Диалектика и метофизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 12:47, контрольная работа

Описание работы

Диалектика-(от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. Метод философии ,требующий рассматривать объект в постоянном развитии и взаимодействии с окружающим миром .Источниками развития считаются – внешние противоречия ,имеющиеся в каждом процессе или предмете. В результате развития происходит переход от низшему к высшему , от простого к сложному , от старого к новому , от прошлому к будущему прогрессу.
Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 25.08 Кб (Скачать файл)

 

Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место  во всех областях материального и  духовного мира. Отражая эти связи  в своем сознании, человек открывает  законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих  законов составляет непременное  условие практической преобразующей  деятельности, творчества.

 

К принципам диалектики относятся  еще и принцип детерминизма, то есть всеобщей причинной обусловленности  явлений, принцип объективности  рассмотрения, конкретности истины и  другие.

 

Принципы диалектики могут  быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории  и законы.

 

Впервые принципы диалектической логики в систематизированном виде разработал Г.Гегель, развив учение о  законах и категориях диалектики. Гегель, усматривая в жизни природы  и человека силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории  суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.

 

Оригинальность гегелевской  мысли заключается в том, что  категории мышления не просто выстроились  в определенном системном порядке, но и пришли в движение, стали  взаиморефлексирующими, порождающими и обуславливающими друг друга. Иными словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, то есть силою логики, мысли, духа. Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д.

 

Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон  отрицания отрицания.

 

Если законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов  действительности выражается с помощью  категорий. К ним относятся: единичное  и общее, явление и сущность, часть  и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность  и действительность.

 

Логика же Гегеля начинается с категории «чистого бытия» - самой  бедной содержательно, предельно абстрактной  и неопределенной категории. Ведь о  «чистом бытии» в принципе ничего нельзя сказать, кроме того, что оно  есть, существует. Неопределенность и  бессодержательность этой категории  позволяют приравнять ее к другой не менее абстрактной категории  – «ничто». «Ничто» отрицает «чистое  бытие вообще». Постоянный же переход  чистого бытия в ничто, и наоборот, есть «становление», третья категория, выражающая синтез «чистого бытия» и «ничто». Внутри «становления» уже заложено противоречие, поскольку оно может быть как разрушительным (переход от бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию). Поэтому «становление» разделяется на категории «уничтожение» и «возникновение», которые, в свою очередь, порождают категорию «наличное бытие». Это уже бытие с некоторой степенью определенности, и, следовательно, мы имеем дело с категорией «качества», «тождественной с бытием определенностью». Качественная характеристика бытия неизбежно тянет за собой «количество», а их противоречивое единство дает категорию «мера» (то есть некоторые пределы, внутри которых изменение количества не ведет к смене качества).

 

Таким образом строится гегелевская система категорий диалектики, которые, по его мнению, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.

Заключение

Диалектика Гегеля послужила  теоретическими предпосылками  марксистской философии, сохранившей и развившей  диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.

 

В отличие от диалектики Гегеля, где материальный мир служит выражением абсолютной идеи, материалистическая диалектика истолковывает человеческие понятия как отражения реальных вещей, их многообразных связей и  отношений.

 

Материалистическая диалектика, признавая первичной материю  и вторичным сознание, рассматривает  их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие на природу  и общественное бытие людей в  процессе их предметно-практической деятельности.

 

Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, то есть признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер

Список литературы

1. Спиркин А.Г. Философия:  Монография. – М.: Гардарики, 2001.

 

2. Философия: Учебник для  вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко,  проф. В.П.Ратникова. 1-3 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.

 

3. Философия: Энциклопедический  словарь. – М.: Гардарики, 2004.

 

4. http://www.philosophy.ru.

 


Информация о работе Диалектика и метофизика