, независимой от сознания целостности.

 

3.2. Восприятие

 

Восприятия  определяются как целостный образ  предмета, находящегося перед нами. Это может быть образ восходящего солнца, горной вершины или музыкальной мелодии. В современной философии (феноменологии) выделяют различные уровни восприятия:

а) восприятие без интерпретации (что-то мелькает за окном, какой-то предмет лежит  на дороге);

б) восприятие конкретного предмета (веревка, а не змея);

в) понимание, что объект существует независимо от моего сознания;

г) сознание, что именно я воспринимаю этот предмет;

Информация о работе Чувственное и логическое познание