Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:01, реферат
Ок. 413 г. до н. э.: Диоген родился в Синопе (тогда греческая колония); его отец был менялой. По легенде, Дельфийский оракул предсказал ему судьбу фальшивомонетчика. Диогена изгоняют из Синопа - якобы за подделку сплавов, идущих на изготовление монет. В Афинах он становится последователем Антисфена, ученика Сократа и основателя философской школы циников, нищенствует, «живет в бочке». Современник Диогена Платон называл его «безумным Сократом».Между 360 и 340 гг. до н. э.: Диоген странствует, проповедуя свою философию, затем попадает в плен к разбойникам, которые продают его в рабство на остров Крит.
ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
Ок. 413 г. до н. э.: Диоген родился в Синопе (тогда греческая колония); его отец был менялой. По легенде, Дельфийский оракул предсказал ему судьбу фальшивомонетчика. Диогена изгоняют из Синопа - якобы за подделку сплавов, идущих на изготовление монет. В Афинах он становится последователем Антисфена, ученика Сократа и основателя философской школы циников, нищенствует, «живет в бочке». Современник Диогена Платон называл его «безумным Сократом».Между 360 и 340 гг. до н. э.: Диоген странствует, проповедуя свою философию, затем попадает в плен к разбойникам, которые продают его в рабство на остров Крит. Философ становится духовным «хозяином» своего господина Ксениада, учит его сыновей. Кстати, он так хорошо справлялся со своими обязанностями, что Ксениад говорил: «В моем доме поселился добрый гений».Жить тем, во что веришь
Философия - это не игра ума, но образ жизни в полном смысле этого слова, считал Диоген. Еда, одежда, жилище, ежедневные занятия, деньги, отношения с властью и другими людьми - все это нужно подчинить своим убеждениям, если не хочешь потратить жизнь впустую. Это желание - жить как мыслишь - общее для всех философских школ Античности, но у циников оно было выражено наиболее радикально. Для Диогена и его последователей это прежде всего означало отвергнуть социальные условности и требования общества.
Следовать природе
Главное, утверждал Диоген, - жить в согласии с собственной природой. То, что требует от человека цивилизация, искусственно, противно его естеству, а потому философ-циник должен пренебречь любыми условностями общественной жизни. Работа, собственность, религия, целомудрие, этикет лишь осложняют существование, отвлекают от главного. Когда однажды при Диогене похвалили некоего философа, который жил при дворе Александра Македонского и, будучи фаворитом, обедал вместе с ним, Диоген лишь посочувствовал: «Несчастный, он ест тогда, когда это угодно Александру».
Упражняться в худшем
В летний зной Диоген сидел на солнцепеке или катался по раскаленному песку, зимой обнимал покрытые снегом статуи. Он учился переносить голод и жажду, сознательно причинял себе боль, стараясь ее преодолеть. Это не было мазохизмом, философ просто хотел быть готовым к любой неожиданности. Он считал, что, приучая себя к худшему, уже не будет страдать, когда это худшее случится. Он стремился закалить себя не только физически, но и духовно. Однажды Диоген, которому нередко случалось нищенствовать, стал просить милостыню... у каменной статуи. Когда его спросили, зачем он это делает, он ответил: «Я привыкаю к отказам».
Провоцировать всех
В мастерстве общественной провокации Диоген не знал себе равных. Презирая власть, законы и социальные знаки престижа, он отвергал любые авторитеты, в том числе и религиозные: ему не раз случалось присваивать в храмах дары, пожертвованные богам. Науки и искусства не нужны, ведь главные добродетели - достоинство и сила. Жениться тоже не нужно: женщины и дети должны быть общими, а инцест не должен никого волновать. Свои естественные нужды можно отправлять при всех - ведь не стесняются же этого другие животные! Такова, по Диогену, цена полной и истинной свободы.
Оттолкнуться от варварства
Где предел страстному желанию человека вернуться назад, к своему естеству? В своем обличении цивилизации Диоген доходил до крайности. Но радикализм опасен: такое стремление к «натуральному», читай - животному, образу жизни ведет к варварству, полному отрицанию закона и в итоге - к антигуманизму. Диоген учит нас «от противного»: ведь именно обществу с его нормами человеческого сосуществования мы обязаны нашей человечностью. Отрицая культуру, он доказывает ее необходимость.
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, -- спросили они мимоходом, -- как там, полно народу?». «Полно», -- кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей -- почти никого», -- покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, -- сказал Диоген, -- если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попало».
Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. -- Вот, афиняне, цена вашего ума, -- сказал им Диоген. -- Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.
Между 327 и 321 гг. до н. э.: Диоген скончался, по некоторым источникам, в Афинах от тифа.