Диалектика: принципы, законы, категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:15, реферат

Описание работы

Диалектика (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин “диалектика” в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл диалектику логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………….……...3
2. Диалектические принципы…………………………………………………….…….4
2.1 Конкретность истины………………………………………………………......4
2.2 Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного…....4
2.3 Практика как критерий истины и практического определителя связи
предмета с тем, что нужно человеку………………………………………….5
3. Законы диалектики…………………………………………………………….........5
3.1 Закон единства и борьбы противоположностей……………………….....…6
3.2 Закон перехода количественных изменений в качественные……………....6
3.3 Закон отрицания отрицания………………………………………………......7
4. Основные диалектические закономерности и категории.………………………..7
4.1 Сущность и явление……………………………………………………………8
4.2 Содержание и форма………………………………………….………...……..8
4.3 Случайность и необходимость……………………………………….…...…..9
4.4 Причина и следствие………………………………………….………….…...10
4.5 Возможность и действительность……………………………….…….....…..11
4.6 Единичное, особенное и всеобщее……………………….……….…...……..13
5. Заключение………………………………………………….……………….….…...15
6. Список использованной литературы………………………….…………………..16

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 44.27 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Диалектика: принципы, законы, категории

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнил: студент группы АБ-120

                              Хибабаев Р.Х.

                                                                Проверил: ассистент кафедры 

Философии Афанасьева Е. Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

Содержание:

 

  1. Введение……………………………………………………………………….……...3
  2. Диалектические принципы…………………………………………………….…….4
    1. Конкретность истины………………………………………………………......4
    2. Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного…....4
    3. Практика как критерий истины и практического определителя связи

     предмета с тем, что нужно человеку………………………………………….5

  1. Законы диалектики…………………………………………………………….........5
    1. Закон единства и борьбы противоположностей……………………….....…6
    2. Закон перехода количественных изменений в качественные……………....6
    3. Закон отрицания отрицания………………………………………………......7
  2. Основные диалектические закономерности и категории.………………………..7
    1. Сущность и явление……………………………………………………………8
    2. Содержание и форма………………………………………….………...……..8
    3. Случайность и необходимость……………………………………….…...…..9
    4. Причина и следствие………………………………………….………….…...10
    5. Возможность и действительность……………………………….…….....…..11
    6. Единичное, особенное и всеобщее……………………….……….…...……..13
  3. Заключение………………………………………………….……………….….…...15
  4. Список использованной литературы………………………….…………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Диалектика (греч.  — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин “диалектика” в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл диалектику логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектикой - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), мегарцы называли диалектикой искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века в философии термин “диалектика” употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл диалектикой, особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении “логика”, а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования.

В философии Канта диалектикой  называется логика видимости, которая  не приводит к истине. Когда общая  логика из канона превращается в органон  для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой (И.Кант, Критика чистого разума, П., 1915, с. 66).

По Гегелю, диалектика— своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929, с.70 — 71). Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

Открытые Гегелем и  мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и  Ф.Энгельсом из социальной и природной  действительности. Было доказано, что  “…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые  и в истории господствуют над  кажущейся случайностью событий…” (Ф.Энгельс,   “Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).

В марксистской философии  термин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектики, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.

 

  1. Диалектические принципы

 

    1. Конкретность истины

 

Конкретность истины или  же отрицание существования абстрактности  истины означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем  познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.

 

    1. Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного

 

Диалектика абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей связи  и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины. Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как  ступень, как момент конкретного  рассмотрения. Абстракция тем самым  толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.

Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том  их виде,  в котором они протекали  в действительности.  Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при  условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями  и предметами. Из этого выводятся  два взаимосвязанных метода воспроизведения  исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме  истории системы.

 

    1. Практика как критерий истины и практического определителя  связи предмета с тем, что нужно человеку

 

Критерий истины не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте. Поскольку истина предполагает определенное познавательное  отношение субъекта к объекту и в этом смысле “истина относится не только к субъекту, а также к объекту” (Плеханов Г.В., Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку критерий истины должен представлять собой определенное отношение, отличное от процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом является общественная практика, которая и образует критерий истины. По мере развития теоретического содержания науки проверка все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не поддаются непосредственной проверке (например, теоретические положения субатомной физики, закон стоимости в политической экономии и т.д.). Та или иная научная теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии реализовать поставленные ими цели.

 

  1. Законы диалектики

 

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание  отрицания.

В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной  диалектики мира и его познания в  динамике их развития.

Эти законы выражают универсальные  формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического  мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории  в их историческом становлении и  соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.

 

    1. Закон единства и борьбы противоположностей

 

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в  том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего  из взаимодействия и противоречия между  различными предметами и явлениями  и различными сторонами внутри предметов  и явлений, переходят из состояния  незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям  моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой  в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного  явления. Каждый предмет содержит в  себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и  то же время имеет место и взаимопроникновение  и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря  противоречию, т. е. возникновению активного  взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности  находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи  одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

Будучи отраженным в системе  теоретического знания, этот закон  входит основным стержнем или ядром  в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой  сущности предметов” (Ленин В. И., “Философские тетради”, М., 1947, с. 237). Диалектика, таким образом, дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.

 

    1. Закон перехода количественных изменений в качественные

 

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего  к высшему, от старого качественного  состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений  до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно  в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, таким образом, есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение  нового.

Информация о работе Диалектика: принципы, законы, категории