Диалектика в философии Гераклита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:49, реферат

Описание работы

Философия Гераклита являлась наиболее передовым учением в период формирования рабовладельческого способа производства в древней Греции. История философии древней Греции есть история возникновения и развития первой формы домарксистского материализма и стихийной диалектики, история борьбы материализма против идеализма, науки против религии. Вместе с первоначальным материализмом древних греков возникла и развивалась их стихийная диалектика, некоторые зачатки её обнаруживаются у материалистов милетской школы, особенно ярко она представлена в учении Гераклита. Философское учение Гераклита явилось одним из лучших достижений древнегреческой культуры.

Содержание работы

Введение.
Понятие диалектика.
Гераклит.
Диалектика Гераклита.
Специфика диалектики Гераклита.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

диалектика в философии гераклита.docx

— 27.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего  профессионального образования 

“Кузбасская Государственная Педагогическая Академия”

(ФГБОУ ВПО “КузГПА”)

Естественно-географический факультет

 

Реферат

 

На тему: Диалектика в философии  Гераклита.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка первого  курса ЗФО

группы Г-12-01

Стародубцева Ю.А.

Проверила: Платоненко Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2013 г.

Содержание:

 

  1. Введение.
  2. Понятие диалектика.
  3. Гераклит.
  4. Диалектика Гераклита.
  5. Специфика диалектики Гераклита.
  6. Заключение.
  7. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Философия Гераклита являлась наиболее передовым  учением в период формирования рабовладельческого способа производства в древней  Греции. История философии древней  Греции есть история возникновения  и развития первой формы домарксистского  материализма и стихийной диалектики, история борьбы материализма против идеализма, науки против религии. Вместе с первоначальным материализмом  древних греков возникла и развивалась  их стихийная диалектика, некоторые  зачатки её обнаруживаются у материалистов  милетской школы, особенно ярко она  представлена в учении Гераклита. Философское  учение Гераклита явилось одним  из лучших достижений древнегреческой  культуры. Он выступил в защиту ионийского материализма и стихийной диалектики против идеалистических и антидиалектических течений. Своё передовое философское  учение Гераклит развивал в борьбе против мифологического мировоззрения  Гомера и Гесиода, против идеалистических  и антидиалектических философских  учений Пифагора, Ксенофана, Гекатея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Диалектика в философии Гераклита.

Диалектика-( искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.

 Диалектический метод является  одним из центральных в европейской и индийской философских традициях.

2.Гераклит (544—483 гг. до н. э) — древнегреческий философ-досократик.

Гераклит знаменит не только интересными  и глубокими размышлениями о первоначале. Еще более славен он как великий древнегреческий диалектик. Те диалектические мысли и идеи, которые в зародыше и стихийно заключены в концепции первоначала первых греческих философов, получают у Гераклита более четкую артикуляцию, дальнейшее развитие.

3. Диалектика у Гераклита

Диалектика  у Гераклита, как и у его  предшественников, — это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях, характерная  для самых первых греческих философов, у Гераклита приобретает форму  мысли всеобщей, т.е. философской  идеи. Все изменяется, и изменяется постоянно; нет предела изменениям; они есть всегда, везде и во всем — вот что спрессовано в  знаменитой краткой формуле, приписываемой  Гераклиту: „Все течет, все изменяется". Какой бы простой и банальной  ни казалась эта формула человеку сегодняшних дней, необычной, новаторской  и мудрой она выглядела тогда, когда впервые в емкой, обобщенной форме представила результаты тысячелетних наблюдений, раздумий человека об окружающем мире и своей собственной жизни. Переход здесь весьма тонкий. Скажем, наблюдения за рекой легко могут  склонить мыслящего человека к идее изменений.

У Гераклита же — река не более  чем символ, благодаря которому понятным для людей способом утверждается всеобщая мысль. Такова же роль других гераклитовых символов — огня, войны (вражды) и др. Повязанность мысли  Гераклита с символами, образами — специфическая черта его  философии, да и всего древнегреческого любомудрия. Это диалектика изменений  в образах и символах. Хотя мысль  об изменении то и дело приобретает  в фрагментах, приписываемых Гераклиту, всеобщий, абстрактный характер, она  объединяется с хорошо запоминающимися  образами, делающими философскую  мудрость живой, понятной. Например, солнце Гераклит характеризует как "новое  ежедневно, но и всегда и непрерывно новое" (58 (а); 225). В другом случае Гераклит говорит: „На входящих в те же самые 

 

реки  притекают в один раз одни, в  другой раз другие воды" (40 (а); 209). Поэтому, согласно Гераклиту, в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

4.Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Предвестником такого подхода, как уже упоминалось, был Анаксимандр. Гераклит как бы извлекает из недр внутренней логики первоначала только брезжившую идею единства и борьбы противоположностей и подробно, уже именно по-философски, развивает её. Идея Единого — и, стало быть, приведения к Одному, к единству — соседствует с идеей раздвоения Единого, выделения из него противоположностей.

Еще одна диалектическая идея — борьба, "вражда" противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. "Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей... и что все возникает через вражду и заимообразно ["за счет другого"]" В этой связи Гераклит снова вступает в полемику с Гомером: ведь тот, молясь, "чтобы вражда сгинула меж богами и меж людьми, сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех [существ]", "ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия..." (свидетельство и комментарий Плутарха .

Три основополагающие диалектические идеи, которые были выделены из корпуса  гераклитовских фрагментов, внутренне  связаны друг с другом, друг в  друга переливаются, в чем также  уже проявляется диалектика —  в ее облике диалектики философских  идей. Раз мы приняли, вместе с Гераклитом, идею-образ вечного изменения: в  одну и ту же реку нельзя войти дважды, то логично сделать вывод в  несколько иной форме: в ту же реку вступаем и не вступаем, существуем и не существуем. Одно состояние  уступает место другому, "холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается" (42 (а); 214). Так идея всеобщей изменчивости поворачивает к нам другой свой лик  — она переливается в тезис  о единстве противоположностей. Изменение  и есть, по Гераклиту, совмещение крайностей — прежде всего существования  и несуществования, но также уничтожения  и возникновения. Ведь уничтожение  одного есть возникновение другого.

Противоположности едины, неотрывны друг от друга. И  эту неотрывность Гераклит пытается разъяснить и на трудных, непонятных, и на простых примерах. Он говорит  об обычных людях: „Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры" .Есть очень много толкований этих гераклитовых образов. Вероятно, под "перевернутым соединением (гармонией) лука и лиры" он имел в виду то, что лук и лира — противоположности: "вражда" и единство уничтожения, смерти и красоты; разъединяющей войны, понимаемой в самом широком смысле — как вражда, распря, и единящей красоты, символизируемой образом лиры. Вместе с тем, каждая из этих вещей (лук и лира) — символы единства двух зримо соединенных друг с другом концов. Музыка, гармония рождается именно потому, что лира соединяет струны. Лук — изогнутая палка, у которой два конца соединены. Иными словами, лишь тогда, когда две как бы противоположные части соединяются вместе, и существуют предметы. (Свидетельство Порфирия: "...гармония натянута в противоположные стороны" и "стреляет из лука" посредством противоположностей. Пользуясь этими наглядными образами, Гераклит и делает "зримой" идею раздвоения единого и взаимодействия противоположностей. Есть и более "конкретные" толкования гераклитова образа лиры. Например, Платон считает (и к нему присоединяются многие авторы), что этот образ символизирует возможность гармонии низких и высоких звуков, которые, хотя и противоположны, мелодией могут быть приведены в гармоническое согласие .

В своде фрагментов Гераклита встречаются  образы, связанные с техникой или  наукой и символизирующие ту же идею. "У чесала путь прямой и кривой "один и тот же". Иными словами, "у орудия, называемого "улиткой" [= винтом], в мастерской валяльщика вращение прямое и кривое, так как  он идет одновременно вверх и по кругу" (32 (a); 204). Та же идея заключена  в фрагменте, связанном с геометрией: "...совместны у (окружности) круга начало и конец" ."...Начертив круг, начала не сыскать", — комментирует Псевдо-Гиппократ .

Диалектика  входила в историю философии  и культуры, а потом продвигалась вперед также и через рассуждения, которые демонстрировали относительность  представлений человека о мире и  самом себе, ставили философов  и интересующихся философией людей  перед мировоззренческими, логическими, математическими парадоксами, загадками, противоречиями, трудностями. Ко времени  Гераклита философия уже накопила немало таких парадоксов, загадок. Подобные формы мысли — по мере развития философии они усложнялись и  видоизменялись — были не только свидетельствами  накопившихся в философском объяснении мира противоречий и затруднений, но и своего рода точками роста диалектики. Это в такой же мере относится  к парадоксам Гераклита, апориям  элейца Зенона и антиномия Канта.

Гераклит  был отчаянным спорщиком. Слово (спорю), пожалуй, ближе всего связано  как раз с гераклитовской диалектикой. Кроме того, что Гераклит полемизирует с учениями предшественников, он в какой-то мере предчувствует, как бы "вычисляет" возможность зарождения такого способа философской мысли и публичного диалога, который несколько позже воплотится в первоначальных формах древнегреческой софистики. Предвосхищая мыслью что-то подобное софистике или, быть может, уже и наблюдая зарождение софистических парадоксов в практике древнегреческой жизни, всегда наполненной полемикой, Гераклит сам не только формулирует философские тезисы об относительности, субъективности мнений, принципов, ценностей, но, предвидя их возможную разрушительную силу, все же ставит в зависимость от нетленных для него идеи логоса, истины, единства, добра и красоты. Иногда эта черта гераклитовской диалектики не принимается в расчет. В таких случаях из Гераклита как бы делают глашатая древнегреческого релятивизма. Основанием для такого подхода служат некоторые фрагменты эфесского мыслителя, которые, однако, вырываются из более широкого контекста и отделяются от целостности его философии.

Прекрасное  или безобразное могут совмещаться  в одной и той же вещи, в одном  и том же состоянии, человеке и  т.д., в зависимости, так сказать, от точки отсчета. Сказанное верно  и в отношении жизни и смерти, рождения и гибели. Чтобы убедиться  в этом, людям достаточно поразмыслить о самих себе. "Рожденные жить, они обречены на смерть (а точнее, на упокоение), да еще оставляют детей, чтобы родилась [новая] смерть. Желая уподобить смену человеческой жизни смертью превращениям "мерами вспыхивающего" и "мерами угасающего" огня, Гераклит изрекает: „Человек — свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, словно как вспыхивает к бодрствованию, уснув". Смерть одного состояния — момент. рождения чего-то другого. Этот парадокс помогает подтвердить идею взаимопревращения тел, состояний, стихий, в свою очередь питающую идею бесконечности изменений. "Душам смерть — воды рожденье, воде смерть — земли рожденье. Мысль древних о взаимопревращениях, переливах друг в друга противоположных вещей, состояний, стихий Гераклит, таким образом, тоже предпочитал зафиксировать в виде диалектического парадокса. Казалось бы, что может быть несовместимее, чем Солнце и ночь Если светит Солнце, то это заведомо значит, что нет ночи. Однако и здесь Гераклит заготовил свой парадокс: „Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь"

Парадоксы, загадки, ирония Гераклита всегда побуждали  к спорам и поиску разгадок. Так, эфесский мыслитель изрек, что Солнце, которое "правит космосом", "шириной [всего лишь] в ступню человеческую. Загадка тут в том, что другие фрагменты из Гераклита свидетельствуют  о его "почтительном" отношении  к Солнцу как главному среди небесных тел. "Солнце же, будучи их эпистатом [распорядителем] и судьей, дабы определять, регулировать, знаменовать и объявлять  перемены и времена года, которые все порождают..." .Почему же судья, распорядитель, правитель космоса так иронически унижен": шириной он всего лишь в человеческую ступню Через парадокс — Солнце и вознесено над миром, человеком, и приближено к ним — Гераклит утверждает по крайней мере две важнейшие философские идеи. Во-первых, при всем "привилегированном" положении Солнца в космосе не дано ему нарушить естественный порядок Вселенной, что, собственно, разъясняет сам Гераклит: Солнце "не преступает положенных границ, ибо если оно <преступит> должные сроки, его разыщут Эринии, <союзницы Правды>". Во-вторых, величина Солнца тут поставлена в рамки человеческого видения и наблюдения, субъективных мерок жизнедеятельности человека, борьбы таких противоположностей, как размышление и чувственное наблюдение. Об этом верно сказал Сенека, комментируя интересующий нас гераклитовский фрагмент: „Хотя разум доказывает, что Солнце больше Земли, взор наш сократил его до таких размеров, что мудрые мужи утверждали, будто оно величиной в ступню" .

Аристотель  считал, что гераклитовская диалектика оказала огромное влияние на Платона. Трудно не верить Аристотелю — ведь он был учеником Платона. В интеллектуальной судьбе многих последующих философов, причем таких несхожих, как Гегель и Ницше, можно обнаружить глубокое воздействие гераклитовских идей и  образов. Итак, непреходящая заслуга  Гераклита в том, что он, представив мир множественных, смертных вещей, человеческий мир подвижным, изменчивым, текучим, разделенным на противоположности, в то же время удержал идею единства и закономерного порядка в  неизмеримом, всегда задающем загадки, до конца не познанном и непознаваемом  космосе.

Иначе обстояло дело в философии элеатов  — тоже великой своими открытиями, интеллектуальными новшествами. Именно она вывела античную мысль к одной  из самых грандиозных идей — философской  идее бытия. Но не смогла, натолкнувшись  на глубочайшие мыслительные трудности  противоречия, объединить бытие и  движение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Учение  Гераклита Эфесского было обусловлено  тремя факторами:

-историческими  событиями, происходившими в греческом  мире на рубеже 6 - 7вв.;

Информация о работе Диалектика в философии Гераклита