Диалектические законы Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 09:46, реферат

Описание работы

Что есть философия? Философия - это скорее мировоззренческая форма сознания. Под мировоззрением можно понимать обобщённую систему взглядов человека (и общества) на мир в целом, на своё место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщённых научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 17.64 Кб (Скачать файл)

Введение

     Что есть философия? Философия - это скорее мировоззренческая форма сознания. Под мировоззрением можно понимать обобщённую систему взглядов человека (и общества) на мир в целом, на своё место в нём, понимание и  оценка человеком смысла своей жизни  и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщённых научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

     Человек всегда испытывал и испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь  целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может  согласиться ждать с удовлетворением  этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный  материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознанны. Каждая наука-это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков. Философия же даёт систему знания о мире как целом. Иными словами можно сказать так, что предметом философии является не одна какая-нибудь сторона сущего. А всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

     Мы  можем с уверенностью сказать, что  основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

     Но  что есть бытие? Что содержит в  себе данное понятие? Нельзя не заметить, что во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одарённости начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своём бесконечном многообразии явления. Так сформировался ключевой вопрос философии о бытии, и так же сформировалось относительно устойчивое понятие того, чем является бытие. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее о существовании, о сущем вообще. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация факта бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире.

     Впервые этот термин-термин «Бытие» - ввёл античный философ Парменид ( V-|V вв. до н.э.). Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Вообще же для античной философии в той или иной мере свойственно нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах; гносеологическом, онтологическом и этическом.

     Наступление христианской эры соединило философию  с интенсивным богопознанием, соотношение Бога и бытия подвергалось тщательному продумыванию.

     В средние века оформилось онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее  в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия мыслительного.

     В эпоху Возрождения и, особенно в  Новое время происходит секуляризация философии. Для данной эпохи характерна «объективизация» понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций.

     Здесь следует подробнее остановиться на неком «революционном» этапе  формирования философской мысли  и связанном с этим решении  проблем бытия.

     Для Европы, её культуры и европейского сознания, XIX век-век классический. Таковым он стал и для европейской философии. Первая половина века прошла под знаменем творчества классиков немецкого идеализма: И. Канта, И.Г. Фихте, В.Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Огромным открытием в немецкой классической философии, неким поворотным пунктом в мышлении, как способе познать вещи, сущность бытия и окружающего мира, осознании роли и места индивидуума во всемирно-историческом процессе, как процессе становлении бытия является создание диалектики, как науки, как системы, как логики. Заслуга эта принадлежит Г. Гегелю, на философской системе познания бытия которой и хотелось бы подробнее остановиться.

 

1. Биография Гегеля

     Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) – немецкий философ, родился  в Штутгарте в семье крупного чиновника. После окончания местной гимназии он поступил на богословский факультет Тюбингенского университета, где два года (1788-1790 г.г.) изучал философию и три года (1790-1793 г.г.) – богословие. Здесь молчаливый Георг Вильгельм Фридрих очень близко сошёлся с будущим классиком немецкой литературы, поэтом Гольдерингом и будущим классиком мировой философии Шеллингом. После окончания университета Гегель в 1793 году отправился в Берн и, как это было тогда заведено, нанялся воспитателем детей семьи местного аристократа. Попутно он принимал посильное участие в политической жизнь, выполнял отдельные поручения городских властей. В 1797 году он переезжает во Франкфурт, поближе к своему, уже ставшему широко известному университетскому другу, Гольдерингу, и опять занимается воспитанием детей местного аристократа.

     Здесь, подзадориваемый успехами Гольдеринга, Гегель написал и опубликовал несколько невразумительных статей, о содержании которых никогда позже сам лично не вспоминал.

     В 1801 году он переезжает в Иену, где, после  изгнания Фихте, кафедрой философии  заведовал Шеллинг. При поддержке  своего близкого однокашника и друга, Шеллинга, Гегель был прикреплен к  кафедре философии для «габилитации» (повышения квалификации и получения права на преподавательскую работу в Университете), которую, габилитацию», вскоре получил и стал приват-доцентом (приват-доценты оплачивались исключительно студентами, которые выражали желание учиться у данного преподавателя). В 1802 году Гегель публикует свою первую философскую работу под названием «Различие между системой философии Фихте и Шеллинга», в которой всячески превозносит своего заведующего кафедрой.

     В Иене, Шеллинг и Гегель на протяжении 1802-1806 года совместно издают “Критический философский журнал”. Исследователи  потом установили, что в журнале  все статьи, пропагандирующие философию  Шеллинга, были, в основном, написаны Гегелем. В 1803 году Шеллинг оставляет  Иену, а Гегель становится его признанным приемником на кафедре и профессором  Иенского университета. После оккупации Иены «Мировым Духом», то есть Наполеоном, и немедленно последовавшим закрытием Иенского Университета, Гегель перебирается в Бамберг, где издает газету. Здесь же Гегель закончил написание, тщательно отредактировал и в 1807 году опубликовал свой заглавный философский труд - «Феноменология Духа».

     В 1808 году, ставшего известным Гегеля, приглашают в Нюрнберг на должность  директора женской гимназии и  профессора философии в ней. Для  благородных девочек 13-16 лет Гегель читает свою знаменитую «Философскую пропедевтику». Здесь, в Нюрнберге  Гегель женился.

     В 1816 году Гегеля приглашают ординарным (полным) профессором философии в  Гельдербергский Университет, а в 1818 году – в Берлинский Университет.

     Осенью 1831 года в Берлине разразилась  эпидемия холеры. Пропагандист оптимизма, детерминизма и жизнелюбия Гегель не дерзнул бросать вызов неумолимой судьбе и остался в Берлине. Через  три дня после заражения холерой, 14 ноября 1831 года, на 62 году своей жизни  великого философа не стало. 

 

Информация о работе Диалектические законы Гегеля