Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:36, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – подробно изучить диалектику и метафизику. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи :
1)Подробно изучить понятия «диалектика» и «метафизика».
2)Рассмотреть историческое развитие диалектики как метода познания.
3)Сравнить диалектику марксизма и диалектику Г.Гегеля.
Введение……………………………………………………………………………..3
Диалектика и метафизика…………………………………………….…………..4-6
Историческое развитие диалектики как метода познания……………………..7-8
Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля…………………... 9-13
Заключение…………………………………………………………………………14
Список используемой литературы……………………………….……………….15
В материалистической диалектике сам процесс развития рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.
Философия Гегеля также утверждает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно, то есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля.
Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образуют макротела и так до галактик и метагалактик.
Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.
Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.
К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, то есть всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и другие.
Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории и законы.
Впервые принципы диалектической логики в систематизированном виде разработал Г.Гегель, развив учение о законах и категориях диалектики. Гегель, усматривая в жизни природы и человека силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.
Оригинальность гегелевской мысли заключается в том, что категории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке, но и пришли в движение, стали взаиморефлексирующими, порождающими и обуславливающими друг друга. Иными словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, то есть силою логики, мысли, духа. Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д.
Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.
Если законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов действительности выражается с помощью категорий. К ним относятся: единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.
Логика же Гегеля начинается с категории «чистого бытия» - самой бедной содержательно, предельно абстрактной и неопределенной категории. Ведь о «чистом бытии» в принципе ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть, существует. Неопределенность и бессодержательность этой категории позволяют приравнять ее к другой не менее абстрактной категории – «ничто». «Ничто» отрицает «чистое бытие вообще». Постоянный же переход чистого бытия в ничто, и наоборот, есть «становление», третья категория, выражающая синтез «чистого бытия» и «ничто». Внутри «становления» уже заложено противоречие, поскольку оно может быть как разрушительным (переход от бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию). Поэтому «становление» разделяется на категории «уничтожение» и «возникновение», которые, в свою очередь, порождают категорию «наличное бытие». Это уже бытие с некоторой степенью определенности, и, следовательно, мы имеем дело с категорией «качества», «тождественной с бытием определенностью». Качественная характеристика бытия неизбежно тянет за собой «количество», а их противоречивое единство дает категорию «мера» (то есть некоторые пределы, внутри которых изменение количества не ведет к смене качества). Таким образом строится гегелевская система категорий диалектики, которые, по его мнению, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.
Заключение
Таким образом, в своей работе я раскрыла тему философии «Диалектика и метафизика».
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что диалектика является не только учением о всеобщей, универсальной связи и развитии, но и методом научного познания, который нацеливает нас на то, как необходимо рассматривать изучаемый предмет, какие стороны, связи и отношения необходимо выделять, чтобы наиболее полно отразить его развитие. Не следует также забывать, что диалектика – это система наиболее общих теоретических положений о развитии и при анализе конкретных предметов или процесса эти положения необходимо конкретизировать.
Метафизика же, как уже упоминалось выше, не потеряла свою актуальность как метод познания и на современном этапе развития философии, так как в отдельных сферах жизни ее использование необходимо.
В работе были изучены понятия «диалектика» и «метафизика», рассмотрено историческое развитие диалектики как метода познания, выявлены отличия диалектики марксизма и диалектики Г.Гегеля.
Список используемой литературы
1. Спиркин А.Г. Философия: Монография. – М.: Гардарики, 2001.
2. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. 1-3 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.
3. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.
4. http://www.philosophy.ru.