Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 09:46, реферат
Что есть философия? Философия - это скорее мировоззренческая форма сознания. Под мировоззрением можно понимать обобщённую систему взглядов человека (и общества) на мир в целом, на своё место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщённых научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Введение
Что
есть философия? Философия - это скорее
мировоззренческая форма
Человек
всегда испытывал и испытывает духовную
потребность в том, чтобы иметь
целостное представление о
Мы можем с уверенностью сказать, что основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.
Но что есть бытие? Что содержит в себе данное понятие? Нельзя не заметить, что во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одарённости начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своём бесконечном многообразии явления. Так сформировался ключевой вопрос философии о бытии, и так же сформировалось относительно устойчивое понятие того, чем является бытие. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее о существовании, о сущем вообще. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация факта бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире.
Впервые этот термин-термин «Бытие» - ввёл античный философ Парменид ( V-|V вв. до н.э.). Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Вообще же для античной философии в той или иной мере свойственно нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах; гносеологическом, онтологическом и этическом.
Наступление христианской эры соединило философию с интенсивным богопознанием, соотношение Бога и бытия подвергалось тщательному продумыванию.
В средние века оформилось онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия мыслительного.
В эпоху Возрождения и, особенно в Новое время происходит секуляризация философии. Для данной эпохи характерна «объективизация» понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций.
Здесь следует подробнее остановиться на неком «революционном» этапе формирования философской мысли и связанном с этим решении проблем бытия.
Для Европы, её культуры и европейского сознания, XIX век-век классический. Таковым он стал и для европейской философии. Первая половина века прошла под знаменем творчества классиков немецкого идеализма: И. Канта, И.Г. Фихте, В.Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Огромным открытием в немецкой классической философии, неким поворотным пунктом в мышлении, как способе познать вещи, сущность бытия и окружающего мира, осознании роли и места индивидуума во всемирно-историческом процессе, как процессе становлении бытия является создание диалектики, как науки, как системы, как логики. Заслуга эта принадлежит Г. Гегелю, на философской системе познания бытия которой и хотелось бы подробнее остановиться.
1. Биография Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) – немецкий философ, родился в Штутгарте в семье крупного чиновника. После окончания местной гимназии он поступил на богословский факультет Тюбингенского университета, где два года (1788-1790 г.г.) изучал философию и три года (1790-1793 г.г.) – богословие. Здесь молчаливый Георг Вильгельм Фридрих очень близко сошёлся с будущим классиком немецкой литературы, поэтом Гольдерингом и будущим классиком мировой философии Шеллингом. После окончания университета Гегель в 1793 году отправился в Берн и, как это было тогда заведено, нанялся воспитателем детей семьи местного аристократа. Попутно он принимал посильное участие в политической жизнь, выполнял отдельные поручения городских властей. В 1797 году он переезжает во Франкфурт, поближе к своему, уже ставшему широко известному университетскому другу, Гольдерингу, и опять занимается воспитанием детей местного аристократа.
Здесь, подзадориваемый успехами Гольдеринга, Гегель написал и опубликовал несколько невразумительных статей, о содержании которых никогда позже сам лично не вспоминал.
В
1801 году он переезжает в Иену, где, после
изгнания Фихте, кафедрой философии
заведовал Шеллинг. При поддержке
своего близкого однокашника и друга,
Шеллинга, Гегель был прикреплен к
кафедре философии для «
В Иене, Шеллинг и Гегель на протяжении 1802-1806 года совместно издают “Критический философский журнал”. Исследователи потом установили, что в журнале все статьи, пропагандирующие философию Шеллинга, были, в основном, написаны Гегелем. В 1803 году Шеллинг оставляет Иену, а Гегель становится его признанным приемником на кафедре и профессором Иенского университета. После оккупации Иены «Мировым Духом», то есть Наполеоном, и немедленно последовавшим закрытием Иенского Университета, Гегель перебирается в Бамберг, где издает газету. Здесь же Гегель закончил написание, тщательно отредактировал и в 1807 году опубликовал свой заглавный философский труд - «Феноменология Духа».
В 1808 году, ставшего известным Гегеля, приглашают в Нюрнберг на должность директора женской гимназии и профессора философии в ней. Для благородных девочек 13-16 лет Гегель читает свою знаменитую «Философскую пропедевтику». Здесь, в Нюрнберге Гегель женился.
В 1816 году Гегеля приглашают ординарным (полным) профессором философии в Гельдербергский Университет, а в 1818 году – в Берлинский Университет.
Осенью
1831 года в Берлине разразилась
эпидемия холеры. Пропагандист оптимизма,
детерминизма и жизнелюбия Гегель не
дерзнул бросать вызов