Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:53, реферат
Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немец
В каждом конкретном процессе
превращения возможности в
Часть и целое. Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет - значит узнать, из чего он состоит. Философскими понятиями, с помощью которых ранее всего, и притом долгое время, осмысливалось “устройство” бытия, служили понятия “простого - сложного”, “части - целого”. Эти пары категорий тесно связаны между собой, ибо простое долгое время мыслилось как элементарное, не имеющее частей, а сложное - как составленное из частей, разложимое на простые составляющие.
Под частями понимали такие “предметы”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета. Если говорить более просто, то целое считалось простой суммой своих частей.
Однако постепенно в науке и философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к набору свойств его частей, его составляющих. Но оставалось неясным, в чем же заключается секрет целостности. Ответить на этот вопрос на основе метафизического мышления не удается. Ключ к решению дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Таким образом, был открыт, сформулирован принцип целостности, играющий важную роль в развитии знаний и практики. Еще Сократ заметил, что лицо связывает в единое целое свои части: губы, рот, нос, глаза, уши, подбородок, щеки. И как бы ни различались по виду и функциям все части лица, и как бы ни были сходны, сами по себе они не образуют лица. Лицо есть нечто единое, целое. Оно неразделимо и несводимо к тем частям, из которых состоит, без потери своей качественной определенности как именно лица. Оно объединяет части, охватывает их все и образует уникальное целое, обладающее новыми интегративными свойствами.
Роль принципа целостности
в современном научном и
В определенных границах способ уяснения сложных объектов в понятиях “часть - целое” и сегодня в общем - то не потерял своего значения, но получил серьезное углубление, обогащение, занял важное место в современном системном подходе к самым различным объектам.
Обогащение категорий “часть - целое” понятием связи открыло путь к постепенному формированию новых категорий: элемент, структура, система. Понятие связи прежде всего дало импульс к уточнению и развитию представлений о способах упорядоченности различных объектов.
Содержание и форма. Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Не все, что “содержится” в объекте, составляет его содержание. Например, было бы бессмысленно считать содержанием организма атомы, из которых состоят молекулы, образующие клетки. Вы никогда не узнаете, что такое голубь, если будете тщательно изучать каждую клетку его организма под электронным микроскопом. К составным элементам, образующим содержание, относятся части целого, то есть такие элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности. Поэтому нельзя к содержанию картины отнести холст, например, хотя без него невозможно представить себе картину. Содержанием организма является не просто совокупность его органов, а нечто большее - весь реальный процесс его жизнедеятельности, протекающий в определенной форме. Содержанием общества является все богатство материальной и духовной жизни действующих в нем людей, составляющих это общество, все продукты и орудия их деятельности.
Определив содержание как
тождественность компонентов
Когда мы воспринимаем и
мыслим какой - либо объект, мы выделяем
его из окружающего фона, фиксируя
тем самым его внешний облик,
внешнюю форму. Будучи употребленной
в смысле внешнего облика, форма
объекта выражается в категории
границы. Граница, указывающая на различие
данного содержания в его целом
от всего иного, и есть форма - внешняя
форма объекта. Внешняя форма
выражает связь данного объекта
с другими. Кроме того, категория
формы употребляется также в
значении способа выражения и
существования содержания. Здесь
мы имеем дело не с внешней, а с
внутренней формой. Внутренняя форма
связана с качественной определенностью
объекта, причем качественная определенность
понимается в данном случае не в
смысле того или иного материального
субстрата объекта (камень, металл,
дерево и т. д.), но как его некоторая
смысловая оформленность, указывающая
на способ деятельности с объектом,
детерминирующая способ его восприятия
и включения в систему
Таким образом, форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.
Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Отвлечение формы от содержания никогда не может быть абсолютным, ибо не существует безразличных к содержанию “чистых” форм. Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета. Этот процесс, развертываясь во времени, осуществляется через противоречие, выражающееся в отставании формы от содержания, то есть наличия такого состояния системы, когда новое содержание не имеет адекватной новой формы, а пребывает в старой, ориентированной на уже изжившее себя содержание. Противоречие здесь выражается в разнонаправленности этих моментов единого целого и всегда разрешается ломкой старой формы и возникновением новой. И иначе быть не может в силу необратимого характера развития.
Качество, количество и мера. Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При утрате качественной определенности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов. Например, расплавленная руда превращается в шлаки и металл; подросток, взрослея, становится юношей, юноша - мужчиной, мужчина со временем становится стариком; поселок, разрастаясь, может стать городом и т. д.
Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Оценка количественных характеристик реальных “вещей” начинается с выявления в них общих свойств, присущих как однородным, так и качественно различным по своей природе “вещам”. Такими свойствами, по которым можно сравнивать разнородные предметы, могут быть линейные размеры, скорости движения, масса, температура тел. Для человеческих организмов речь может идти о весе, росте, объеме легких и т. д.
Рассмотрение различных
предметов с количественной точки
зрения на основе некоторого общего свойства
как бы стирает их качественные различия.
Так, качественно различные товары
- хлеб, одежда, автомобили - “уравниваются”
при их погрузке, разгрузке, транспортировки
на основе того, что все они имеют
вес и габариты. “Уравнивание”
качественных различий предметов, привидение
их к некоторому единству делает возможным
измерение, которое предполагает установление
соответствующей единицы
То есть качественные и количественные методы анализа, изучения, оценки широко применяются в различных разделах науки и практики. Кроме того, понятия “качество” и “количество” важны для осмысления условий перехода экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития. В первом случае выпуск продукции увеличивается за счет введения новых предприятий, увеличения посевных площадей, производственных мощностей, числа работающих и т. д. Во втором случае увеличение выпуска продукции обеспечивается увеличением производительности труда при том же или даже меньшем количестве работников и средств производства путем улучшения качества технологического оборудования, повышения квалификации рабочих и т. п.
Сегодня перед специалистами различных областей стоит задача освоения самых перспективных, качественно новых форм деятельности, поиска путей перевода всей экономики в новое качественное состояние. Для этого необходимы наиболее эффективные решения проблем экономики, управления. Отсюда ясно, насколько важно представлять себе, за счет чего в принципе обеспечиваются качественные сдвиги в состоянии системы, понимать диалектическое соотношение качества и количества.
Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь в философии выражается понятием меры.
Мера - диалектическое единство
качества и количества или такой
интервал количественных изменений, в
пределах которого сохраняется качественная
определенность предмета. Мера выступает
как “третий член”, связующий
качество и количество в единое целое.
Например, производительность труда
как мера имеет две стороны: качество
труда и его продуктивность (количество
произведенного продукта). Но мало сказать,
что мера есть единство качества и
количества, а также что она
суть граница, в которой качество
проявляется в своей
модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики.
Итак, мы рассмотрели некоторые категориальные пары. И в заключение можно сказать, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальной связи объектов, “всего во всем”.
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.
2.Диалектико-
3.В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации. - М., 1999.
4.Закон единства и борьбы противоположностей. Под ред. Парнюк М.А. – К, 1991.
5.История античной диалектики. – М., 1972.
6.История диалектики X I V - X V I I вв. – М., 1974.
7.Концепции самоорганизации: становление нового образа мышления.- М., 1994.
8.Самоорганизация в природе и обществе. - СПб, 1994.
9.Современные зарубежные концепции диалектики. – М., 1987.
10.Зеленков А.И. Принцип отрицания в философии и наука. - Минск, 1981.
11.Материалистическая диалектика. В 5 т. - Т. 1.- М., 1981.
12.Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. - М., 1985.
13.Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т .20.
14.Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.20.
15.Шептулин А.П. Категории диалектики. - М., 1971.
Информация о работе Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии мира