Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:59, реферат
Сфера Я - Оно обусловлена вступлением человека в отношения вещественным миром и приобретением им (человеком) опыта и принадлежит прошлому. Что касается сферы Я-Ты, то ее существование отождествлено только с проживанием в настоящем, без всякого опыта, лишь посредством переживания. Именно пребывая в настоящем, в сфере Я-Ты, именно при встрече с выделенным из безликого мира Я-Оно Другим, происходит истинное переживание своего бытия человеком. Следовательно, согласно Буберу, сфера Я-Оно – это мир опыта, а сфера Я-Ты – мир отношений.
Реферат по теме: Диалогический персонализм Мартина Бубера.
Существование человека и мира находится в двух сферах, определяемых как «Я – Оно» и «Я-Ты». Человек (Я) никогда не может существовать сам по себе, его существование всегда обусловлено отношением к одной из двух этих сфер, т.е Я по отношению к Оно либо Я по отношению к Ты. Таким образом, самосуществование Я не может быть возможным.
Сфера Я - Оно обусловлена вступлением человека в отношения вещественным миром и приобретением им (человеком) опыта и принадлежит прошлому. Что касается сферы Я-Ты, то ее существование отождествлено только с проживанием в настоящем, без всякого опыта, лишь посредством переживания. Именно пребывая в настоящем, в сфере Я-Ты, именно при встрече с выделенным из безликого мира Я-Оно Другим, происходит истинное переживание своего бытия человеком. Следовательно, согласно Буберу, сфера Я-Оно – это мир опыта, а сфера Я-Ты – мир отношений.
Мир отношений, сфера Я-Ты, в свою
очередь имеет три «
- жизнь с природой (доречевое общение с природой);
- жизнь с людьми (речевое общение с людьми);
- жизнь с духовными сущностями
(возможность восприятия и
Принцип отношений Я-Ты построен на страдании и действии. Я проявляет себя в действии, посредством инициаторства к общению, Ты поддерживает инициативу Я и в этом случае Я переходит в объективность страдательного залога, становится избранным Ты.
Тогда как мир Оно существует в прошлом, во времени, пространстве и опыте, то мир Я-Ты относится к непосредственному переживанию, здесь и сейчас. Следовательно, когда Я идет на встречу Ты, происходит превращение Оно в категорию моего Ты, посредством переживания. Однако затем каждое Ты неизбежно переходит в статус Оно. Таким образом, Бубер делает вывод о том, что невозможно постоянное нахождение в мире Я-Ты, в непосредственном переживании и духовном контакте. Но возможно постоянно находится в сфере Я-Оно, однако такая жизнь не будет в полной мере «человеческой». Бубер связывает возрастающее влияние сферы Оно с развитием культуры и цивилизации, потому как чем больше развития, тем больше накопленного опыта, что безусловно относится к миру Оно.
Сфера восприятия окружающей действительности в свою очередь делится на три категории:
- познание ( осуществляется только в мертвых понятиях мира Оно. Проявляется в классификации и закреплении, узнается из опыта и используется как Оно);
- искусство ( возможно отнесение искусства к объекту миру Оно, посредством классификации и накопления опыта, но можно и переживать произведение искусства, делать его своим Ты);
- переживание Бога (невозможно
отнести Бога к миру Оно,
потому как Он всегда
Таким образом, будучи разделенным на сферы Я и Оно, мир можно разделить на сферу чувственного и социальных институтов. Чувства относятся к сущему внутри человека, институты- ко внешнему. В сфере институтов человек выполняет свои социальные функции, в чувственной же сфере человек переживает самого себя. Эти две сферы отнюдь не являются автономными, напротив,- на примере института брака отлично видно их гармоничное взаимопроникновение. Такого рода взаимопроникновение необходимо, потому как, согласно Буберу, социальные институты, лишенные чувственного, являются пустой формой, лишенной души, в свою очередь, просто чувственное – это душа, лишенная формы.
Согласно Буберу, истинная человечность (личностность) проявляется в сфере Я-Ты, и человек, целиком захваченный миром Я-Оно, сам рискует опредметится.
Но существует также некое Вечное и Врожденное Ты, которое проявляется в каждом отдельном Ты, с которым Я устанавливает отношения. Хотя уже было упомянуто, что всякое Ты неизбежно переходит в Оно, переходя из статуса переживаемого в статус прошлого, к Вечному Ты это не относится. Вечное Ты никогда не перейдет в статус Оно, потому как Вечное Ты – это Бог, и существует только в настоящем. Само по себе имя Бога- изначальная попытка установления с Ним Я-Ты отношений. Однако посредством формирования языка и самого определения Бога, Он стал относится к понятиям, т.е к миру Оно, в то время как Бог существует только в отношениях Я-Ты. То, как мы идем навстречу Ты – является нашей волей, то, как Ты отвечает нам – является проявлением милости Ты, - непрерывность сферы Ты в этом случае обусловлено чистым отношением.
Настоящий, истинный диалог – есть истинное бытие, само отношение между людьми. Диалог является взаимной направленностью внутреннего действия.
Согласно Буберу, существует три способа восприятия Другого:
- наблюдение (попытка запечатлеть черты Другого);
- созерцание (отстраненное созерцание того, что дано увидеть);
- проникновение (личное
При наблюдении и созерцании Другой, на самом деле, отдален от Я. Истинное восприятие Другого, таким образом, возможно лишь путем проникновения.
Существует три вида диалога:
- монолог, замаскированный под диалог (иллюзия диалога подлинного, иллюзия избавления от одиночества, потому как участники не слышат друг-друга);
- технический диалог (диалог ученых,
обменивающихся незначимыми
- подлинный диалог (установление живого взаимоотношения между участниками, при полном восприятии каждого из участников бытия Другого).
Подлинный диалог – это истинное общение, построенное на полной взаимности, которое, хоть и не избавляет человека от одиночества, но делает это одиночество выносимым.
Информация о работе Диалогический персонализм Мартина Бубера