Доклад по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:05, доклад

Описание работы

Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера.
Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны:
– онтологическую, в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу, и
– гносеологическую, в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир.

Содержание работы

1. проблема сознания в философии. сознание в контексте отношения человека к миру. признаки сознания и его структура в теориях. сознание и бессознанательное. сверх - сознание.

2.Иммануил Кант (1724-1804) - основатель немецкой классической философии. Критический и докритический период. Коперникацкая революция. Критика как метод философии Канта. "Категорический императив", "Звездное небо надо мной и моральный закон во мне"

3. неоплотонизм. плотин, Порфирий, Прокл, Ямвлих, Даманский.

4. Жан - Поль Сартр "Стена"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 35.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Доклад  по философии

билет №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЗ(и) 12ОД

Грушка  О.В. 

1. проблема сознания в философии. сознание в контексте отношения человека к миру. признаки сознания и его структура  в теориях. сознание и бессознанательное. сверх - сознание.

 

2.Иммануил Кант (1724-1804) - основатель немецкой классической философии. Критический и докритический период. Коперникацкая революция. Критика как метод философии Канта. "Категорический императив", "Звездное небо надо мной и моральный закон во мне"

 

3. неоплотонизм. плотин, Порфирий, Прокл, Ямвлих, Даманский.

 

4. Жан - Поль Сартр "Стена" 

 

1. Проблема Сознания в философии.

 

Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера.  
Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны:  
– онтологическую, в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу, и  
– гносеологическую, в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир.  
Онтологическая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается следующими путями:  
1. Материя первична, а сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи (материализм).  
2. Сознание существует независимо и от материального мира, и от человека, оно принадлежит Высшей Сущности (Нусу, Логосу, Богу, Абсолюту, Мировому Разуму, Абсолютному духу и т.д.). Сознание первично, потому что именно Высшая Сущность своим сознанием создает и организует мировой порядок, используя для этого материю как сырой материал (объективный идеализм).  
3. Сознание формирует для человека мир через комплекс поставляемых самому себе ощущений, и поэтому активное индивидуальное сознание человека, обнаруживающее пассивную материю и представляющее её в осмысленно организованной форме, первично (субъективный идеализм).  
4. Сознание существует отдельно от материи, а материя существует независимо от сознания, ничто из них не первично другому, но их взаимодействие определяет картину бытия (дуализм).  
Гносеологическая сторона основного вопроса философии (познаваемость мира) решается двумя противоположными путями:  
1. Мир познаваем.  
2. Мир не познаваем. 

Деятельность мышления осуществляется в различных формах, исходными  из которых являются: понятие, суждение и умозаключение.  
ПОНЯТИЕ – это терминологически сформулированное средствами языка представление о чем-либо, фиксирующее в себе наиболее существенные признаки объекта или явления (например, понятия: «вода», «вино», «молоко» и т.д.).  
Отличительным свойством Понятия является его способность собирать в себя различные объекты и объединять их в некие классы по существенным общим признакам.

СУЖДЕНИЕ – это мысль, выраженная предложением, и содержащая в себе ложное или истинное утверждение («Вода  замерзает и испаряется» –  истинное, «Вода горит» – ложное). 

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это форма мышления, посредством которой из одного или  нескольких суждений логически выводится  новое суждение.

 

признаки сознания и его структура

Сознание человека в психологии — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма  психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме  словесных понятий и чувственных  образов. К неотъемлемым признакам  сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать  обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и  понятий.

 

  • В структуру сознания входит ряд элементов:

1) Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память).

2) Различение субъекта и объекта

3) Отношения человека к себе и окружающему миру

4) Креативная (творческая)

5) Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6) Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). 

  • Исходя из структуры сознания можно вывести основные его функции:

 
» Отражательная — организует познавательные процессы и память.

» Оценочная — принимает участие  в формировании части эмоций и  чувств.

» Креативная — творчество невозможно без сознания.

» Рефлексивная — способность сознания человека сосредоточиться на самом  себе.

» Преобразующая — определяет целей  и намечает путь к их достижению.

» Времяобразующая — отвечает за формирование целостной временной картины мира.

 

  • Свойства сознания человека:

 
1) Активность.

2) Избирательный характер.

3) Обобщенность и отвлеченность.

4) Целостность.

5) Константность.

6) Динамичность.

7) Искаженность.

8) Индивидуальный характер.

9) Способность к рефлексии.

 

сознание и бессознанательное.

Сознание и бессознательное — две базовые психологические концепции, введенные в широкое обращение Фрейдом.

Четкое различение между первым и вторым — это самое важное «открытие», которое он сделал. Фрейд был первым, кто громко и аргументированно заговорил о том, что у каждого человека в душе происходят скрытые, неведомые даже ему самому, процессы.

Основной тезис Фрейда по этому поводу звучит примерно так  — в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании. 

Фрейдовское понимание бессознательного по своей сути близко к определению памяти: по мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Возможно это была одна мимолетная мысль, а может это целый пласт переживаний, которые по какой-то причине покинули сознание, точно так же, как если бы просто «забылись».

Разница с обычной пассивной памятью в том, что бессознательные содержания несут в себе определенный заряд активной психической энергии и, находясь вне поля зрения обычного повседневного сознания, продолжают оказывать на него свое скрытое влияние. И чем выше заряд этой подавленной энергии, тем сильнее или даже агрессивнее ее влияние на сознательные процессы.

В этом смысле, фрейдовское бессознательное находится во враждебном конфликте с сознанием, иллюстрируя древний мотив борьбы добра со злом.

сверх  - сознание

Люди давно обратили внимание на тот факт, что многие проявления жизнедеятельности их организма, многие разновидности деятельности мозга  проходят без вмешательства сознания. Мы не осознаем процессы, ежеминутно протекающие  в наших внутренних органах, мы не замечаем слабых или неясных, "замаскированных" воздействий на зрение и слух, хотя они воспринимаются, мозгом, об этом свидетельствуют регистрируемые прибором. Более того, зачастую мы не можем  объяснить себе и другим, каким  образом у нас возникла интересна  научная идея, остроумное решение  технической проблемы, над которой  мы бились много дней.

К сожалению, термином "подсознание" принято обозначать почти все, что  не осознается. В результате подсознание  превратилось в хранилище явлений, чрезвычайно далеких друг от друга  При таком положении вещей  возникает иллюзия внутреннего  родства этих явлений, и высочайшие проявления человеческого духа начинают рассматривать в качестве прямого  следствия элементарных биологических  побуждений, - ошибка, которой не избежал  выдающийся австрийский психолог Зигмунд  Фрейд.

Очевидно, что продуктивность анализа "бессознательного" большей мере зависит от того, сколь четко мы сможем определить природу самого сознания, не только в философском аспекте, то есть как отражение мозгом объективной, первично существующей действительности, но и в естественном плане, с позиций  объяснения высшей нервной деятельности человека.

 

 

2. Иммануил Кант - крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий.

В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго. Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник. Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум».

В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг. Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747-1750 гг. в центре внимания Канта была собственная космогоническая теория происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, актуальность которой не утрачена до настоящего времени.

В 1755 г. состоялось его возвращение  в Кенигсберг. Канту наконец удалось  не только закончить университетское  образование, но и, защитив несколько  диссертаций, получить степень доктора  и право заниматься преподавательской  деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет. До 1770 г. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г.

Год 1770-ый стал рубежом и в его  научной биографии: он делит его  творчество на т.н. докритический и критический периоды. Во втором был написан ряд фундаментальных трудов, которые не просто пользовались огромным успехом, но и позволили Канту войти в круг выдающихся мыслителей столетия. В 1790 г. было опубликовано затрагивающее вопросы эстетики сочинение «Критика способности суждения». Мировоззрение Канта как философа формировалось в определенной мере благодаря изучению сочинений Руссо, Юма и ряда других мыслителей.

В свою очередь, влияние трудов самого Иммануила Канта на последующее развитие философской мысли сложно переоценить. Немецкая классическая философия, основателем которой он являлся, в дальнейшем включила в себя крупные философские системы, разработанные Фихте, Шеллингом, Гегелем. Испытало на себе воздействие учения Канта романтическое движение. В философии Шопенгауэра также прослеживается влияние его идей.

В 1796 г. Иммануил Кант перестал читать лекции, в 1801 г. уволился из университета, но не прекращал научной деятельности до 1803 г. Мыслитель никогда не мог похвастаться железным здоровьем и нашел выход в четком распорядке дня, неукоснительном следовании собственной системе, полезным привычкам, которые удивляли даже педантичных немцев. Кант так и не связал свою жизнь ни с одной из женщин, хотя не имел ничего против прекрасного пола. Размеренность и аккуратность помогли ему прожить дольше, чем многие его ровесники. Скончался в родном Кенигсберге 12 февраля 1804 г.; похоронили его в профессорском склепе городского кафедрального собора.

 

Коперниканская революция

В середине XVI в. Николай Коперник (1473-1543), выдвинул гелиоцентрическую систему  мира и положил начало освобождению естествознания от теологии. Он начал  с попыток усовершенствовать  геоцентрическую систему мира. Но, поняв суть зависимости между видимыми движениями планет и Солнца, хорошо известную ещё Птолемею, построил гелиоцентрическую систему мира. Благодаря ей правильное объяснение получил ряд непонятных с точки зрения геоцентрической системы закономерностей движения планет. Результаты труда были обобщены Коперником в сочинении «Об обращениях небесных сфер», опубликованном в 1543, незадолго до его смерти.

Перенос системы отсчета с Земли  на Солнце явился важным этапом в науке, он подготовил почву для открытия закона тяготения. История науки  однозначно отвечает на вопрос о равноправности Птолемеевой и Коперниковой систем: система Коперника является преимущественной, так как она указала на связь между планетами и Солнцем и тем самым натолкнула мысль на поиски закона этой связи, она явилась источником научного движения, тогда как система Птолемея тормозила развитие науки.

Познакомившись в 1560-е гг. с гелиоцентрической  теорией Коперника, итальянский  философ и поэт Джордано Бруно (1548-1600) объединил гелиоцентризм Коперника  с идеями итальянского мыслителя  Николая Кузанского (1401 -1464) об изотропности, однородности и безграничности Вселенной и пришел к концепции множественности планетных систем в бесконечной Вселенной. Именно Бруно принадлежит первый и достаточно четкий эскиз картины вечной, никем не сотворенной, вещественной единой и безграничной Вселенной с бесконечным числом очагов Разума в ней.

Коперниканизм был признан научной общественностью и стал рассматриваться как теория действительного строения Вселенной. На повестке дня оказалась проблема физического обоснования гелиоцентризма, и в середине XVII в. астрономическая революция закономерно перерастает в физическую революцию.

Таким образом, в эпоху Возрождения  была проведена основная мыслительная работа, подготовившая возникновение  классического естествознания. Это  стало возможным благодаря мировоззренческой  революции, свершившейся в эпоху  Ренессанса, которая привела к  изменению отношения человека к  миру, природе, познанию природы. Однако в XV-XVI вв. экспериментальные исследования носили в основном случайный характер. Лишь в XVII в. началось систематическое  применение экспериментального метода в физике, и это привело к  созданию первой фундаментальной физической теории - классической механики Ньютона.

 

Категори́ческий императи́в — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды с идеей о единстве этих принципов. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785).

Человек, по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет  такой личности.

Информация о работе Доклад по "Философии"