Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 15:13, контрольная работа
Диалектика как метод исследования является весьма действенным инструментом познания во всех его областях. Явно или неявно она присутствует во многих философских и научных открытиях и достижениях современности. Ранее уже упоминались общая теория систем и принцип глобального эволюционизма как безусловное проявление и конкретизация диалектических принципов. Можно привести и массу других примеров: знаменитый принцип дополнительности Н. Бора, сформулированный им же принцип соответствия; даже принцип фальсификации ироничного критика диалектики К. Поппера можно рассматривать как одно из выражений противоречивости, т.е. диалектичности роста научного знания.
Введение
1).Диалектика и метафизика.
2).Историческое развитие диалектики как метода познания.
3).Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Гегеля.
4). Заключение
5).Список использованной литературы
Федеральное государственное образование бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Владимирский филиал
Факультет : Экономика (вечер)
Кафедра «Философия, история и право»
Контрольная работа
по дисциплине
«Философия »
Тема № 2
«Диалектика и метафизика»
Содержание:
Введение
1).Диалектика и метафизика.
2).Историческое развитие диалектики как метода познания.
3).Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Гегеля.
4). Заключение
5).Список использованной литературы
Введение
Тема «Диалектика и метафизика»
в философии имеет огромное научное значение.
Многие философы рассматривали два этих
понятия, отделяя одно от другого. Этим
они показали как одно отличается от другого.
Диалектика как метод исследования является
весьма действенным инструментом познания
во всех его областях. Явно или неявно
она присутствует во многих философских
и научных открытиях и достижениях современности.
Ранее уже упоминались общая теория систем
и принцип глобального эволюционизма
как безусловное проявление и конкретизация
диалектических принципов. Можно привести
и массу других примеров: знаменитый принцип
дополнительности Н. Бора, сформулированный
им же принцип соответствия; даже принцип
фальсификации ироничного критика диалектики
К. Поппера можно рассматривать как одно
из выражений противоречивости, т.е. диалектичности
роста научного знания.
В силу своей всеобщности диалектический
метод применим не только в научном познании.
Работает он и на обыденном, житейском
уровне. Вспомним популярное изречение
Гераклита: «Не лучше было бы людям, если
бы все их желания исполнялись». И в самом
деле, представьте себя на секунду на месте
Незнайки в Солнечном городе с волшебной
палочкой в руках. Долго ли бы мы наслаждались
таким могуществом? Наверное, нет. А дальше
нас непременно одолеет смертельная тоска
– жить-то станет просто незачем, все желания
и стремления потеряют всякий смысл. Жизнь
есть только там, где есть напряжение противоречия
между желаниями и возможностями их исполнения,
т.е. все та же диалектика.
Или другой пример. Как проверить степень
оригинальности наших мыслей и речей:
говорим ли мы на самом деле что-то умное
или изрекаем банальности? С помощью диалектики
очень просто: сформулируйте мысль, противоположную
исходной. Если окажется, что обе они имеют
смысл, тогда можно ожидать, что вы придумали
нечто, достойное внимания. Если же противоположная
мысль особого смысла не имеет, то и первая
– скорее всего тривиальна.
Таким образом, диалектика представляет
собой глубокий и эвристичный способ описания
и изучения реальности. Ее исходный постулат
– признание саморазвития материального
мира как следствия становления и разрешения
противоречий – получил во второй половине
XX века серьезное подкрепление и конкретизацию
в идеях синергетики – теории самоорганизации
сложных систем.
В связи с ростом интереса к религиозной
философии и пересмотром тенденций, восходящих
к классическим немецким философам XIX
в., уместно остановиться на понятии «метафизика»,
тесно связанном с категорией бытия.
Этимологически здесь все достаточно
просто: мета (греч.) – «сверх», «над». Таким
образом, все, что сверх физической реальности,
относится к реальности метафизической.
А это может быть не только, например, духовная,
но и биологическая, и социальная реальность
– они ведь сверхфизичны. Но под метафизикой
понималась особая сверхчувственная реальность,
пребывающая за пределами опыта, эксперимента,
наблюдения, причем как прямого, так и
косвенного. Однако эксперименту, наблюдению,
опыту человека и человечества доступна
пока еще крайне малая доля сущего. Все
«остальное» находится в области, запредельной
для человеческой чувственности. Размышления
об этом и есть метафизика.
Предмет метафизики, в ее первичном смысле,
- рассуждения об абсолютном мировом целом,
недоступном никакому чувству, а также
о свободе воли, Боге, бессмертии, вечности
и бесконечности и т.п.
В связи со сказанным полезно упомянуть
категории трансцендентального и трансцендентного.
Это две разные ступени сверхчувственной
реальности. Несомненно, бытие – сверхчувственно,
но оно не обязательно сверхприродное,
надмировое. Такая реальность, выходящая
за грань эмпирии и характеризующаяся,
по Канту, так называемыми априорными
(доопытными) формами познания (типа пространства
и времени как форм чувственного познания
и причинности как категории рассудка),
называется трансцендентальной.
Выше ее стоит полностью сверхопытная
реальность, фактически недоступная и
теоретическому познанию. Эта трансцендентная,
или ноуменальная, реальность Канта. По
мысли всех религиозно думающих философов,
Бог есть трансцендентная реальность
(но не все трансцендентное божественно).
I. Диалектика и метафизика.
И диалектика, и метафизика
в философии имеют длительную историю,
начиная с античной эпохи. В наше время
их смысловое значение существенно изменилось
по сравнению не только с древними представлениями,
но и с теми, которые имели место в XVII –
XIX в.в.
Диалектика как философская теория и философский
метод. Под диалектикой имеют в виду, прежде
всего учение о наиболее общих закономерностях
развития бытия и познания, одновременно
она выступает и общим методом освоения
действительности. Хотя такое ее понимание
было не всегда. Считается, что сам термин
«диалектика» (греч. dialegomai – беседую, рассуждаю)
впервые ввел Сократ; в античную эпоху
крупными диалектиками считались Гераклит,
Платон, Аристотель и др. По словам Аристотеля,
изобретателем диалектики был Зенон .
Постепенно расширялся объем диалектики
как философской теории и философского
метода – от умения вести дискуссию, искусства
находить противоречия в рассуждениях
собеседника и умозрительных утверждений
о текучести и изменчивости явлений до
современной ее научной трактовки как
единства объективной и субъективной
диалектики.
Так, материалист Гераклит в своем учении
обращает внимание, прежде всего, на постоянное
движение и изменение мира, на взаимный
переход противоположностей в нем, то
есть прежде всего на «диалектику вещей»,
на объективную диалектику. Жившие в этот
же период идеалисты Сократ и Платон под
диалектикой понимали искусство вести
спор, диалог с целью выяснения понятий
и достижения истины. Здесь идет речь о
«диалектике понятий», о субъективной
диалектике.
Таким образом, диалектика в принципе
совместима как с материализмом, так и
с идеализмом. В первом случае она выступает
как материалистическая диалектика, во
втором – как идеалистическая диалектика.
Классический представитель идеалистической
диалектики (равно как и диалектического
идеализма) – Гегель, создавший систему
диалектики как теорию и метод познания.
А классики материалистической диалектики
(равно как и диалектического материализма)
– К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали
ей целостный и научный характер.
Объективная диалектика – признание в
качестве безусловных принципов всеобщей
связи вещей, явлений и процессов объективного
мира и его движения независимо от нашего
сознания. Субъективная диалектика –
отражение данных процессов в понятийном
мышлении, в процессе познания. По существу
речь идет о единой диалектике, ибо законы
развития бытия и познания по своему содержанию
тождественны; различна лишь их форма.
Диалектическое развитие всего сущего
требует адекватного диалектического
подхода в теоретико-познавательной деятельности
людей. Таким образом, в диалектике органически
сочетаются онтология и гносеология, теория
и метод, а также историческое и логическое,
ибо всякое развитие обусловлено генетически,
а в логике этот процесс обобщается, суммируется.
Диалектика не просто фиксирует противоречивый
характер бытия и познания, их развития,
всеобщую связь и взаимообусловленность,
существующую в объективном мире необходимость
и причинность. Диалектическое познание
всего природного, социального и духовного
мира в движении, изменении и преобразовании
позволяет вскрыть движущие силы и источники
всякого развития – противоречия. Диалектическая
концепция развития предполагает, что
оно происходит через взаимопереходы
количественных и качественных изменений,
перерыв постепенности, скачкообразно,
путем отрицания предшествующих ступеней
развития и отрицание отрицания. Диалектика
открывает человеку и человечеству возможность
познания истины и на этой основе преобразования
мира, его разумного совершенствования.
Платон уподоблял диалектику «карнизу,
венчающему все знания, и было бы неправильно
ставить какое-либо иное знание выше нее:
ведь она вершина их всех» .
Следовательно, диалектика представляет
собой философское учение о развитии;
философскую теорию и метод познания действительности;
философское обоснование всеобщих закономерных
связей явлений бытия и их отражения в
мышлении; философскую трактовку противоречия
как источника самодвижения сущего и перехода
его форм из одного состояния в другое.
Метафизика и метафизические воззрения.
Диалектика возникла и исторически развивалась
в борьбе с метафизическим методом мышления,
характерной особенностью которого является
односторонность, абстрактность, абсолютизация
того или иного момента в составе целого.
Метафизические ходы мысли прошли различные
исторические формы. Так, в античности
Гераклит подчеркивал одну сторону противоречия
бытия – изменение вещей, доведенное софистами
до полного релятивизма. Подвергая критике
гераклитовский принцип текучести всего
сущего, элеаты заострили внимание на
другой стороне – на устойчивости и впали
в другую крайность, предположив, что все
неизменно. Одни расплавляли мир в потоке
огня, а другие как бы кристаллизировали
его в неподвижном камне. В новое время
метафизика выступила в виде абсолютизации
аналитико-классификационных приемов
в познании природы. Постоянно повторяясь
в научных исследованиях, приемы анализа,
экспериментальной изоляции и классификации
со временем породили в мышлении ученых
некоторые общие принципы, согласно которым
в «мастерской» природы предметы существуют
как бы изолированно, особняком.
Метафизический метод характеризуется
тем, что рассматривает предметы и процессы
по одному принципу: либо да, либо нет;
либо белое, либо черное; либо друг, либо
враг и т.д. В социальной практике этому
соответствует хорошо известный лозунг:
«Кто не с нами, тот против нас».
Необходимо отметить, однако, что сам по
себе метод познания, который предполагает
рассмотрение предметов и явлений в статике,
покое, а тем самым и «огрубление», «упрощение»
находящегося в постоянном изменении
бытия, имеет полное право на существование.
Метод абстрагирования, который при этом
применяется, вполне научен и используется
различными дисциплинами. И если за покоем
не забывается движение, за статистикой
– динамика, а за деревьями – лес, то такой
элемент метафизики просто необходим
в познании, ибо он выступает как необходимый
момент диалектического познания. Методологическая
ошибка возникает тогда, когда этот момент
покоя или какая-либо характеристика,
сторона предмета исследования вырывается
из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности
и возводится в абсолют.
Таким образом, перенесение механизма
из естественных наук и новых тенденций
развития отдельных общественных сфер
в область философии оказало определяющее
влияние на формирование ее метафизичности,
хотя она имеет и свои неискоренимые общегносеологические
основания. Более того, метафизика в прошлом
стимулировала научный и социальный прогресс,
акцентируя усилия ученых и политики на
решении назревших конкретных проблем.
Неизбежное в истории отпочкование частных
наук сопровождалось известным обособлением
самой философии и ее предмета, сосредоточением
внимания философов на традиционных вопросах
онтологии и гносеологии, общей теории
и методологии.
В Новейшее время стремительный прогресс
общества, науки, развитие самого философского
знания возвысили, как никогда, роль диалектики,
отведя метафизике значение частного
случая, момента в истолковании действительности.
II. Историческое развитие диалектики как метода познания.
Само слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под диалектикой именно диалог как логические операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребляется Гегелем, трактовавшим ее как умение отыскивать противоположности в самой действительности.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы -- стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Наиболее яркое проявление античная диалектика получила у Гераклита, согласно которому мир, находящийся в постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении, движении, в единстве противоположностей. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслах.
Если у Гераклита речь идет о диалектической действительности в целом, то Зенон Элейский впервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отдельных форм бытия. Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувственный мир, единство и множественность. Стихийно-диалектические идеи сильно выражены у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций): появление любой вещи из атома есть диалектический «скачок», поскольку каждая вещь несет в себе новое качество в сравнении с составляющими ее атомами.
На основе философии Гераклита и элеатов возникла отрицательная диалектика софистов, которые, отойдя от диалектики бытия натурфилософов, привели в бурное движение человеческую мысль с ее противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере постоянных споров. В историческом смысле учение софистов было лишь моментом в развитии теории положительного знания, которую развивал уже Сократ. Именно он, исследуя противоречия жизни, требовал искать также и положительные стороны человеческой мысли, стремился осмыслить диалектические противоречия как путь к абсолютной истине. Этот дух эристики (споров) и вопросно-ответной, разговорной теории диалектики, внесенный Сократом, стал пронизывать всю античную философию и свойственную ей диалектику.
Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон понимал под диалектикой не только расчленение понятий на четко обособленные роды и не только искание истины с помощью вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Свои многочисленные труды Платон написал именно в форме диалогов, заключающих в себе замечательные образцы античной диалектики в ее идеалистической интерпретации. У Платона дается диалектика таких категорий, как движение, покой различие, тождество, бытие. Каждая вещь является тождественной сама с собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего иного.
Аристотель превратил платоновские идеи в единичные формы вещей и присоединил учение о потенции и энергии идей. Он развил диалектику дальше - в направлении познания реально существующего космоса. В своем учении о четырех причинах (материальной, формальной, движущей и целевой) Аристотель утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Аристотель считал необходимым обобщение единичных форм самодвижущихся вещей в общее самодвижение всей действительности, которое он и назвал перводвигателем, мыслящим самого же себя, т.е. являющимся и субъектом, и объектом.
Стоики Зенон из Китиона, Клеан, Хрисипп углубили трактовку диалектики на основе тщательного анализа не только мыслительных, но и языковых категорий. Свое учение о слове они проецировали на действительность, которая мыслилась ими досократовским первоогнем, или словом, логосом, порождающим из себя все бесконечное разнообразие космоса и человека как его часть. Признавая все существующее как систему тел, стоики в известном смысле оказались большими материалистами, чем все предшествующие мыслители.
Классическая немецкая философия разрабатывает на идеалистической основе целостную концепцию диалектики как универсальной теории и метода познания мира. У Канта диалектика выступает как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. По Канту, знание опирается на чувственный опыт и обосновывается деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают. Поэтому диалектика и не обнаруживает те неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, устремленный к постижению абсолютной цельности. Эта критичная диалектика имела историческое значение: она обнаружила в разуме его необходимую противоречивость, что в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума и легло в основание позитивной диалектики.
Вершиной классической идеалистической диалектики явилось учение Гегеля, который «…впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». У Гегеля диалектика охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к природе и духу и кончая категориальной диалектикой исторического процесса. В его диалектике дана содержательная картина общих форм движения. Он делит диалектику на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли, конкретизирующееся в категориях качества, количества и меры. Логически исчерпав категорию бытия, Гегель вновь рассматривает бытие, но уже с противопоставлением его самому же себе, т.е. как рефлектирующее. Отсюда рождается категория сущности, а синтез сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может пребывать в отрыве от бытия. Он исследует ту ступень диалектики, где фигурируют категории, содержащие в себе как бытие, так и сущность. Это и есть понятие. Развитие, таким образом, есть переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. При этом само развитие трактовалось как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. Будучи объективным идеалистом, Гегель именно в понятии находил высший расцвет и бытия, и сущности. У него понятие выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.
По Гегелю, каждая из ступеней развития имеет свой принцип: переход, рефлексия (отражение) и собственно развитие. На этом пути раскрывается диалектика всей разноуровневой системы категорий философии и научного мышления: качество, количество, мера, Сущность и явление, тождество и различие, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, и т.д. Моделью гегелевской диалектики служила не объективная реальность, а отражающее ее мышление. Диалектика Гегеля противоречила данным естествознания, в рамках которого были выдвинуты глубокие диалектические идеи: теория развития применительно к геологии (Ч. Лайель). Эволюция идеи Ламарка, космогонические идеи Канта - Лапласа и др.
Однако лишь марксизм смог подняться до всеобъемлющего синтеза принципа материализма и диалектики на основе научного обобщения общественной практики, а также данных общественных наук и естествознания. Результаты этого обобщения на философском уровне выразились в создании диалектического материализма.