Диалектика бытия Гераклита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:53, реферат

Описание работы

Гераклит Ефесский — один из оригинальнейших и славнейших философов Греции1. Достоверных сведений о его жизни сохранилось немного. Если верить Диогену Лаэртскому(позднеантичный историк философии), Гераклит родился около 544-541 годов до н.э. Все источники утверждают, что Гераклит происходил из малоазийского греческого города-государства Эфеса. Своими корнями Гераклит восходил к аристократическому роду основателей эфеса и имел ряд царских привилегий.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Жизнь и деятельность Гераклита
Глава 2. Философские идеи
Огонь
Относительность
Вопрос познания
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия. гераклит1.docx

— 31.00 Кб (Скачать файл)

Фрагмент  этот толковали в том смысле, будто  Гераклит отвергает в нем чувственное  познание как несовершенное, будто  при помощи зрения и слуха мы не можем получить верного знания о  природе. Но мысль Гераклита не такова. Он говорит, что внешние чувства  не дают истинного знания только тем  людям, у которых грубые души. Стало  быть, дело не в самих внешних  чувствах, а в том, каковы люди, обладающие этими чувствами. У кого души не грубые, у того и внешние чувства способны давать истинное знание.

Но чувства, по Гераклиту, не могут дать полного, окончательного знания о природе  вещей. Такое знание дает нам только мышление. Однако мышление Гераклит представлял  себе, по всей видимости, как познавательную деятельность, не отдельную от чувств, а завершающую деятельность внешних чувств, способную приводить людей, души которых не грубы, к истинному познанию. Может быть, в этом смысле Гераклит говорит в 112-м фрагменте, что «мышление есть величайшее превосходство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней» [там же]

Мудрость  отвлекается и отвращается от всего, что не есть истина. Таков, надо полагать, смысл 108-го фрагмента, в котором  Гераклит заявляет: «Из тех, чьи речи я слышал, ни один не дошел до познания, что мудрость есть от всего отрешенное» [там же].

Но хотя большинству  людей недоступно истинное познание и хотя большинство не знает правящего миром «логоса», Гераклит вовсе не считает такое положение вещей неизбежным. В принципе Гераклит полагает способность к истинному познанию общей для всех людей, а человеческий род — причастным к разуму. Всего выразительнее он высказывает это свое убеждение в 116-м фрагменте, где он прямо утверждает, что «всем людям дано познавать самих себя и быть разумными» [37, т. I, с. 165]. И, кажется, в этом же смысле он говорит в 115-м фрагменте, что «душе присущ логос, сам себя умножающий» [там же].

Заключение.

И хотя в  своем родном Эфесе Гераклит не получил  признания, он был весьма уважаем  в Афинах (в частности, во времена  Сократа) и имел целый ряд сторонников  и учеников. Наиболее видным из них  был Кратил. Аристотель говорил о  нем, что он (к концу своей жизни) ничего не утверждал, «только двигал пальцем и упрекал Гераклита  за изречение, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку, ибо сам  полагал, что это невозможно даже однажды» 40. Как можно заключить, Кратил довел мысли Гераклита  до абсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего сказать. Универсальность  движения он, видимо, обозначал движением  пальца. Релятивность познания и оценки, выявленная Гераклитом, приводит Кратила, таким образом, к абсолютному  релятивизму.

 Гераклитова  философия является вершиной  стихийно диалектического понимания  мира не только в досократовской  философии, но и в античной  философии вообще. Как уже говорилось, речь здесь идет не о цельной  теоретической системе диалектического  подхода к миру, а скорее об  интуитивном объяснении сущностных  и в то же время универсальных  черт диалектики. Хотя некоторые  позднейшие мыслители глубже, чем  Гераклит, разработали отдельные  стороны зародившихся концепций  диалектики, но ни у кого из  них не было такого универсального  воззрения, какое было у Гераклита. 

 Тесная  связь диалектики и стихийного  материализма позволила Гераклиту  значительно продвинуться вперед  по сравнению с милетскими  философами.

 Однако  сама философская концепция Гераклита  имела определенную ограниченность. Его социальные и политические  позиции были классово детерминированы. В частности, во взглядах на общество он выдвинул ряд критических претензий в адрес противников аристократии. В Эфесе, где тогда победила демократическая партия, он жил в удалении от общественных дел.

Список использованной литературы.

    1. С. Трубецкой: "Метафизика в древней Греции" (Москва, 1890)
    2. Кессиди Ф. Х. Гераклит и диалектический материализм // Вопросы философии. — 2009.
    3. Фрагменты ранних греческих философов, М., Наука, 1989
    4. Аристотель. Метеорологика. Книга III

1 С. Трубецкой: "Метафизика в древней Греции" (Москва, 1890)

2 То же

3 АРИСТОТЕЛЬ. О частях животных, I, 5. 645 а 17:

4 С. Трубецкой: "Метафизика в древней Греции" (Москва, 1890)




Информация о работе Диалектика бытия Гераклита