Цивилизация как философская категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:40, доклад

Описание работы

XVIII столетие, которое известно в истории Европы под названием “века Просвещения”, было столетием французских философов, развивавших цельную и достаточно стройную философскую концепцию - концепцию Просвещения, в которой содержался целый ряд идей и положений, которые в своей совокупности определяли особенности воззрений просветителей на общество и общественное развитие.

Файлы: 1 файл

ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Возникавшие классы для закрепления  своего господства использовали уже  сложившиеся в процессе начавшегося  перехода к цивилизации социальные институты. Это стало возможным потому что:

сами социальные институты  в потенции содержали в себе возможность  отчуждения;

возможность эта в тех  исторических условиях не могла быть “приглушена”.

Для того, чтобы “приглушить” ее в зародыше, требуется зрелая политическая культура общества и прежде всего масс. На пороге же цивилизации политическая культура (как и сфера политики в целом) только еще возникала.

Классы, прибравшие к рукам  социальные институты, тем самым  получили возможность наложить существенный отпечаток на многие другие цивилизационные процессы и подчинить их своим корыстным классовым интересам. (Поскольку же классы суть явления формационного порядка, их воздействие на цивилизационные процессы выражает существенную сторону сопряжения формационного и цивилизационного). Так получилось с процессом отделения духовного производства от материального (привилегия занятий умственным трудом была закреплена за эксплуататорами), с процессом урбанизации (различия между городом и деревней превратились в противоположность, характеризующуюся эксплуатацией деревни со стороны господствующих классов города), с процессом кристаллизации личностного элемента в истории (прозябание широчайших народных масс веками служило фоном для деятельности выдающихся личностей из эксплуататорских слоев).

Таким образом, оба исторических процесса - переход к цивилизации  и переход к первой классовой  формации самым существенным образом  наложились друг на друга и в совокупности составили такой переворот, который  по своей кардинальности можно сравнить только с происходящими ныне процессами социализации в развитых, цивилизованных странах.

Заключение

Так что же такое цивилизация? В настоящее время этот термин не имеет однозначного толкования и  в литературе употребляется в четырех смыслах:

  • как синоним культуры;
  • как определенная стадия в развитии локальных культур;
  • как ступени исторического развития человечества;
  • как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса.

В отечественной  литературе преобладает культурологический подход к понятию “Цивилизации”, Просветители говорили о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума, польский философ Конечны считал, что цивилизация – это особая форма организации коллективности людей. Видно, что вопрос “что такое цивилизация” является дискуссионным, однако суммируя общие черты можно дать примерное определение цивилизации как социальной организации общества, имеющей целью приумножение общественного богатства.

Цивилизационный подход нашел  широкое применение в исследованиях по исторической и культурно-исторической типологии. При этом можно выделить три подхода в интерпретации понятия “цивилизация”, локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический.

В рамках новой версии цивилизационного подхода современный мир рассматривается как многозначность цивилизаций, но сами цивилизации при этом становятся возможными лишь как “встреча цивилизаций”, как их диалог на базе всеобщих символических форм.

В чем же смысл цивилизационного подхода? Его смысл в том, чтобы построить типологию общественных систем, исходящую из определенных технико-технологических базисов. Таким образом, цивилизационный подход позволяет глубже вникнуть в цивилизационный срез исторического процесса.


Информация о работе Цивилизация как философская категория