Диалектика Гегеля и её историческая судьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:30, реферат

Описание работы

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Немецкая классическая философия.
2.Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля.
3.Логика Гегеля.
4.Философия природы.
5.Философия духа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Философия - Гегель.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Гегель также признает,  что материя и движение неотделимы  друг от друга. Но при этом материя  остается для Гегеля лишь внешним, доступным  чувственному восприятию проявлением,  обнаружением “абсолютной  идеи”. Да и само движение материи изображается Гегелем не как изменение, ведущее к развитию, а как простое перемещение в пространстве,  круговорот, повторение того, что существовало раньше.

В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химизм, и тому подобное, пытаясь вскрыть связь между этими процессами и  показать, что все они образуют последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей их духовную сущность. В этой  части натурфилософии  Гегеля много произвольных допущений, необоснованных утверждений,  наглядно свидетельствующих о неспособности идеализма научно обобщить  данные естествознания. Гегель отвергал в  основном  уже  сложившееся  в  его  время представление о химическом процессе как о взаимодействии атомов, он отрицал также и тот факт,  что вода состоит из водорода и кислорода.  Он также подходит к пониманию электричества как особой формы движения материи.

Третья часть философии  природы - органика - посвящена вопросам геологии, ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится показать, что переход от неживого к живому есть завершение природного процесса: “Дух выходит таким образом из природы”. Это значит, что природа есть лишь низшая ступень обнаружения и самопознания “абсолютной идеи”; свое высшее адекватное  воплощение  “абсолютная  идея”  получает  лишь в  человеке,  в  развитии общества. Однако Гегель не признает реального  процесса развития органической материи и живых существ: все  эти природные  формы, по его мнению, есть порождение “абсолютной идеи”.                         

Философия природы Гегеля, несмотря на отдельные содержавшиеся  в ней глубокие  диалектические  догадки,  весьма далека от  действительно  диалектического понимания  природы  как  единого связного целого, изменяющегося, развивающегося на основе внутренне присущих ей противоречий.

В силу  своего идеалистического  характера философия  природы  Гегеля оказалась наиболее слабой частью его системы.  В  ней особенно  резко выразилось противоречие между  идеализмом и  науками о  природе, невозможность примирения идеалистического истолкования природы с ее научным исследованием. Ввиду исходных идеалистических посылок  своей философии  Гегель вынужден был рассматривать природу  как “конечную”  сферу существования “абсолютной  идеи”, приписывая природе ту ограниченность, которая была свойственна лишь тогдашним естественнонаучным представлениям. Поэтому Гегель не смог преодолеть и метафизического, механистического понимания природы, хотя в ряде вопросов он стоял выше современных ему естествоиспытателей и подвергал критике их узкий эмпиризм и метафизически-механистический подход к явлениям природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Философия  духа.

Третья часть философской  системы Гегеля -  философия духа  - посвящена рассмотрению “абсолютной идеи” на заключительном этапе ее  развития, когда она, покидая природу, “возвращается” к самой себе  в качестве “абсолютного духа”, т.е. “абсолютной идеи”, преодолевшей свое “отчуждение”, снявшей  свое отрицание (природу) и развивающейся  как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории.  В природе,  по Гегелю,  духовное содержание находится в постоянном конфликте  с ограниченной и инертной материальной формой.  Философия духа  Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и  общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому  история человечества, сведенная к истории его духовного развития,  оказывается, в конечном счете, историей познания и самопознания.                      

Философия духа  состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания “абсолютной идеи” (искусство, религия, философия).

В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности, об отношении души и тела, о  расовых различиях,  различии человеческих возрастов, о здоровье и болезненном состоянии человеческого организма, о характере, темпераменте и т.п. Характеризуя  отличие человека от животного, Гегель вслед  за французскими  просветителями указывает на первостепенное значение прямохождения,  давая,  однако,  чисто идеалистическое  объяснение  этому факту.  Правильно отмечая,  что расовые  различия не дают  никаких оснований  для расизма,  Гегель, тем  не менее, полагает, что расы  и нации  образуют различные  ступени самоопределения “абсолютного духа”, ввиду чего  различия между  ними в  области культурного развития в принципе непреодолимы. Исследуя человеческие возрасты, Гегель приходит к ошибочному выводу, что выступление  личности против существующих общественных порядков  представляет собой  юношеское увлечение, которое исчезает вместе с переходом к зрелому возрасту.  Взрослый человек,  мужчина,  по мнению Гегеля, “работает в  пользу дела,  а не во вред ему,  заинтересован в сохранении существующего  порядка, а не в разрушении его...”.

Последующее развитие индивидуального  сознания Гегель прослеживает  в феноменологии и психологии.  Здесь он приходит к заключению,  что в основе индивидуального  сознания лежит “объективный дух”.  Это понятие охватывает, по Гегелю,  правовые и нравственные отношения, к  которым немецкий  идеалист относит  также семью,  гражданское общество и государство. Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается как внутреннее содержание и движущая сила не  только правовых,  но также материальных и  политических отношений,  различные формы  которой рассматриваются  как  необходимые  стадии развития  объективного нравственного духа. И здесь действительные отношения ставятся Гегелем с ног на  голову. Однако в  гегелевском  понимании нравственности,  несомненно,  имеется и глубокая догадка об объективном характере ее развития, о связи этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.       

Поскольку сущностью  духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как осуществление,  непосредственное  бытие свободы. С  этой точки  зрения  право противопоставляется  феодальному произволу. Однако Гегель не видит классового  характера правовых  отношений, отражающего волю господствующего класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю, частная собственность, которая рассматривается не как определенная историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциальное воплощение свободы.

Гегель выводит из понятия права основные черты  “гражданского общества”, ставя с ног на голову  действительные отношения  между экономическим строем и надстройкой.  Государство он  характеризует как  высшее развитие объективного нравственного  духа  и  подлинную основу экономических отношений, в чем также наглядно проявляется свойственное  Гегелю идеалистическое понимание  общественной  жизни.   В  рамках   этой  идеалистической конструкции Гегель часто высказывает глубокие догадки  относительно  действительной сущности общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании свободы, которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно, на  протяжении многовековой  истории осознается человеком, благодаря чему он и действительно становится свободным.

Всю  мировую историю  Гегель разделял  на три  основные эпохи: восточную, античную  и  германскую. В  восточном мире  человек еще  не осознал, что свобода  составляет его  сущность, поэтому  здесь, по  утверждению Гегеля, все – рабы. В античном мире  (Древняя Греция  и Рим)  некоторые уже осознали, что свобода образует их сущность: они-то  и свободны  в отличие от тех, которые не осознают этого и поэтому остаются рабами. Как идеалист Гегель фактически игнорирует связь рабства с определенными экономическими условиями.  Он выводит рабство из сознания людей.  В основе рабства лежит,  следовательно,  рабское сознание,   действительное отношение поставлено здесь на голову,  бытие  выводится  из   сознания. Лишь в германском, или христианском, мире все, по мнению Гегеля, сознают свою духовную сущность, и поэтому здесь все свободны.

Искусство, религия  и  философия, по учению Гегеля - высшие формы  самосознания “абсолютного духа”: в них завершается всемирная  история, и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию Гегель рассматривал  как наиболее  глубокое выражение  истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме  чувственного, так сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя  философия. по Гегелю. выше религии,  содержание философии в конечном  счете совпадает с содержанием  религиозного учения,  поскольку и  там и  тут предметом познания оказывается “абсолютная идея”,  выражающая в системе Гегеля и Бога и мир в целом.  Гегель,  следовательно,   игнорирует противоположность науки и религии, не видит величайшего прогрессивного значения той борьбы, которую вели естествознание и прогрессивная материалистическая философия против религиозного мировоззрения.

В  гегелевской  философии  духа  особенно  ярко  сказались  свойственные этому  мыслителю и немецкой буржуазии того времени вообще консервативные, а частью  прямо реакционные  взгляды. Тем не менее, было  бы  неправильно  на  этом  основании  совсем   отрицать  положительное  значение  работ  Гегеля. Его диалектический  метод лег в основу  более поздних  философских работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов – М.: ТЕИС, 1996.
  2. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  3. Ифин А.А. Введение в философию истории: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  4. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 2000.
  5. Спирин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 1999.
  6. Основы  философии: Учебное пособие для ВУЗов/ Под ред. Е.В.Попова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  7. Философия: Учебник/ Под ред. В.Д. Губина. – М.: Русское слово, 1998.
  8. Философия: учебник для ВУЗов /Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов на Дону .: «Феникс», 1999.
  9. Философия: учебник для ВУЗов/Под ред. проф .В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  10. Семинарские занятия по философии: Учебно-методическое пособие / Под ред. К.М.Никонова. – М.: Высшая школа, 1991.
  11. Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. – И.: Политиздат, 1991.
  12. Краткая философская энциклопедия – М., Изд.группа «Прогресс» – «Энциклопедия», 1994.

 

 


Информация о работе Диалектика Гегеля и её историческая судьба