Диалектика как высший закон реального и как способ развертывания философской мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:47, доклад

Описание работы

Диалектика как высший закон реального и как способ развертывания философской мысли
Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г
Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл: с одинаковой убедительностью можно доказывать, что мир конечен в пространстве и времени (тезис) и что он бесконечен в времени и пространстве (антитезис)

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 19.06 Кб (Скачать файл)

 Диалектика как высший  закон реального и как способ  развертывания философской мысли

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г 

  Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл: с одинаковой убедительностью можно доказывать, что мир конечен в пространстве и времени (тезис) и что он бесконечен в времени и пространстве (антитезис)

Отношение Гегеля к романтизму вызывало горячие  споры. Гегелевская концепция реальности и Духа выросла из романтического мировоззрения, но последнее получило окончательную завершенность и было преодолено. Бесконечное романтическое «Streben» (или «устремление») обретает положительный смысл посредством гегелевской концепции движения Духа как саморефлексии. Гегель освобождает «устремление» от неопределенности. Оно совпадает с самореализацией и самопознанием Духа.

 

Задача, которую  Гегель ставит перед собой, в отличие  от романтиков и предшественников идеалистов, состоит в «содействии восхождению  философии к высотам науки» через  открытие и применение «нового метода». Такой метод Гегель находит в  диалектике. Диалектика становится тем  орудием, с помощью которого наш  философ придает строгую форму  безотчетным порывам романтиков. Иначе говоря, диалектика превращается у него в систему научного метода.

 

 

Диалектика, как мы знаем, является открытием  древних. Рожденная в лоне элейской школы (в основном благодаря Зенону), она достигла своих вершин в трудах Платона. В Новое время ее использовал  Кант в «Критике чистого разума», но ограничил ее уровнем систематического развития антиномий, остающихся неразрешенными, и лишил тем самым ее познавательного  значения. Пробуждение интереса к  греческим мыслителям придало новый  вес диалектике как высшей форме  познания, что уже было с Платоном. (Именно Гегелю, между прочим, принадлежит  заслуга выдвижения на передний план так называемых диалектических диалогов Платона — «Парменида», «Софиста» и «Филеба», — на которые до того почти не ссылались и которые после Гегеля были признаны основополагающими.)

 

Тем не менее, между классической и гегелевской  диалектикой имеется как немаловажное совпадение, так и существенное различие. Древние, говорит Гегель, далеко шагнули  в поиске научного подхода, сумев  подняться от частного ко всеобщему. Платон доказал ущербность чувственного познания как просто «мнения» и возвысился до мира Идей; Аристотель, между тем, указал путь приведения всего частного ко всеобщему понятию. Впрочем, Гегель считал Идеи Платона и аристотелевские понятия застывшими и затвердевшими. Учитывая, что реальность — это становление, движение и динамика, он показал необходимость реформировать диалектику, дабы повысить ее действенность.

 

Необходимо  было наделить движением сущности и  всеобщее мышление, что знали уже  античные писатели. «Через такое движение, — пишет Гегель, — чистые идеи превращаются в понятия и лишь тогда становятся тем, чем действительно  являются: самодвижением, кругами духовных начал. Это движение чистых сущностей  также составляет в целом природу  научности». Так сердцем диалектики становится движение. Причина этого  ясна, ведь мы знаем, что движение —  это сама природа Духа, движение — «удержание от распада», жизненная  сила бытия. Из вышесказанного о Духе следует, что подобное диалектическое движение не может быть ничем иным, как определенного рода круговым или спиралевидным движением  с триадическим ритмом.

 

Понимание «трех  сторон», или моментов диалектического  движения, прояснит для нас глубинную, подлинную основу мышления Гегеля.

Эти три момента принято обозначать в упрощенной форме терминами: 1) «тезис»; 2) «антитезис»; 3) «синтез». Гегель пользуется ими в редких случаях и отдает предпочтение более сложному языку. Первый момент назван Гегелем «абстрактной, или рассудочной, стороной»; второй определен как «диалектическая (в узком смысле), или негативно разумная, сторона»; третий обозначен как «спекулятивная, или позитивно разумная, сторона». Рассмотрим эти три пункта более детально.

 

1. Рассудок  — это главным образом способность,  которая абстрагирует определенные  понятия и фиксируется на определенности  последних. Он различает, разграничивает, останавливаясь на определениях, которые находит в какой-то степени окончательными. В «Большой энциклопедии» Гегель пишет: «Работа рассудка вообще заключается в придании его содержанию формы всеобщности, причем всеобщее, обоснованное рассудком, есть абстрактное всеобщее, которое в таком качестве жестко противопоставляется частному, но в то же время и само по себе определяется как частное.

 

2. Выход за  грани рассудка есть особое  свойство «разума», имеющее как  «отрицательный», так и «положительный»  момент. Отрицательный момент, называемый  Гегелем диалектическим в узком  смысле (диалектика в широком  смысле охватывает все три  описываемых момента), состоит в  расшатывании окостеневшего рассудка  и его продуктов. Однако размягчение  рассудочных понятий выводит  на свет целый ряд противоречий  и противоположностей, которые первоначально  были подавлены рассудком. 

3. «Спекулятивный»,  или «положительно-разумный», момент  есть постижение единства противоположных  определений, или положительное,  возникающее в результате разрешения  противоположностей (синтез противоположностей). «Спекулятивный элемент в его  истинном смысле, — пишет Гегель, — содержит в себе уже разрешенными те противоречия, на которых останавливается рассудок (включая и противоречие между субъективным и объективным); тем самым он доказывает свой конкретный и всеобщий характер».

 

Диалектика  как реальность вообще, а значит, как истинное представляет собой  описанное здесь неустанное круговое движение. Негативное лишь в абстракции кажется ложным. Феномен, возникающий и исчезающий, не уничтожает и не родит сам себя, он просто момент в движении живой истины, «вакхической оргии, где нет трезвых». А поскольку всякий момент, не успев отделиться, тут же распадается, то «это празднество есть в то же время и покой, и прозрачная ясность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Книга Дж. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней" представляет собой многотомное издание по истории философии, четвертый том которого посвящен XIX и XX веку. Авторы показали процесс формирования научных идей в XIX-XX веке, суммировали исследовательскую работу многих поколений западных историков философии и культуры. Предназначается для преподавателей и студентов высших учебных заведений.

 

 

 

Перевод С. Мальцевой

Научный редактор Ю. А. Кимелев

 

Книга 4


Информация о работе Диалектика как высший закон реального и как способ развертывания философской мысли