Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:18, контрольная работа
В средневековой философии, диалектику стали истолковывать как формальное искусство спора, как логику, определяющую лишь технику использования понятий. Само бытие было лишено диалектического статуса. Проблема противоречия, была вытеснена из философии. Этот период в философии характеризуется как период господства метафизического (недиалектического, антидиалектического) метода.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Понятие диалектики…………………………………………………………...5
Основные принципы диалектики…………………………………………......6
Объективная и субъективная диалектика………………………………........9
Законы диалектики…………………………………………………………...10
Закон борьбы и единства противоположностей………………………10
Закон превращения количественных изменений в качественные…...12
Закон отрицания отрицания…………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Механизм возникновения, развития и разрешения диалектических противоречий можно понять, соотнеся понятия «тождества», «различия» и «противоположности». Категория «тождества» означает одинаковость, симметричность, единство взаимоисключающих сторон существования предмета. Любое животное, растение в каждый момент своей жизни не только тождественны сами себе, но и отличаются от самих себя благодаря усвоению, выделению веществ, отмиранию клеток. Данные наук говорят о различии внутри тождества. Незаметные в начале различия перерастают затем в противоположности, непосредственно несовместимые друг с другом стороны. Взаимоотношение этих противоположностей перерастает в ярко выраженные между ними противоречия. Разрешение противоречия приводит к образованию нового предмета.
Следует знать, что противоречия могут разрешаться, а могут не разрешаться, и в зависимости от этого, роль противоречия в развитии будет существенно различной. Противоречие нередко является тормозом движения и побуждает двигаться вспять и назад. Так, например, аэродинамическое торможение искусственного спутника Земли с низкой орбитой, вызванной силой сопротивления верхних слоев атмосферы, замедляет скорость и постепенно гасит кинетическую энергию летящего спутника. В результате под воздействием притяжения Земли он рано или поздно упадет на ее поверхность и прекратит существование. Движение прекращается в результате возникновения и разрешения противоречия между силами инерции летящего по орбите спутника и силами сопротивления среды.
Таким образом, противоречие может выступать и двигателем, и тормозом движения (нередко одновременно), и эта его роль зависит от конкретного содержания, масштаба и способа разрешения. Но главным результатом разрешения противоречий развития должно быть продвижение вперед и рождение вследствие этого новых, отличных от прежних еще большей глубиной, силой и масштабом противоречий, то есть создание предпосылок для дальнейшего движения и развития.
4.2. Закон превращения
количественных изменений в
Закон диалектического противоречия формулирует общие условия превращения обычного движения в восходящий процесс, в развитие. Внутренний механизм, само таинство превращения простого в сложное, низшего в высшее, старого в новое вскрывает закон взаимного превращения количественных и качественных изменений.
Согласно этому закону накопление количественных изменений в состоянии любого объекта приводит к скачкообразным качественным изменениям. Для уяснения содержания данного закона необходимо усвоить категории «качество», «свойство», «количество».
Качество выражает внутреннюю определенность предметов, явлений, их черты, свойства и структуру, благодаря которым предметы являются сами собой и отличаются друг от друга. Качественная определенность включает свойства предметов, явлений в их совокупности.
Свойство - признак выявления качества предмета, характеризующий его отдельную сторону. Каждый предмет обладает многими качествами, единство которых выражает их качество. Свойства вещей, предметов, явлений объективны.
Качество и свойство нельзя рассматривать в отрыве от количества. Количество - это определенность предмета со стороны его величины и объема, степени развития и интенсивности присущих ему свойств.
Количество и качество
органически связаны между
Количественные изменения
происходят постепенно, а качественные
преобразования совершаются резче,
быстрее, скачкообразно. Скачок представляет
собой универсальную форму
Взаимоотношение количественных и качественных изменений осуществляется в форме революции и эволюции. Примером первой формы служат изменения, происходящие в микромире, акт атомного взрыва, процесс превращения одних химических элементов в другие. Вторую форму можно проиллюстрировать на примере возникновения жизни на Земле, переход от мануфактуры к крупной машинной промышленности. Таким образом, революция - стадия коренных качественных изменений в различных областях мира. Стадия медленных, незаметных количественных накоплений, изменение несущественных для данного предмета свойств, признаков, черт называется эволюцией.
4.3. Закон отрицания отрицания.
Качественные превращения возможны лишь как отрицание старого состояния. Противоречивость вещи означает, что она содержит в себе свое собственное отрицание. Диалектика рассматривает отрицание как условие и момент связи нового со старым, отрицаемого и отрицающего. Эта связь обусловливается действием закона отрицания отрицания. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней.
Диалектическое отрицание - это такой переход от старого качества к новому, при котором определенные стороны, элементы содержания старого качества входят (хотя в преобразованном виде) в содержание нового качества. Диалектическое отрицание - это триединый процесс, включающий в себя деструкцию, преодоление, разрушение старого; кумуляцию, частичное сохранение, преемственность и, наконец, конструирование, формирование, созидание нового.
Отрицание отрицания как категория диалектики отражает процесс перехода уже полученной второй противоположности, теперь уже в свою противоположность. При этом происходит не полное отрицание предыдущего состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением в качестве его существенных моментов некоторых свойств и отношений предыдущей стадии.
Реальным аналогом отрицания отрицания и в природе и в обществе служат в частности спиралевидные процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль - как цепь циклов.
Характерная черта процесса отрицания отрицания - это его необратимость, т.е. такое развитие, которое в качестве общей тенденции не может быть движением вспять, от высших форм к низшим, от сложных к простым. Это объясняется тем, что каждая новая ступень, синтезируя в себе все богатство предыдущих, составляет основу для еще более высоких форм развития.
Рассмотренные черты отрицания отрицания ярко проявляются в развитии познания. Так при исследовании природы света вначале была выдвинута идея о том, что он есть поток световых корпускул, частиц. Затем возникает противоположная ей волновая теория. Физика ХХ века столкнулась с тем фактом, что ни один из этих взглядов сам по себе не объясняет реальности. Поэтому выдвигается новая теория, которая рассматривает свет в единстве его корпускулярно-волновых свойств.
Таким образом, новое
в мире появляется не иначе как
с помощью отрицания и
Заключение.
Таким образом, подводя итог данной работе можно сделать следующие выводы:
1. Диалектика – это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия и развития всего сущего. Диалектика – это способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое и динамическое целое. Объективная диалектика – процессы взаимодействия и развития, царящие во всем мире. Субъективная диалектика – отражение процессов, царящих в мире, в головах людей. Это движение человеческих мыслей и представлений.
2. К числу основных принципов диалектики относят:
- Принцип всеобщей
взаимосвязи предметов и
- Принцип всеобщности движения и развития.
Существует еще ряд принципов, которые не отнесены к разряду “основных”, но они весьма существенны. К принципам диалектики в познании относятся: единство относительной и абсолютной истины, единство абстрактного и конкретного, познаваемость материального мира, принцип историзма, системности и так далее.
3. Три закона диалектики линейно связаны, действительно, если структурная система динамична, а динамичная структурна, то и динамичность, и структурность системы должны быть сохраняющимися характеристиками. Таким образом, базис законов диалектики состоит лишь из двух независимых утверждений.
Список литературы.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2005
2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Ростов-на-Дону, 2000
3. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. – 2000
4. Поппер К. Р., Что такое диалектика // Вопросы философии. – M., 2003
5. Спиркин А.Г. – Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2007
6. Философский словарь: 3-е изд., исправл. — М.: Книжный Дом. 2003