мИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО《БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ》
реферат
По
предмету: Философия
На Тему :《Дао и даосизм в древнекитайской
философии》
Факультет:ффбд
Группа:
дфф-1
Студент:Чжан
Лианпай
МИНСК
2015
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
……………………………………………………… 3
История
даосизма …………………………………………….
4
Основатели
даосизма…………………………………………. 6
Дао
и основные понятия даосизма …………………………..
9
Заключение
……………………………………………………. 11
Список
литературы ………………………………………….
..13
Введение
Китай
- одно из древнейших цивилизованных государств
мира. В далеком прошлом, четыре тысячи
лет назад, вслед за рождением рабовладельческого
строя, начинается история развития китайской
философии.
Уже
в первобытном обществе появляются первые
ростки философии. Люди в первобытном
обществе, исходя из собственного трудового
опыта, стремились понять мир природы,
что послужило основой для зарождения
материалистических взглядов. Одновременно
из-за крайне низкого уровня развития
производительных сил, ограниченности
знаний об окружающем мире и бессилия
перед могучими силами природы появились
примитивные религиозные взгляды. Орудия
труда, оружие и предметы повседневного
обихода, находимые в могилах, относящихся
по времени к первобытнообщинному строю,
свидетельствуют о том, что у людей первобытного
общества уже появилось представление
о бессмертии души и они считали что, после
смерти душа продолжает существовать,
должна заниматься трудом, жить и охранять
себя. Кроме того, в условиях первобытнообщинного
строя зародилось представление о необходимости
поклонения духам предков.
Представление
о существовании души у человека было
распространено и на животных, растения
и весь мир природы; считалось, что все
в природе имеет свою душу, что все природные
тела и явления: небо, земля, солнце, луна,
гром, ветер, горы, реки, птицы, дикие звери
и т. д., находясь в распоряжении каких-то
духов, проявляют свою силу, в результате
чего возникли тотеизм и поклонение многим
богам.
Однако
в условиях первобытнообщинного строя
могли появиться лишь ростки философских
идей. Философия, как теория познания окружающего
мира, как сравнительно целостное мировоззрение,
зафиксированное в письменной форме, возникла
только в рабовладельческом обществе.
История даосизма
Говоря
о китайской культуре, мы привыкли рассматривать
ее как нечто единое и цельное. Однако,
это совершенно неверно применительно
к китайской древности. Подобно тому, как
сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен,
начиная с середины I-ro тыс. до н.э., на множество
отдельных, враждовавших между собой царств,
также и культура его являла собой картину
значительного многообразия; существовало
несколько типов культур, только позднее
сплавленных в великом общекитайском
синтезе.
В
наибольшей степени отличались друг от
друга культуры севера и юга Китая. Если
для севера, давшего начало конфуцианству,
характерно внимание к этической проблематике
и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному
переосмыслению архаических основ цивилизации,
то на юге господствовала стихия мифопоэтического
мышления, процветала экстатичность шаманских
культов. И даосизм, созревший, видимо,
в лоне южной традиции, тем не менее соединил
в себе экзальтированную архаику юга и
рациональность севера. Первая дала ему
содержание, вторая наделила формой, предоставив
созданный ею философский способ освоения
действительности для выражения смутных
и неосознанных творческих потенций. Без
южной традиции даосизм не стал бы даосизмом,
без северной - не смог бы сказать о себе
языком великой культуры и книжной образованности.
Для
традиционной китайской философии была
нехарактерна вера в бессмертие конкретно
души. Реальной признавалась только единая
психофизическая целостность живого существа.
Сам дух понимался вполне натуралистически:
как утонченная материально-энергетическая
субстанция (ци). После смерти тела это
“ци” рассеивалось в природе. К тому же
даосизм унаследовал от шаманизма учение
о множественности душ - животных (по) и
мыслящих (хунь). Тело выступало единственной
нитью, связывающей их воедино. Смерть
тела приводила к разъединению и гибели
душ. Поэтому уже в глубокой древности
огромное значение придавалось средствам
продления физической жизни, а долголетие
(шоу) стало одной из важнейших ценностей
китайской культуры.
Однако,
даосизм не удовлетворился идеалом простого
физического, пусть даже и бесконечного,
продления жизни. Истинный даосский бессмертный
(сянь) в процессе движения по пути бессмертия
радикально трансформировал, преображал
свое тело, которое согласно даосскому
учению приобретало сверхъестественные
силы и способности: умение летать по воздуху,
становиться невидимым, одновременно
находиться в нескольких местах и даже
сжимать время. Но основная трансформация
в процессе занятий даосской медитаций
- духовная: бессмертный в полной мере
ощущал и переживал даосскую картину мира,
реализовывая идеал единства (единотелесности)
со всем сущим и с Дао как таинственной
первоосновой мира.
Путь
к бессмертию по даосскому учению предполагал
занятия сложными методами особой психофизической
тренировки, во многом напоминавшей индийскую
йогу (совершенствование духа и совершенствование
тела).
Именно
алхимия и считалась высшим путем к обретению
бессмертия.
Главное
отличие китайской алхимии от европейской
- ее исходная теснейшая связь с медициной:
в китайской алхимии даже золото “изготовлялось”
как эликсир бессмертия. Даосскими алхимиками
был накоплен ценнейший эмпирический
материал в области химии и медицины, значительно
обогативший традиционную китайскую фармакологию.
Даосизм
иногда называют национальной религией
Китая, но это определение не совсем верно.
Во-первых, даосизм распространился и
среди некоторых других народов, живущих
по соседству с китайцами. Во-вторых, даосы
не только не проповедовали свою религию
в обществе, но, напротив, тщательно скрывали
свои секреты от непосвященных и даже
не позволяли мирянам присутствовать
на наиболее важных молебнах. К тому же
даосизм всегда был разделен на множество
самостоятельных сект, где “искусство
Дао” передавалось от учителя к ученику
в тайне от посторонних.
Тем
не менее, даосизм без преувеличения можно
назвать подлинным фокусом китайской
культуры, ведь он обеспечивал преемственность
между элитарной мудростью Дао и верованиями
простонародья, принципами внутреннего
совершенствования и всем жизненным укладом
китайцев. Для даосов их религия была лишь
чем-то вроде “полезной иллюзии”, ведь
образы богов, как и весь видимый мир, представляли
собой, по их понятиям, только “отблески”
сокровенного Дао. Служа свои молебны,
даосы в действительности не поклонялись
духам, а, скорее, вовлекали их в беспредельную
гармонию Великой Пустоты.
Основатели даосизма
Наверное,
главная особенность даосской мысли состоит
в том, что это мысль, во всех своих проявлениях
обращенная к истокам вещей: истоку времен,
сокрытых в незапамятных глубинах истории;
истоку сознания, вечно ускользающего
от света разума, истоку всех наших душевных
движений, таящемуся в бездонной толще
жизни. И даосы настолько верны своим поискам
подлинного, абсолютного Истока сущего,
что даже не поставили ему предел в виде
какого-либо метафизического принципа,
перводвигателя, “первичной материи”,
первоначала и т.п. Ведь исток бытия, если
он в самом деле реален, не может быть нихронологическим
рубежом, ни “данностью” опыта, ни умственной
абстракцией по той простой причине, что такое
начало вносит ограничение в мир и в итоге
само оказывается условным, придуманным,
неживым. Мысль же даосов - о Начале, которое
само безначально; об истоке, который являет
собой, скорее, вольное проистечение самой
жизни и который, вечно уклоняясь от собственной
сущности, вечно же возвращается к самому
себе.
Странная
реальность, пребывающая как раз там, где
ее нет. Странные люди, всерьез размышляющие
о безначальном Начале. Их наследство
- дума о Дао: Пути всех путей, неизменной
изменчивости. Кажется, они и приходят-то
в мир лишь для того, чтобы уйти, и тем самым
вернуться к земному бытию. “Настоящие
люди древности не знали, что такое радоваться
жизни и отворачиваться от смерти, не гордились
появлением на свет и не противились уходу
из мира. Отрешенно они приходили, отрешенные
уходили, не доискиваясь до начала, не
устремляясь мыслью к концу, радуясь тому,
что даровано им, и самозабвенно возвращаясь
к своему естеству. Разум их погружен в
забытье, облик бесстрастен, чело величественно.
Прохладные, как осень, и теплые, как весна,
они следовали в своих чувствах течению
времен года. Они жили в беспредельной
гармонии с миром, и никто не знал, где
положен им предел...” (“Чжуан-цзы”, гл.
“Дацзунши”.)
Главный учитель даосизма - Лао-цзы, Старый
Ребенок, носивший имя Ли Эр. Он “родился
от самого себя”, из себя же развернул
весь мир, и сам же 72 раза являлся миру.
Но он же и человек, проживший долгую и
неприметную жизнь. Легенда изображает
его хранителем царских архивов, старшим
современником Конфуция. Лао-цзы встречался
с будущим основателем конфуцианства,
но прохладно отнесся к вере Конфуция
в действенность нравственной проповеди,
что, наверное, вполне естественно для
знатока человеческой истории. Вконец
разуверившись в людях, он сел верхом на
буйвола и отправился куда-то на Запад,
да так и не вернулся. А на прощание по
просьбе начальника пограничной заставы,
через которую он покинул Китай, Лао-цзы
оставил потомкам небольшую книжку “в
пять тысяч слов”. Это сочинение, обычно
именуемое “Трактатом о Пути и Потенции”
(Дао-дэ цзин), стало главным каноном даосизма.
В “Дао-дэ цзине” речь идет о едином
первоначале всего сущего - единой субстанции
и одновременно мировой закономерности
- Дао. Это понятие дало название даосизму
(дао цзяо).
Кроме Лао-цзы нельзя не назвать другого
даосского мыслителя, Чжуан-цзы, автора
трактата, названного его именем. Для мировоззрения
“Чжуан-цзы” огромное значение имела
концепция “уравнивания сущего” (ци у),
согласно которой мир представляет собой
некое абсолютное единство. В нем нет места
четким границам между вещами, все слито
друг с другом, все присутствует во всем.
В этом мире нет никаких абсолютных величин,
ничто само по себе не является ни прекрасным,
ни безобразным, ни большим, ни малым, но
все существует только относительно чего-то
другого и в теснейшей внутренней связи
и взаимообусловленности
Время жизни Чжуан-цзы приходится на
последние десятилетия IV в. до
н. э. - время расцвета свободной мысли
и острого соперничества различных философских
школ. Чжуан-цзы был большим эрудитом,
но предпочитал держаться подальше от
самодовольных ученых-спорщиков, подвизавшихся
при дворах царей и удельных владык. Много
лет он занимал скромную должность смотрителя
плантации лаковых деревьев, а потом вышел
в отставку и доживал остаток дней в родной
деревне. Перед смертью он просил своих
учеников не обременять себя похоронами
учителя, а бросить его тело в чистом поле,
ибо могилой ему станет весь мир. Скромная,
непритязательная жизнь и далеко не героическая,
даже почти позорная смерть, в глазах самого
Чжуан-цзы, явно не умаляли его подлинного
достоинства. Ведь истинный даос, говоря
словами Лао-цзы, “выходит к свету, смешиваясь
с прахом, в суете будней хранит тайну
вечности, в многоголосье Земли постигает
безмолвие Небес”.
Итак, традиция Дао - это странные, сторонние
люди. Недаром Лао-цзы уже в древности
получил прозвище “темного учителя”.
А Чжуан-цзы сам называл свои писания “нелепыми
и безумственными речами”. Изъясняются
даосы парадоксами, туманными сентенциями
и экстравагантными притчами.
Книги Лао-цзы и Чжуан-цзы изначально
складывались из фрагментов, в которых
фиксировались отдельные прозрения и
наблюдения подвижников Дао. Сверхлогический
характер даосской мудрости отображал
отстраненность даосских школ от всяких
публичных норм. Ориентированность мудрости
Дао на узкий круг посвященных и “внутреннее”,
неизъяснимо-интимное понимание тоже
были знаком даосизма как духовной традиции,
учившей своих приверженцев “воспроизводить
опыт самопознания, возобновлять присутствие
того, кто возвращается в мир, когда мы
отсутствуем в нем”.
Не знание и даже не творчество, но просто
способность “сполна прожить свой жизненный
срок” составляли цель даосского подвижничества.
С непосредственностью, достойной великой
традиции, даосизм утверждал, что мудрый
ничего не знает и ничего не умеет, а только
питает себя, усваивая всем телом вселенскую
гармонию жизни.
Реальность для даоса - это Хаос как бесчисленное
множество порядков, бесконечное богатство
разнообразия. Даосский мудрец подражает
пустоте и хаосу и потому “в себе не имеет,
где пребывать”. Он не совершает самочинных
действий, но лишь безупречно следует
всякому самопроизвольному движению.
Его сознание - “зеркало, которое вмещает
в себя все образы, но не удерживает их”.
Еще не родившийся ребенок уже имеет
полное знание о жизни. Он понимает прежде,
чем научится понимать. Даосская традиция
требует признать, что всякое непонимание
есть в действительности недопонимание.
Дао и основные
понятия даосизма
- иероглиф дао. Он состоит из двух
частей: шоу - “голова” и дзоу - “идти”,
поэтому основное значение этого иероглифа
- “дорога”, но в дальнейшем этот иероглиф
приобрел переносное значение - “путь”
(“подход”, “метод”, “закономерность”,
“принцип”, “функция”, “учение”, “теория”,
“правда”, “абсолют”). Эквивалентами
Дао часто признаются Логос и Брахман.
В “Дао-дэ цзин” речь идет о едином первоначале
всего сущего - единой субстанции и одновременно
мировой закономерности - Дао. Дао - это
центральное философское понятие даосизма,
и надо отметить, что к нему можно ошибочно
отнестись как к обыкновенному понятию.
Ведь до того, как любой человек услышит
о Дао, он имеет в своем сознании какие-то
понятия, поэтому кажется, что ничего не
стоит пополнить их сумму таким же понятием
Дао. Но как понятие Дао есть процессуальная
категория, его нельзя выучить, как физическую
формулу или таблицу умножения. По Лао-цзы,
“Дао, которое может быть выражено словами,
не есть постоянное Дао... в Дао можно только
вступить и овладеть им”. Лао-цзы считал,
что Дао есть постоянное Дао, суть которого
нельзя выразить в словах. Оно не имеет
вида, не издает звуков, не обладает формой,
и “смотришь на него, но не видишь, слушаешь
его, но не слышишь, ловишь его, но не можешь
поймать” (“Дао-дэ цзин, чжан 14). Одним
словом, Дао - это “пустота” или “небытие”
(ши)