Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:05, доклад
Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера.
Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны:
– онтологическую, в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу, и
– гносеологическую, в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир.
1. проблема сознания в философии. сознание в контексте отношения человека к миру. признаки сознания и его структура в теориях. сознание и бессознанательное. сверх - сознание.
2.Иммануил Кант (1724-1804) - основатель немецкой классической философии. Критический и докритический период. Коперникацкая революция. Критика как метод философии Канта. "Категорический императив", "Звездное небо надо мной и моральный закон во мне"
3. неоплотонизм. плотин, Порфирий, Прокл, Ямвлих, Даманский.
4. Жан - Поль Сартр "Стена"
Доклад по философии
билет №4
ДЗ(и) 12ОД
Грушка
О.В.
1. проблема сознания в философии. сознание в контексте отношения человека к миру. признаки сознания и его структура в теориях. сознание и бессознанательное. сверх - сознание.
2.Иммануил Кант (1724-1804) - основатель немецкой классической философии. Критический и докритический период. Коперникацкая революция. Критика как метод философии Канта. "Категорический императив", "Звездное небо надо мной и моральный закон во мне"
3. неоплотонизм. плотин, Порфирий, Прокл, Ямвлих, Даманский.
4. Жан - Поль Сартр "Стена"
1. Проблема Сознания в философии.
Сознание – это способность человеческой психики
познавать окружающий мир, самоосознавать
себя, вырабатывать эмоциональное отношение
и осуществлять целенаправленную деятельность
как практического, так и духовного характера.
Основной проблемой сознания в философии
является вопрос его отношения к бытию.
Этот вопрос имеет две стороны:
– онтологическую, в рамках которой решается
вопрос первичности материи или сознания
по отношению друг к другу, и
– гносеологическую, в рамках которой
решается вопрос о принципиальной возможности
познания мир.
Онтологическая сторона основного вопроса
философии (первичность материи или сознания)
решается следующими путями:
1. Материя первична, а сознание является
лишь свойством высокоорганизованной
материи (материализм).
2. Сознание существует независимо и от
материального мира, и от человека, оно
принадлежит Высшей Сущности (Нусу, Логосу,
Богу, Абсолюту, Мировому Разуму, Абсолютному
духу и т.д.). Сознание первично, потому
что именно Высшая Сущность своим сознанием
создает и организует мировой порядок,
используя для этого материю как сырой
материал (объективный идеализм).
3. Сознание формирует для человека мир
через комплекс поставляемых самому себе
ощущений, и поэтому активное индивидуальное
сознание человека, обнаруживающее пассивную
материю и представляющее её в осмысленно
организованной форме, первично (субъективный
идеализм).
4. Сознание существует отдельно от материи,
а материя существует независимо от сознания,
ничто из них не первично другому, но их
взаимодействие определяет картину бытия
(дуализм).
Гносеологическая сторона основного вопроса
философии (познаваемость мира) решается
двумя противоположными путями:
1. Мир познаваем.
2. Мир не познаваем.
Деятельность мышления осуществляется
в различных формах, исходными
из которых являются: понятие, суждение
и умозаключение.
ПОНЯТИЕ – это терминологически сформулированное
средствами языка представление о чем-либо,
фиксирующее в себе наиболее существенные
признаки объекта или явления (например,
понятия: «вода», «вино», «молоко» и т.д.).
Отличительным свойством Понятия является
его способность собирать в себя различные
объекты и объединять их в некие классы
по существенным общим признакам.
СУЖДЕНИЕ – это мысль, выраженная предложением, и содержащая в себе ложное или истинное утверждение («Вода замерзает и испаряется» – истинное, «Вода горит» – ложное).
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений логически выводится новое суждение.
признаки сознания и его структура
Сознание человека в психологии
— это сформированная в процессе
общественной жизни высшая форма
психического отражения действительности
в виде обобщенной и субъективной
модели окружающего мира в форме
словесных понятий и
1) Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память).
2) Различение субъекта и объекта
3) Отношения человека к себе и окружающему миру
4) Креативная (творческая)
5) Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6) Формирование целей деятельности (исходя
из потребностей человека, сознание формирует
цели деятельности и направляет человека
на их достижение).
» Отражательная — организует познавательные
процессы и память.
» Оценочная — принимает участие в формировании части эмоций и чувств.
» Креативная — творчество невозможно без сознания.
» Рефлексивная — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
» Преобразующая — определяет целей и намечает путь к их достижению.
» Времяобразующая — отвечает за формирование целостной временной картины мира.
1) Активность.
2) Избирательный характер.
3) Обобщенность и отвлеченность.
4) Целостность.
5) Константность.
6) Динамичность.
7) Искаженность.
8) Индивидуальный характер.
9) Способность к рефлексии.
сознание и бессознанательное.
Сознание и бессознательное — две базовые психологические концепции, введенные в широкое обращение Фрейдом.
Четкое различение между первым и вторым — это самое важное «открытие», которое он сделал. Фрейд был первым, кто громко и аргументированно заговорил о том, что у каждого человека в душе происходят скрытые, неведомые даже ему самому, процессы.
Основной тезис Фрейда по этому поводу звучит примерно так — в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании.
Фрейдовское понимание бессознательного по своей сути близко к определению памяти: по мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Возможно это была одна мимолетная мысль, а может это целый пласт переживаний, которые по какой-то причине покинули сознание, точно так же, как если бы просто «забылись».
Разница с обычной пассивной памятью в том, что бессознательные содержания несут в себе определенный заряд активной психической энергии и, находясь вне поля зрения обычного повседневного сознания, продолжают оказывать на него свое скрытое влияние. И чем выше заряд этой подавленной энергии, тем сильнее или даже агрессивнее ее влияние на сознательные процессы.
В этом смысле, фрейдовское бессознательное находится во враждебном конфликте с сознанием, иллюстрируя древний мотив борьбы добра со злом.
сверх - сознание
Люди давно обратили внимание на тот факт, что многие проявления жизнедеятельности их организма, многие разновидности деятельности мозга проходят без вмешательства сознания. Мы не осознаем процессы, ежеминутно протекающие в наших внутренних органах, мы не замечаем слабых или неясных, "замаскированных" воздействий на зрение и слух, хотя они воспринимаются, мозгом, об этом свидетельствуют регистрируемые прибором. Более того, зачастую мы не можем объяснить себе и другим, каким образом у нас возникла интересна научная идея, остроумное решение технической проблемы, над которой мы бились много дней.
К сожалению, термином "подсознание" принято обозначать почти все, что не осознается. В результате подсознание превратилось в хранилище явлений, чрезвычайно далеких друг от друга При таком положении вещей возникает иллюзия внутреннего родства этих явлений, и высочайшие проявления человеческого духа начинают рассматривать в качестве прямого следствия элементарных биологических побуждений, - ошибка, которой не избежал выдающийся австрийский психолог Зигмунд Фрейд.
Очевидно, что продуктивность анализа "бессознательного" большей мере зависит от того, сколь четко мы сможем определить природу самого сознания, не только в философском аспекте, то есть как отражение мозгом объективной, первично существующей действительности, но и в естественном плане, с позиций объяснения высшей нервной деятельности человека.
2. Иммануил Кант - крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий.
В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго. Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник. Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум».
В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг. Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747-1750 гг. в центре внимания Канта была собственная космогоническая теория происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, актуальность которой не утрачена до настоящего времени.
В 1755 г. состоялось его возвращение в Кенигсберг. Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и, защитив несколько диссертаций, получить степень доктора и право заниматься преподавательской деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет. До 1770 г. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г.
Год 1770-ый стал рубежом и в его научной биографии: он делит его творчество на т.н. докритический и критический периоды. Во втором был написан ряд фундаментальных трудов, которые не просто пользовались огромным успехом, но и позволили Канту войти в круг выдающихся мыслителей столетия. В 1790 г. было опубликовано затрагивающее вопросы эстетики сочинение «Критика способности суждения». Мировоззрение Канта как философа формировалось в определенной мере благодаря изучению сочинений Руссо, Юма и ряда других мыслителей.
В свою очередь, влияние трудов самого Иммануила Канта на последующее развитие философской мысли сложно переоценить. Немецкая классическая философия, основателем которой он являлся, в дальнейшем включила в себя крупные философские системы, разработанные Фихте, Шеллингом, Гегелем. Испытало на себе воздействие учения Канта романтическое движение. В философии Шопенгауэра также прослеживается влияние его идей.
В 1796 г. Иммануил Кант перестал читать лекции, в 1801 г. уволился из университета, но не прекращал научной деятельности до 1803 г. Мыслитель никогда не мог похвастаться железным здоровьем и нашел выход в четком распорядке дня, неукоснительном следовании собственной системе, полезным привычкам, которые удивляли даже педантичных немцев. Кант так и не связал свою жизнь ни с одной из женщин, хотя не имел ничего против прекрасного пола. Размеренность и аккуратность помогли ему прожить дольше, чем многие его ровесники. Скончался в родном Кенигсберге 12 февраля 1804 г.; похоронили его в профессорском склепе городского кафедрального собора.
Коперниканская революция
В середине XVI в. Николай Коперник (1473-1543), выдвинул гелиоцентрическую систему мира и положил начало освобождению естествознания от теологии. Он начал с попыток усовершенствовать геоцентрическую систему мира. Но, поняв суть зависимости между видимыми движениями планет и Солнца, хорошо известную ещё Птолемею, построил гелиоцентрическую систему мира. Благодаря ей правильное объяснение получил ряд непонятных с точки зрения геоцентрической системы закономерностей движения планет. Результаты труда были обобщены Коперником в сочинении «Об обращениях небесных сфер», опубликованном в 1543, незадолго до его смерти.
Перенос системы отсчета с Земли на Солнце явился важным этапом в науке, он подготовил почву для открытия закона тяготения. История науки однозначно отвечает на вопрос о равноправности Птолемеевой и Коперниковой систем: система Коперника является преимущественной, так как она указала на связь между планетами и Солнцем и тем самым натолкнула мысль на поиски закона этой связи, она явилась источником научного движения, тогда как система Птолемея тормозила развитие науки.
Познакомившись в 1560-е гг. с гелиоцентрической
теорией Коперника, итальянский
философ и поэт Джордано Бруно (1548-1600)
объединил гелиоцентризм
Коперниканизм был признан научной общественностью и стал рассматриваться как теория действительного строения Вселенной. На повестке дня оказалась проблема физического обоснования гелиоцентризма, и в середине XVII в. астрономическая революция закономерно перерастает в физическую революцию.
Таким образом, в эпоху Возрождения
была проведена основная мыслительная
работа, подготовившая возникновение
классического естествознания. Это
стало возможным благодаря
Категори́ческий императи́в — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды с идеей о единстве этих принципов. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785).
Человек, по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.
Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности.