Чувственное познание и его формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 06:40, реферат

Описание работы

Познание, в конечном счете, всегда начинается с непосредственного созерцания. Живое созерцание – это активное чувственное познание. Начальной формой и источником знаний являются ощущения и восприятия. Предметы и явления природы действуют, прежде всего, на ораны чувств человека. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней, по отношению к человеку, среды и действуют как раздражитель на наши органы чувств. Иначе как через ощущения, мы ни о каких свойствах, ни о каких формах движения материи ничего узнать не можем. Внешними раздражителями являются, например, механическое давление, звуковые и световые волны, запахи, температурные, вкусовые воздействия.

Файлы: 1 файл

философия12.docx

— 15.33 Кб (Скачать файл)

Чувственное познание и его формы

Познание, в конечном счете, всегда начинается с непосредственного  созерцания. Живое созерцание –  это активное чувственное познание. Начальной формой и источником знаний являются ощущения и восприятия. Предметы и явления природы действуют, прежде всего, на ораны чувств человека. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней, по отношению к человеку, среды и действуют как раздражитель на наши органы чувств. Иначе как через ощущения, мы ни о каких свойствах, ни о каких формах движения материи ничего узнать не можем. Внешними раздражителями являются, например, механическое давление, звуковые и световые волны, запахи, температурные, вкусовые воздействия. Они воспринимаются пятью органами чувств человека: зрением, вкусом, слухом, обонянием и осязанием, которым соответствуют пять видов ощущений: зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные и осязательные.

Какой бы предмет человек  ни наблюдал, он обязательно отражает, прежде всего, его внешние, доступные  органам чувств, признаки: цвет, форму, звук, твердость, запах и т.д. Каждый орган чувств имеет нервные окончания, которые принимают воздействия из внешней среды. Нервные окончания, при приеме определенных воздействий или сигналов, приходят в состояние возбуждения, которое по соответствующим нервам передается в кору головного мозга. Там – то и возникают ощущения, например, запаха, вкуса, цвета, звука и т.д. 

На уровне ощущений человек  отражает самые существенные свойства стороны, отношения явления: слушая музыку, он воспринимает только шумовой  фон, но не мелодию; рассматривая картинку, человек видит только серое пятно.

Ощущения являются образами, отражениями, копиями или своего рода снимками отдельных свойств предметов или явлений объективного мира. В этом из диалектическая сущность: ощущения субъективны по форме (имманентны субъекту) и объективны по содержанию ( как в этом отношении копия совпадает с оригиналом).

Отражение различных сторон предмета данным органом чувств и  одновременная согласованная работа различных органов чувств приводит к тому, что человек отражает не отдельные, изолированные свойства, стороны в отношении предметов и явлений, а весь предмет или явление в целом. Любой предмет обладает множеством самых разнообразных свойств и отношений. Рассмотрим, например, книгу. Она имеет определенную форму, цвет, вес, объем и т.д. Все эти свойства объедены в одном предмете. И человек воспринимает их и осмысливает не порознь, а как единое целое. Образ предмета в целом, воздействующего на органы чувств, называется восприятием. Другими словами, на уровне восприятия человек, слушающий музыку Грига, слышит именно мелодию Грига, а не просто шумовой фон, рассматривая картину Пикассо, человек видит ее во всех подробностях, доступных нормальному человеческому восприятию.

Как и ощущения, восприятия субъективны по форме и объективны по содержанию.

Ощущения и восприятия представляют собой источник всех наших  знаний о действительности, то живое  созерцание, с которого начинается диалектический путь познания реальности. Но процесс познания не ограничивается им: на основе ощущений и восприятий в мозгу человека возникает представления.

Предметы и явления  внешнего мира воздействуют на органы чувств человека определенное время. Поэтому  это воздействие прекращается. Но впечатление о воздействие не исчезает сразу же бесследно. След воздействия запечатлевается и сохраняется в памяти. Мозг обладает способностью воспроизводить в сознании образы предметов, которые когда – то воздействовали на органы чувств, они восстанавливаются по сохранившимся в мозгу следам и при отсутствии самих предметов, называются представлениями. Представления – это высшая форма чувственной формы познания действительности. Как ощущения и восприятия, представления субъективны по форме и объективны по содержанию; они материальны, ибо есть результат жизнедеятельности клеток мозга, и идеальны, как идеален образ по отношению к прообразу.

То, что в обыденной  жизни называется элементарным знанием, является, в сущности, наличием в  мозгу человека соответствующих  обобщенных представлений, которые  как бы лежат в большом количестве в глубине сознания и всплывают  на его поверхность по мере надобности. Человек может представить себе виденное или слышанное и сделать  соответствующее описание того, что  он воспринимал раньше. Из имеющихся  представлений человек может  создавать различные комбинации, строить новые представления, т.е. образы  таких предметов, которых он, может быть, сам никогда не видел.

Такой процесс соединения и образования различных представлений  в целую картину новых образов называется воображением.

Воображение является более  сложной формой деятельности, чем  ощущение, восприятие и представление.

Логическое  познание и его формы

Посредством мышления образуются основные формы логического или  абстрактного отражения мира – понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Другими словами, в понятиях отражаются наиболее существенные признаки, свойства, стороны класса или круга явлений. Если, например, в восприятии мы отражаем внешний образ данного Ивана, а в представление – типичный облик человека, вообще с характерными для него внешними признаками (руки, ноги, голова и т.д.), то в понятии мы раскрываем более глубокие и существенные признаки человека «вообще» - способность мыслить, общественная сущность, способность материализации мышления при помощи языка.

С помощью понятий человек  проникает в то, что недоступно ощущениям, восприятиям и представлениям. Человек не может, например, воспринимать скорость света, строение атома, но он может отразить все эти явления  с помощью понятий. Будучи не в  состоянии воспринимать все эти  явления, он может понять их.

Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи понятии утверждается или отрицается что – либо о чем – либо. В речи суждение выражается в виде предложения утвердительного или отрицательного. Например: «Все студенты вузов изучают философию» или «На Марсе нет жизни».

По отношению к действительности, суждения оцениваются как истинные или как ложные, т.е. соответствующие  или не соответствующие ей. К тому или иному суждению человек может  прийти или путем непосредственного  наблюдения какого – либо факта, или опосредствованным путем – с помощью умозаключения.

Умозаключение – это процесс мышления, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение. Например, зная, что все металлы проводят электрический ток, а медь есть металл, человек делает вывод, что медь проводит электричество. Здесь из общего суждения «все металлы проводят электрический ток» выводится новое частное суждение «медь проводит электрически ток». Умозаключения подразделяются на дедуктивные, когда на основе общего суждения делается вывод частного характера, и индуктивные, когда вывод – суждение общего характера делается на основе двух или множества суждений частного характера. Например: «Щука живет в воде, карась живет в воде… и т.д.» индуктивное умозаключение – вывод «Все рыбы живут в воде».

Отдельные суждения в умозаключении  можно ставить в определенную логическую связь потому, что во внешнем мире, который определяет процесс рассуждения, предметы и  явления, зафиксированные в суждениях, находятся между собой в определенной взаимозависимости.

 


Информация о работе Чувственное познание и его формы