Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:14, реферат
Когда обращаешься к такой значимой и знаменитой фигуре, как В.И. Вернадский, невольно чувствуешь себя несказанно маленьким, даже во многом ничтожным человеком. И дело даже не в том, что рефераты подобного толка призваны раскрыть жизнь и деяния заявленных фигур с наиболее выгодного и приглядного ракурса. И уж вовсе подобным началом не хотелось бы укоренить мнение о том, что бедному студенту необходима оценка за экзамен, и он таким способом пытается разжалобить преподавателя. А, впрочем, каждый волен думать так, как ему будет угодно. Речь идет совсем об ином.
Введение 3
1 В.И. Вернадский: становление и круг интересов ученого 5
2 Идея ноосферы как она есть 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
РЕФЕРАТ
з історії української філософської думки
ЗА ТЕМОЮ:
«Ідея ноосфери В. Вернадського»
ПЛАН
Введение 3
1 В.И. Вернадский: становление и круг интересов ученого 5
2 Идея ноосферы как она есть 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
ВВЕДЕНИЕ
Когда обращаешься к такой значимой и знаменитой фигуре, как В.И. Вернадский, невольно чувствуешь себя несказанно маленьким, даже во многом ничтожным человеком. И дело даже не в том, что рефераты подобного толка призваны раскрыть жизнь и деяния заявленных фигур с наиболее выгодного и приглядного ракурса. И уж вовсе подобным началом не хотелось бы укоренить мнение о том, что бедному студенту необходима оценка за экзамен, и он таким способом пытается разжалобить преподавателя. А, впрочем, каждый волен думать так, как ему будет угодно. Речь идет совсем об ином. Если заданная нам работа должна продемонстрировать наше понимание усвоенного материала, и если она должна осветить какие – то важные, и, подчеркнем, авторские мысли учащегося, то, введение послужит наилучшим полем для рассуждения на подобную тему.
Проблема являет себя в следующем. Создается впечатление, что большинство авторов и философов, заявленных в данном курсе, жили примерно одинаковым сводом правил. Эти правила, в свою очередь, формировали проблематику, которая представляется в виде нескольких титанов: свобода – борьба против угнетения – что именно формирует существующее угнетение – кто виноват. Если угодно, создается некоторый порочный, и что важно, удобный и привычный для всех круг. Конечно, никак нельзя отрицать значение сформировавшихся философских концепций – философию сердца в частности, к примеру. Однако возможно далее прозвучит скандальное утверждение – большинство иных взглядов и полемик четко функционировали только в рамках своего времени, только тогда можно было найти истинных и яростных приверженцев. Далее же, бесспорно, все скрупулезно сохраняется, воспевается, обсуждается, но, к сожалению, находит отклик только среди небольшого числа заинтересованных людей. Остальные же смертные находятся вне понимания всяческого полезного влияния, которое может оказать изучение этого накопленного материала.
Хочется помечтать и понадеяться на то, что концепция В.И. Вернадского оказалась вне всякого влияния прошедшего времени, и к тому же явила собой организм вечно обновляющийся, и, как следствие, вечно прогрессивный и вечно злободневный. Если взять на вооружение тезис о том, что мир стоит на пороге великих перемен, то говорить о значимости концепции ноосферы просто смешно. Говорить о ее значимости не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие – примерно так можно приспособить слова классика, обращаясь к данной теме.
Так как книг и статей,
посвященных данной проблематике было
написано великое множество, то в
представленной работе мы не ставим целью
приводить ряд очевидных и
плоских выводов. Нашей целью
выступает представление
Т. о. наш обзорный реферат будет представлен в двух разделах:
1) В.И. Вернадский: становление и круг интересов ученого;
2) Идея ноосферы как она есть;
Далее стоит отметить,
что подобной работой мы не только
закрепляем изученный нами материал,
а и пытаемся выяснить для себя
некоторое руководство к
1.В.И. Вернадский: становление и круг интересов ученого
Если рассматривать историю науки в ее развитии и укреплении, то можно с уверенностью сказать, что она знает малое количество ученых мужей, которые посредством своего острого ума и непревзойденной широте интересов смогли охватить наиболее внушительное количество научных дисциплин, которые переживали период своего становления в тот или иной период времени. Если уж быть честным, то сходу можно припомнить два имени - Леонардо да Винчи и Михаила Васильевича Ломоносова. Можно с большой долей уверенности сказать, что имя Владимира Ивановича Вернадского имеет право занять почетное место в данном списке.
Важно отметить, что для каждого человека, который связал свою жизнь с научным поприщем важно быть неутомимым борцом, и великий русский ученый, по представлениям исследователей, был именно таким человеком. Более того, он являл собой пример личности, которая может охватить собой не только узко научную проблематику, но и продемонстрировать большой интерес к проблемам общества, политики и искусства. Считают, что некотором роде исследователь походил на своего отца – Ивана Васильевича Вернадского. Конечно, рассматривая активную общественную позицию последнего, прогрессивность его взглядов как ученого, сложно не согласиться с таким утверждением. Однако не стоит забывать, что фигура подобного ранга, как В. И. Вернадский не могла просто стать преемником не менее значимого отца. Ученый прошел свою собственную школу и сформировал себя как уникальную и всеобъемлющую личность.
Знаменитый мыслитель родился в Петербурге 12 марта 1863 года. Пять лет спустя семья Вернадских переехала в Харьков. Известно, что В. И. Вернадский проявил интерес к обучению в достаточно раннем возрасте. Научившись читать, он многие часы проводил в отцовской библиотеке. Юный Владимир Иванович проявлял склонность к книгам о далеких путешествиях, географических открытиях и явлениях природы. История также входила в круг его интересов, в особенности греческая. Исследователь его биографии Р.К. Баландин, утверждает, что он не любил историй, которые заканчивались трагическим финалом, поэтому к стихам и различным романам относился достаточно ровно.
Жизнь в Харькове влияла на формирование В.И. Вернадского более чем благотворно. Мир будущего ученого сосредотачивался в его отце и двоюродном дяде. Фигура последнего сыграла важную роль в становлении мировоззрения молодого человека. Именно дядя живо интересовался философией и естествознанием, для него были близки имена Дарвина, Ламарка и Бюффона. Принимая такой факт, можно сделать вывод о том, что восприимчивый молодой человек просто не мог не откликнуться на такого вида поток знаний. Более того, Евграф Максимович Короленко, дядя нашего героя, считался в семье Вернадских человеком оригинальным, и, что называется, «сделал себя сам». Как было уже упомянуто, он интересовался наукой и философией, но понятие авторитетов было для него чуждым. То же касалось и авторитетов религиозных.
По воспоминаниям ученого, представленным Р. К. Баландиным в его исследовании, дядю Владимира Ивановича волновала жизнь в каждом ее проявлении, а разговоры о жизни человека и человечества в целом приводили его в благоговейный трепет. В часы совместных прогулок Евграф Максимович часто рассуждал о том, что далекие миры населены разумными существами; эти миры и галактики существуют не в хаотичном порядке, а образуют между собой нечто бесконечно гармоничное, сложное и организованное.
Подведя итог этому периоду жизни В.И. Вернадского можно смело утверждать, что личности старших родственников во многом, если не во всем сформировали круг интересов и стремлений своего подопечного. Они, возможно, очень хорошо понимали роль позитивно направленной среды, в которой произрастал их сын и племянник. Зачатки незаурядных способностей и талантов попали в благотворную почву. Можно только пожелать, чтобы у каждого ребенка были такие дядья и отцы.
Нельзя не упомянуть, что ученый проявлял большие способности к иностранным языкам. В.И. Вернадский читал литературу на пятнадцати языках, сам писал статьи по – немецки, по – английски и по – французски.
Такой полезный талант раскрылся у будущего знаменитого ученого во время обучения в одной из лучших гимназий Петербурга. В те годы мыслитель не был особенно компанейским молодым человеком, однако через некоторое время все же нашел себе друзей среди тех ребят, которые подобно ему проявляли интерес к естествознанию. Их дружба имела также и зерно позитивного развития. Во время учебных экскурсий в пригородах Петербурга они пополняли свои знания, касающиеся ботаники и энтомологии. Можно сказать, что в те годы В. И. Вернадский проявил себя как бунтарь – наверное, здесь не обошлось без воспоминаний о позиции любимого дяди, – и считал, что ему необходимы лишь те знания, к которым он проявляет непосредственный интерес, а обучение по принуждению сродни насилию. Также во время обучения в гимназии помимо естествознания и иностранных языков Вернадский всячески поддерживает и развивает знания по географии и истории, предметам, столь полюбившимся им в детстве. Не забывая дискуссий с отцом и дядей по поводу философских вопросов, он самостоятельно продолжает изыскания в данной области, а также обменивается мыслями со своими товарищами.
Годы студенчества В. И. Вернадского
можно охарактеризовать как один
из самых плодотворных периодов в
его жизни. Эти годы ознаменовались
большой самостоятельностью и постоянным
стремлением к
Еще одно событие стало важной ступенью в становлении личности мыслителя. Имеется в виду то, что в свою бытность студентом молодой исследователь находит для себя интересным учение Л.Н. Толстого. Вернадский принял ряд философских аспектов Льва Николаевича, но не разделил мнение последнего относительно того, что наука не может помочь человеку понять, в чем состоит «смысл жизни», а также молодой Вернадский не разделил тезиса о неизбежности смерти. Он рассматривал веру в научное знание как необходимый элемент, и стремился найти ответы на свои вопросы посредством последовательного логического анализа фактов.
После представленного краткого описания биографических данных следует подвести некий итог для того, чтобы перейти к следующей части нашего исследования. Важно сделать акцент на том, что В.И. Вернадский представляет собой, как было заявлено ранее, личность всесторонне развитую, и постоянно стремящуюся к получению новых знаний. Этого человека можно ставить в пример многим, ведь не каждый в состоянии дать волю находящемуся в нас потенциалу, не дать его силе угаснуть. Если не обращаться к источникам и попытаться самому составить психологический портрет ученого, то выйдет личность уравновешенная, способная ставить цель и достигать ее. Если развить характеристику дальше, то, возможно ему, как ученому мужу, свойственна доля некоторой педантичности, умения организовать себя. Склонность к авантюризму также нельзя сбрасывать со счетов. Все эти качества создают человека поистине уникального [1,5].
2.Идея ноосферы как она есть
В этой части мы постараемся дать ответ на вопрос о том, что же такое ноосфера.
К вопросу такого порядка
следует подойти издалека, попробовать
построить цепочку. Для начала
ответим на вопрос, что такое биосфера,
ведь она является предтечей ноосферы.
Без понимания термина «
Л. А. Яншин в своей статье
«Учение В.И. Вернадского о биосфере
и переходе ее в ноосферу» утверждает,
что данное учение выступает как
одно из наиболее значимых и интересных
обобщений в истории
Следующим шагом стало исследование энергетического баланса планет Солнечной системы. Важным стал вопрос о тепловой и электромагнитной энергии, получаемой Землей от Солнца. Далее ученый рассмотрел превращение этой космической энергии, влияние ее на биосферу и ареал ее распространения.
В ходе развития концепции о биосфере, В. И. Вернадский неустанно пополнял копилку новых научных фактов, пытался акцентировать внимание на тех аспектах, которые не были достаточно глубоко рассмотрены его предшественниками. Такое рвение вскоре было вознаграждено, и кропотливый труд все более приумножал «тело» новой научной концепции. Ученый пришел к выводу, что рассматривая биосферу и ее функционирование важно уделить внимание роли газов в жизненном процессе. Следующим звеном выступило предположение о том, что в биосфере проходит неустанная борьба за существование, и не столько за пищу, сколько за жизненно необходимый газ. Именно этот вид борьбы в мире организмов является ключевым, так как именно газ нормирует размножение.
Большое внимание было уделено растениям, так называемому «зеленому живому веществу». Только растение автотрофно и способно захватывать солнечную энергию. С помощью этой энергии и создаются первичные органические соединения. Также Владимира Ивановича интересовали формы нахождения в биосфере различных химических элементов. Следующим важным звеном концепции выступает освещение проблематики деления живого вещества биосферы по источникам питания организмов на автотрофное, миксотрофное. Ученый выделяет проблему изучения полей устойчивости жизни (по – другому – пределов жизни). По мнению исследователя, крайне важно различать особенности жизни в пределах гидросферы и в пределах суши [10,2].
На раннем этапе своего научного творчества В. И. Вернадский предполагал, что объем и вес живого вещества биосферы является неизменным на протяжении геологической истории Земли. По его мнению, в ходе биологической эволюции меняется только формы проявления жизни. Еще одним лейтмотивом ранних работ является мнение о том, что человеческая деятельность вносит ощутимые изменения в биосферу, как следствие возникает антропогенный фактор геологических процессов. Такое влияние и изменение есть нечто абсолютно новое, наложенное на стационарное существование биосферы.