Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 20:18, реферат
(лат. Demosthenes, греч. Димосфенис) (около 384 до н.э., Афины - 322 до н.э., остров Калабрия близ восточного берега Пелопоннеса), афинский политический деятель, оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II (речи Демосфена против него - "филиппики"). Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов.
(лат. Demosthenes, греч.
Димосфенис) (около 384 до н.э., Афины
- 322 до н.э., остров Калабрия близ восточного
берега Пелопоннеса), афинский политический
деятель, оратор, вождь демократической
антимакедонской группировки. Призывал
греков к борьбе против захватнической
политики македонского царя Филиппа II
(речи Демосфена против него - "филиппики").
Добился создания антимакедонской коалиции
греческих полисов.
Творческий
путь
Демосфен родился
в Афинах, в семье владельца
оружейной и мебельной
Время жизни
Демосфена относится к периоду установления
гегемонии Македонии над древнегреческими
полисами. Нависла угроза потери политической
самостоятельности и над Афинами. Среди
афинских политиков в то время преобладала
группа богатых и влиятельных лиц во главе
с Эсхином, которая стремилась к заключению
мира с Македонией любой ценой. Демосфен
был решительным противником македонской
экспансии, отстаивал независимость Афин.
В 351 году он открыто выступил с речью против
македонского царя Филиппа II. Речи Демосфена,
в которых он страстно разоблачал захватническую
политику Филиппа II, получили название
филиппик.
Демосфену удалось
привлечь на свою сторону большинство
афинян, он становится главой антимакедонской
партии, активно участвует в создании
военного союза греческих городов,
направленного против Филиппа II. Демосфен
лично, как простой воин, участвовал в
битве при Херонее (338), в которой греческое
войско было разгромлено македонянами.
В честь павших при Херонее Демосфен произнес
одну из самых замечательных своих речей.
Несмотря на установление македонской
гегемонии над Грецией, Демосфен продолжал
пользоваться большой популярностью среди
афинян, в 330 году он был удостоен согражданами
почетного золотого венка.
После Херонеи
Демосфен был вынужден сменить политическую
тактику. Продолжая пользоваться репутацией
врага македонян, он удерживал афинян
от участия в антимакедонских акциях,
заведомо обреченных на неудачу. В свою
очередь, сторонники македонян прикладывали
все усилия для устранения знаменитого
оратора с политической арены. В 324 году
Демосфен оказался замешан в запутанную
историю с деньгами, привезенными в Афины
бежавшим от Александра Македонского
казначеем Горпалом. Демосфену не удалось
доказать свою невиновность и он был принужден
покинуть Афины.
Смерть Александра
Македонского в 323 году изменила политическую
ситуацию в Афинах. Демосфен смог вернуться
на родину и призвал сограждан к восстанию
против господства Македонии. Однако восстание
(Ламийская война) закончилась поражением
афинян. Демосфен бежал из Афин, но был
схвачен на острове Калабрия близ восточного
побережья полуострова Пелопоннес. Попросив
у настигших его воинов разрешения написать
последнее письмо, Демосфен закусил кончик
тростникового пера, в котором был быстродействующий
смертельный яд.
Риторическая
деятельность
Современная наука
признает принадлежащими Демосфену 41
речь, а также несколько десятков
вступлений к речам и писем. Условно
его речи разделяют на судебные, судебно-политические
и политические. Судебные речи (364-345) Демосфена
характерны точной и конкретной аргументацией,
в них даны яркие, живые картины современного
ему быта. Из судебно-политических речей
наиболее яркие - "О преступном посольстве"
(343) и "За Ктесифона о венке" (330), направленные
против Эсхина. Самым значительным в наследии
Демосфена признают политические речи,
из которых выделяются 8 речей против Филиппа
II, произнесенных между 351-341 годами.
Демосфен тщательно
готовил свои публичные выступления, но
большое значение уделял живому и непринужденному
изложению текстов речей. Поэтому он не
придерживался жесткого плана, активно
использовал паузы, которым способствовали
риторические вопросы: "Что это значит?",
"В чем причина?". Вступление и повествовательная
часть у Демосфена были сведены до минимума,
все усилия он направлял на опровержение
доводов оппонентов и доказательство
своей правоты.
Демосфену было
важно именно в момент произнесения
речи убедить слушателя в своей правоте.
Начиная новый раздел речи, он сразу раскрывает
его содержание, в процессе изложения
подводит итоги сказанному, неоднократно
повторяет особо важные мысли. Нередко
он строил воображаемый диалог с противником.
Большое значение в ораторском искусстве
Демосфена имела мимика, жестикуляция,
модуляции голоса. Он свободно соединял
и варьировал риторические стили, использовал
разнообразные варианты построения фраз
и предложений. Демосфен умело применял
антитезы ("век нынешний" и "век
минувший"), соединения синонимов в
пары ("знайте" и "понимайте"),
метафоры, олицетворения, фигуры умолчания,
когда слушатели сами догадывались о чем
шла речь. В результате его выступления
никогда не были монотонными.
Стремление убедить
рождало страстный пафос речей
Демосфена. По преданию даже Филипп II признавался,
что если бы слушал речи Демосфена, то
обязательно голосовал бы за войну против
себя. Признание красноречия Демосфена
было столь высоким, что современники
и последующие поколения древних греков
называли его просто Оратором.
Заключение
Демосфен погиб в шестнадцатый день месяца пианепсиона — самый мрачный день Фесмофорий1, который женщины проводят в строгом посте, подле храма богини. Прошло немного времени, и афинский народ воздал ему почести по достоинству: он воздвиг бронзовое изображение Демосфена и предоставил старшему из его рода право кормиться в пританее2.
Так погиб Демосфен, не пожелав пережить порабощения родины, за свободу и независимость которой он боролся до последнего вздоха.
Вскоре афиняне воздвигли Демосфену медную статую на городской площади. Демосфен был представлен на ней со скорбным выражением лица и сжатыми в отчаянии руками. Надпись под статуей гласила:
Если
бы мощь, Демосфен, ты
имел такую, как разум,
Власть бы в Элладе не
смог взять македонский
Арей.
Список литературы:
1. Демосфен. Речи, тт. 1–3. М., 1994
2. Демосфен. Речи. В 3-х томах/ Пер. с греч. под ред. Е.С.Голубцовой, Л.П.Маринович, Э.Д.Фролова. М., "Памятники исторической мысли", 1994.
3. Демосфен. Речи/ Пер. с греч., статья и примеч. проф. С.И.Радцига. М., 1954.
4. Демосфен. Речь против Лептина о беспошлинности (29-40) / Пер. И.Цветкова// Древний мир на юге России. М., 1918. С. 77-79.
5. Демосфен. Речь
против Лептина о беспошлинности. Против
Формиона о займе. Против Лакрита. Схолии
(отрывки) / Пер. И.Цветкова и В.В.Латышева
//Scythica et Caucasica. Известия древних писателей
греческих и латинских о Скифии и Кавказе.
Т.I. Вып.2. СПб., 1896. С. 364-370.