Дизайн и функциональность предметов и изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:35, реферат

Описание работы

Дизайн (англ. Design определение функции предмета, от лат. Designature - определять назначение, обозначать) - творческий метод и процесс функционального формообразования, а также область профессиональной деятельности по проектированию промышленных изделий, мебели, инструментов, машин, организации предметной среды и трудовых процессов. Дизайн возник в результате вытеснения традиционного ремесла машинным производством, в котором человек переставал быть автором своего изделия, отчуждался от тиражируемого механическим способом продукта. Результат производственного процесса уже не был авторским произведением искусства, а становился продуктом и товаром.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….2 стр.
Дизайн………………………………………………………………3 стр.
Функциональность…………………………………………………5 стр.
Заключение…………………………………………………………11 стр.
Список использованной литературы……………………………..12 стр.

Файлы: 1 файл

филосифия дизайна.docx

— 36.19 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………….2 стр.
  2. Дизайн………………………………………………………………3 стр.
  3. Функциональность…………………………………………………5 стр.
  4. Заключение…………………………………………………………11 стр.
  5. Список использованной литературы……………………………..12 стр.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дизайн (англ. Design определение функции предмета, от лат. Designature - определять назначение, обозначать) - творческий метод и процесс функционального формообразования, а также область профессиональной деятельности по проектированию промышленных изделий, мебели, инструментов, машин, организации предметной среды и трудовых процессов.

Дизайн возник в результате вытеснения традиционного ремесла  машинным производством, в котором  человек переставал быть автором  своего изделия, отчуждался от тиражируемого  механическим способом продукта. Результат  производственного процесса уже  не был авторским произведением  искусства, а становился продуктом  и товаром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дизайн

Дизайн – это особый продукт специфического (эстетико-дизайнерского), адогматического, абстрактного и вместе с тем образного мышления. Оно формируется в том числе и на основе фундаментальных знаний: философии, эстетики, антропологии, основ изобразительной грамоты, психологии. Оно предполагает изучение техники, технологии, эргономики, экологии, бионики, цветоведения, методологии комплексного и системного проектирования и др.На этапе замысла эти знания не только взаимодействуют и переплетаются, но и трансформируются в эвристическую интуицию, в эмоционально-интеллектуальный импульс, дающий возможность подняться на более высокую ступень понимания стоящей проблемы и позволяющий совершить открытие или изобретение. Дизайнерская деятельность протекает на стыке материальной и духовной сфер. В её компетенцию могут попасть не только предметы, но и механизмы хозяйственного управления, различные формы социальной деятельности. Всё это говорит о практически безграничном горизонте интересов и возможностей дизайна. Е. А. Розенблюм отмечает: «Быть "возбудителем беспокойства" в обществе – значит для дизайнера постоянно выходить за пределы сложившихся стереотипов, ломать их, творить новые оригинальные формы, предощущать в будничной прозе сегодняшнего дня тенденции завтрашнего. Как "возбудитель беспокойства" дизайнер призван освобождать человека от давления закостеневающей и потому давящей предметной среды, опираясь на просыпающуюся жажду раскрепощения».Таким образом, профессиональная деятельность дизайнера, как развивающаяся на социальной почве, так и опирающаяся на естественные качества человека (эстетические, эмоциональные и интеллектуальные) определила роль и место дизайна в общественной жизни. Смысл дизайна – стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества, возвышать личность, делать её полной самоуважения и достоинства, открывать перед ней пути совершенствования себя и окружающего социального и природного мира.Немаловажна и гармонизирующая значимость работы дизайнера. В условиях разбалансированности многих звеньев социального механизма, когда экономика, финансы, производство, человеческие отношения нестабильны, дизайн как социокультурный феномен способен содействовать восстановлению баланса и гармонии.. На это обращали внимание многие мыслители такие как Аристотель, Вольтер, Гегель, Баумгартен. В своих трудах они говорили об особой социальной важности эстетической жизни человека и общества. Ещё одной прерогативой дизайна является его социально-психологическая функция. Дизайн – созидатель не только личностного, но и социально-психологического комфорта. Таким образом, дизайн – достаточно специфичная и важная сфера деятельности людей, которая по природе своей так же гуманистична, как, скажем, образование, наука, здравоохранение. Его функции – не только создание соответствующих продуктов, но и консультативные, методические и координационные. Другими словами, дизайн – это особая отрасль жизнедеятельности людей. Она, как и другие отрасли, должна осуществлять методическое руководство и координацию проектных работ в отраслевых хозяйствах страны, входить в систему образования и воспитания, также как и в систему управления социальными процессами.

 

 

 

 

 

 

 

Функциональность  и рациональность форм

Внешний вид изделия, его  эстетические качества непосредственно  связаны с его конкурентоспособностью. Они играют зачастую решающую роль при реализации на рынке. Известно, что любые художественные украшения ведут к дополнительному удорожанию изделия, а следовательно к определенному снижению его конкурентоспособности. При этом декоративный элемент, изготовленный машинным способом тысячными тиражами утрачивает свою уникальность, а вместе с ней и художественную ценность. Это наглядно продемонстрировала история промышленного дизайна. Машинное массовое производство вначале шло путем копирования форм вещей, создававшихся до того ремесленниками. Однако технология производства их уже была совершенно иной: производимые машинами вещи только напоминали ремесленные изделия, но выглядели подделкой, оскорблявшей хороший вкус .

Дизайнеры нашли выход  из этой, казалось бы, тупиковой ситуации. “Украшать” изделие стал не декор из привычного орнаментального рисунка, а функционально необходимые детали и геометрия формы. Форма изделия начала с особой тщательностью прорабатываться в многочисленных эскизах и моделях дизайнеров, в которых до мелочей продумывались многие аспекты, включая конструктивно-технологические и функциональные. Красоту формы видели в ее тектонике и функциональной целесообразности.

Функциональность и рациональность – одна из основных позиций философии дизайна – достижение максимального эффекта при минимальных затратах. Не случайно дизайн в исторических исследованиях рассматривается в тесной связи с господствующим в начала ХХ в. в ряде стран архитектурным стилем «функционализм». И его яркие представители явились пионерами современного дизайна.

Ханс Майер, один из директоров Баухауза, писал: “Все вещи на земле являются произведением от перемножения функции на экономичность”. Экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространства были ведущими принципами обучения и в известной школе современной архитектуры и дизайна ВХУТЕМАС. Например, среди заданий, которые давались студентам, были такие: упростить существующую вещь (снять с нее украшения, выявить конструкцию, убрать неработающие части и т.д.), улучшить существующую вещь (сделать ее более удобной, функциональной).

Мобильность и вариабельность форм. Принципы мобильности в архитектуре и производстве мебели известны давно. Достаточно вспомнить кочевые юрты и походные шатры, складные ширмы и секретеры. В дизайне, основой которого являются принципы компактности и рациональности использования пространства, они приобретают особое значение. Способность элементов изменять свою внешнюю форму, приспосабливаясь под определенные функции и конкретные пространственные ситуации, является привлекательной чертой мобильности и активно используется дизайнерами в своей деятельности.

Известной проблемой массового  индустриального производства является ограниченное число типов выпускаемой продукции и вследствие этого – однообразие внешнего вида изделий. На помощь дизайнеру здесь приходит вариабельность серийно выпускаемых элементов, позволяющая по принципу конструктора компоновать эти элементы, составляя различные композиции, адаптируясь к различным ситуациям. Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего вида имеет использование различных цвето-фактурных решений в отделке элементов. Вариабельность позволяет выпускать большие тиражи недорогих изделии, при этом достигается высокий уровень их разнообразия, который удовлетворяет различные запросы потребителей.

Понятие «Эргономика». Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием достоинствами внешней формы. Особое значение имеет удобство обращения с предметом, особенно на производстве, где успех дела во многом зависит от того, как приспособлена машина к возможностям человека, к его особенностям. Вопросами проектирования удобных орудий труда, быта в целом – созданием комфортно-пространственной среды для самых различных процессов жизнедеятельности человека занимается эргономика. Свое развитие эргономика получила в 1920х годах, в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования в этой области начали проводиться в СССР, Великобритании, США и Японии.

Термин «эргономика» был  принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских учёных положила начало организации Эргономического  исследовательского общества. В СССР в 1920-е годы предлагалось название «эргология», в США раньше имелось собственное наименование — исследование человеческих факторов, а в ФРГ — антропотехника, но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин.

Эргономика – это наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Основной её задачей является разработка формы и оптимального расположения предметов, которые были бы быть максимально удобными для человека при их использовании.

В основу эргономики легли  многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание таких условий для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности  труда, снижению утомляемости, да и  просто поддержанию хорошего настроения в течении всего дня.

Многие считают, что областью изучения эргономики является только мебель, но это не так. Эргономика изучает  все составляющие рабочего места  и зоны отдыха от компьютерной мышки  до температурного режима, и пытается установить оптимальные для человека параметры каждого из этих компонентов.

Сложились определенные эргономические требования и нормативы – высота рабочей плоскости письменного  стола – 750 мм, сидения стула или  табурета – 450 мм, кресла для отдыха – 350мм и т.д. И, несмотря на обилие художественных стилей и направлений, несущих с собой свои формы и детали, материалы и конструкции, эти параметры остаются неизменными уже на протяжении длительного времени. Многие из этих параметров получены на основе научных исследований и экспериментов. Так, американский дизайнер Уолтер Доруин Танг в 50-е годы построил модель пассажирского салона самолета «Боинг – 707» в натуральную величину, чтобы определить для пассажиров нормы физического и психологического комфорта, которые с тех пор остаются неизменными в авиационной промышленности США.

       Разработки в области эргономики продолжаются постоянно. Пример – стоматологическое кресло. Внешний вид его конструкции с одной стороны продиктован условиями организации процесса лечения зубов, с другой – удобством участия в этом процессе пациента (форма подлокотников, угол наклона спинки, фиксированные подставки для ног и т.д.). Приметой нашего времени стали появившиеся дополнительные удобства в рабочей мебели. Это возможность изменения высоты сидения и спинки кресла, вращения и передвижения кресла по офису.

Курьезный случай – владелец летнего кафе в германии, чтобы  увеличить количество посетителей, решил воспользоваться эргономикой  при вычислении и оригинальным способом – изогнув спинки кресел в обратную сторону – создать неудобство для отдыха посетителей. И посетители кафе долго не засиживались, хотя кухня заведения славилась.

Внешние качества отдельного предмета, какими бы совершенными эстетическими  свойствами он не обладал, недостаточны для гармоничной среды. В ней  должны быть не только сочетающиеся между  собой предметы, но и учтены закономерности пространства, понимание жизни предметов  в пространстве. Современный дизайн ломает привычные нам рамки проектирования отдельных предметов. Его объектом становится пространство – салон автомобиля, космического корабля. В квартире для инвалидов дизайнер формирует эргономическую модель будущего объекта, обеспечивающую оптимальные условия взаимодействия системы «человек –предмет – среда». Наряду с эргономическим проектированием существует и эргономический анализ, который может проводиться как на стадии предпроектных исследований, так и после проектирования при испытании готового образца.

Удобство и комфорт  в дизайне. Дизайн как никакой другой вид проектно-художественной деятельности очень тесно связан с такими понятиями как удобство и комфорт. Возникший в условиях производства серийно выпускаемых и поэтому недорогих изделий,   дизайн с момента своего возникновения был ориентирован главным образом на эстетические и утилитарные запросы массового покупателя со средним достатком. То, что изначально являлось недостатком массового индустриального производства – многократное повторение внешней формы выпускаемого изделия – должно было превратиться с помощью дизайна в его достоинство. То, что себе не мог позволить ремесленник, изготавливающий единичные предметы быта, стало содержанием профессии дизайнера – детальный поиск формы изделия, оптимальный с позиции машинного производства, эстетических вкусов и его эксплуатации. Совместив в себе два таких важных качества, как дешевизна изделия и детальная продуманность его формы, индустриальное формообразование смогло конкурировать с кустарным производством. Ошибка в дизайне, продублированная тысячными тиражами, становилась непростительно дорогой. Поэтому выпуск той или иной модели в современном промышленном производстве требует особой ответственности. И дизайн вооружился специальными знаниями, научными и проектными методиками.

Ведущей из них является эргономика – специальная наука, изучающая психофизиологические и  функциональные особенности человека. Например, в современном автомобиле все, начиная от расположения приборов на панели управления, формы руля и  педалей, кресел пассажиров и кончая дверной ручкой, является объектом специального изучения, опытов и многократных проверок в процессе работы дизайнера. Каждый из этих элементов должен быть не только сам по себе эстетичен  и удобен в эксплуатации, все вместе они должны составлять единое целое  – художественный образ автомобиля, а через этот образ и имидж  производящей его фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей - проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Однако, дизайн решает более широкие социально-технические проблемы - функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.

Сегодня дизайн это образ  мысли сегодняшнего человека, живущего в современном мире, вынужденного непрерывно видеть, чувствовать, соображать, реагировать, прогнозировать, проектировать  свои действия, оставаясь открытым живой, непредсказуемой, требующей  каждый раз нового понимания реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001;
  2. Михайлов С., Михайлова А. История дизайна. Краткий курс. М.: Союз дизайнеров России, 2004.
  3. История дизайна, науки и техники. Книга 1..-М.: Архитектура-С, 2006
  4. Дизайн: история и теория: Учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских спец. , УМО по образованию в.-М.: Омега-Л, 2007

 


Информация о работе Дизайн и функциональность предметов и изделий