Диалектика. Законы диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:27, реферат

Описание работы

Следует отметить, что диалектика определяет развитие бытия, проявляясь в конкретном случае в том или ином (себя-) обозначении, например, как отрицание отрицания, или влиянии. Или же, то, что называется законами философии, есть либо конкретно проявленные обозначения диалектики, либо, в том числе для наук, устойчивые явления влияний диалектики в бытии.
Корректным обычным значением термина «диалектика» является не «диалектический метод» и не теория познания, а непосредственно диалектическое познание в его собственном движении.

Файлы: 1 файл

философия готовая.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в следующем:

1) если речь идет  о единстве противоположностей  и борьбе между ними, то имеются  в виду только такие противоположности,  которые внутренне присущи данной  конкретной системе; 

2) противоположности  не могут существовать друг  без друга, однако их единство условно, временно, преходяще, относительно;

3) борьба взаимоисключающих  противоположностей абсолютна, как  абсолютно развитие, движение. Новое  возникает в результате борьбы, а не благодаря единству противоположностей  — это закон; 

4) в процессе борьбы противоположности могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность;

5) борьба противоположностей  и их единство обусловливают  в определенных ситуациях возможность временного равнодействия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил.

 

 

 

2.2. Закон взаимного  перехода количества и качества

 

В природе и обществе все находится в постоянном движении, изменении. В каких формах происходит это изменение? Ответ на этот вопрос дает закон перехода количественных изменений в качественные. Но прежде выясним сущность категорий: свойство, качество, количество, мера, раскрывающие существо закона.

Вещи, предметы материального  мира обладают свойствами, признаками: размером,  цветом, звуком, запахом, твердостью. Чувства позволяют судить о них. Но мышление объединяет их в единое целое. Свойство есть способ проявления качества предмета, оно выражает лишь одну из сторон, частей предмета.

Качество можно определить как единство всех свойств данного предмета, характеризующих его в целом. Тем самым, предмет и качество не отделимы друг от друга, оно делает предмет таким, каков он есть, оно внутренняя определенность предмета.

Но качество предмета определяется не просто совокупностью свойств, а их единством и целостностью.

Изменение отдельных свойств не ведет в известных условиях к изменению качества предмета.

Г. Гегель определял качество «как тождественную с бытием определенность». В то время как количество «есть внешняя бытию, безразличная для него определенность». Дом остается домом не зависимо от того, будет ли он большим или маленьким. Иначе говоря, для количественной характеристики предмета содержание не имеет значения. Число 10 обозначает и число пальцев, и количество страниц, и степень сжатия, и т.д.

Количество – есть внешняя определенность предметов  и процессов, его величина, объем, степень, число, темп и т. д. Количество обнаруживает однородность, измеряемость предметов. При этом в природе не существует чистое качество и чистое количество. Они существуют в единстве и объективно. Нет качества без количества, и количества без качества. Это единство качества и количества называют мерой. Мера есть количественное выражение устойчивого существования качества предмета. Она указывает на те границы в которых количественные изменения не вызывают коренных качественных. Моменты перехода от одной меры к другой называют «узлами» развития, перехода.

Сущность закона: Мелкие, в начале не заменимые количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают меру предмета и вызывают коренные качественные изменения, в следствии чего, старое качество уступает местному качеству, которое приводит к новым количественным изменениям и так без конца.

Таковы открытия в  науке, в развитии теории количество эмпирического знания нарастая приводит к открытиям, а качественные изменения в обществе порождают новые количественные изменения.

Формой перехода от старого  качества к новому является скачек. Скачек  - это перерыв постепенности в развитии, переход старого качества в новое, способ перехода одного качества в другое.

Скачки разделяются:

1) по времени протекания

- быстрые (например, жизнь элементарных частиц);

- медленные (в общественной жизни);

- стадийные (постепенные);

  • - разовые (взрывные);
  • 2) по количеству систем
  • - одинарные;
  • - комплексные;
  • 3) по отношению к сущности предмета
  • - коренные;
  • - некоренные;
  • 4) по роли в развитии
  • - прогрессивные;
  • - регрессивные;
  • - одноуровневые.

Со скачком связаны  понятия в революции и эволюции. Эволюция – медленные количественные изменения, тогда как революция – качественное изменение существующего.

 

2.3. Закон отрицания-отрицания

 

Из трактовки развития, как смены качеств, следует, что  никакое развитие невозможно без  отрицаний. Разрушение старого есть отрицание.

Отрицание в его диалектической трактовке означает преодоление  старого новым при сохранении всего положительного, что было в  старом. Старое содержание не играет в  новом содержании решающую роль, но сохраняет свое присутствие. После  отрицания оно само подвергается отрицанию, конкретным определенным образом.

Отрицание происходит вследствие борьбы противоположностей и вступает как самоотрицание.

Тогда отрицание осуществляется на прогрессивной ветви развития и представляет собой не одно отрицание, а цепь их, по ступеням. Эта ступень выражается формулой – отрицание отрицания.

Отрицание отрицания  приводит к возврату к старому, но на более высокой ступени и  описывается спиралевидной формой развития, формой раскручивающейся спирали.

Отрицание характеризуется снятием, то есть тем, что остается при разрушении старого, тем, что определяет его как момент развития.

Сам закон отрицание  отрицания формулируется так: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, является результатом двойного отрицания -  снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру негодной ступени развития.

Таким образом, диалектическое отрицание характерно лишь для процессов прогрессивного развития, ведет к возникновению высшего из низшего. В то время как недиалектическое отрицание, присуще любому процессу движения вообще. Оно обеспечивает одноуровневое движение системы,  или ее деградацию, разрушение – это зряшное отрицание (например, размол зерна, гибель человека в автокатастрофе).

Форма отрицания проходит три ступени. Тезис (зеркало) – отрицается, и предмет переходит в свою противоположность – антитезис (стебель) которое в свою очередь превращается в противоположность второму, и третья ступень развития – синтезис (колос) имеет сходство с первой фазой развития (тезисом).

Закон отрицание отрицания  учит:

  • Сохранять позитивное, отрицая отжившие формы, заботится о преемственности в развитии (беречь традиции).
  • Замечать рост нового. Поддержать, дать окрепнуть, но бережно относится к старому, изучать и осваивать опыт прошлого.
  • Овладевать новым, передовым, не допуская нигилизма в отношении старого.
  • Выявлять направление, форму  развития, стимулирует предвидение, способствует упрочнению оптимизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Термин диалектика был  предложен античными философами поначалу для обозначения искусства спора, а затем – одного из методов получения знаний.

Развернутой теорией  и продуманным методом диалектика стала в XVIII веке в философии Г. Гегеля.

Немецкий философ сформулировал  основные диалектические законы, распространив их на все существующее: природу, общество, мышление.

В Гегелевском панлогизме диалектика стала выражением движения Абсолютного духа к самопознанию.

Диалектика как понятие  употребляется в трёх значениях:

1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

Диалектика, как  и всякая другая наука, изучающая  явления и процессы действительности имеет свою структуру: принципы, категории, законы.

Основные принципы диалектики:

1). Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений — развитие (изменение не только количественное, но и качественное).

2). Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3). Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения - внутренние противоречия.

Основное содержание диалектической теории описывается тремя основными законами, которые Г. Гегель сформулировал по отношению к Абсолютному духу, а К. Маркс и ФЙ. Энгельс применили к материалистически понятым природе, обществу, человеческому мышлению.

Развитие характеризует три универсальных закона диалектики, каждый из которых освещает определенную грань развития.

1). Закон единства и борьбы противоположностей, который показывает источник развития и отвечает на вопрос почему происходит развитие.

2). Закон взаимного перехода количества и качества, показывающий механизм (форму) развития, (то есть отвечает на вопрос как происходит развитие)

3). Закон отрицания-отрицания, показывающий направление развития. Он отвечает на вопрос – куда идет развитие.

Таким образом, диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления и основанный на этом учении метод мышления и познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Стрельник, О.Н. Филсосфия:  Краткий курс лекций /О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 240с.

2. Философия в вопросах  и ответах: Учеб. пособие /Под  ред. А.П. Алексеева. – М.: ТК  Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336с.

3. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов  /Моск. Ин-т национ. и регион. отношений; Научн. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 384с.

4. Философия: Учебник  /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной,  В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1997. – 432с.

5. Философия: Учебник /Под ред. проф. В.Н. Лавриченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – 520с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Диалектика. Законы диалектики