Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 00:27, реферат
Сегодня уже вызрело представление о том, что мы находимся на переломном этапе, ближних подступах к вступлению в новое историческое измерение. С напряженным вниманием всматриваются христианские богословы в 2000 г. от Рождества Христова. Умножаются грозные пророчества. Апокалиптическне умонастроения выражаются на страницах печати. “Философия конца”, пронизывающая весь текст Откровения Святого Иоанна Богослова, завершающей главы Библии, сейчас актуализируется. Об этом говорят в проповедях и пишут в религиозных изданиях, предвещается появление АнтихрИста и затем второе пришествие Христово. “Глаголь вещие” уже звучат–эта нота становится все более громкой.
1. Проблемы и перспективы современной цивилизации
2. Диалектика как теория и метод
3.Список использованной литературы
Шестая предпосылка (последнее
по счету, но не по значимости) -намечающиеся
прорывы в области
Завершая обозрение
зримых надежд, скажем о необходимости
конструирования глобальной этики,
универсальных нравственных принципов,
укрепляющих всечеловеческую
2.Диалектика как теория и метод
Диалектика (греч. - искусство вести беседу) - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «Диалектика» в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектика логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектику - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы диалектику называли искусство спора. Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность. В средние века в философии термин «Диалектика» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл диалектику, особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении «логика», а иногда под диалектика подразумевали искусство дискутирования.
В философии Канта
диалектикой называется логика видимости,
которая не приводит к истине. Когда
общая логика из канона превращается
в органон для созидания
По Гегелю, диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.
Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что «…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…».
В марксистской философии термин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.
Материалистическая диалектика представляет собой философский метод исследования природы и об-ва. Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким. Революционное существо материалистической диалектики, не мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее орудием практического преобразования общества, помогающим объективно учитывать исторические потребности общественного развития, несоответствие старых форм новому содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу человечества.
Цель диалектического метода —
1) рассматривать предмет со всех сторон и со всех возможных позиций
2) рационально, основываясь на этом всестороннем анализе, пытаться решать философские проблемы.
В марксизме, который обобщил все ценное в истории развития диалектической мысли и поднял философскую мысль на новый уровень, диалектика выступает как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познающего мышления.
Диалектика есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся реальности.
Будучи теорией развития мышления, познания, борьбы идей в науке, искусстве, философии, в духовной жизни вообще, она предстает как субъективная диалектика, то есть развертывается в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного бытия – диалектики объективной.
Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира; она есть «живое, многостороннее познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности».
Любой принцип,
любой закон диалектики, отражая
объективную реальность, вместе с
тем указывает на то, как правильно
мыслить о соответствующей
Диалектика не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. Движения из области незнания в царство познанного, методология знания на основе действия и методология действия на основе знания. В этом и проявляется единство диалектики как теории и как метода. Утверждение о том, что диалектика есть теория и метод, не означает ее отождествления с философией марксизма в целом. Точно также и материализм, будучи теорией и методом, не равен всей философии.
Список используемой литературы
1.Спиркин А.Г. "Учебное пособие "Основы философии", Москва - 1988 г.
2.Основы философии: Учебное пособие./ Под редакцией Е.В. Попова М.: Владос, 1997.
3.Хапчаев И. А. Основы философии. — Пятигорск, 1997.
4.Философский энциклопедически
5.Современная философия:
Словарь и хрестоматия. —