Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:59, доклад
Декарт приступает к метафизике как только обретает достаточную уверенность в собственных силах. Ученый не желает признавать ничего, что не является «ясным и отчетливым». Все остальное он подвергает сомнению. Но для того, чтобы понять ложность чего бы то ни было, следует мыслить. А значит, должен реально существовать тот, кто мыслит. И, соответственно, первый принцип метафизики Декарта – «Я мыслю, следовательно, я существую». Но что именно существует? – Мысль, независимая от любой материальной субстанции. Мысль (душа) отчетливо отлична от тела. Согласно первому принципу метафизики, это положение очевидно, поскольку оно ясно и отчетливо. И на этом основании философ заключает, что ясность и отчетливость идей является тем критерием, который позволяет установить истину.
. ДОВОДЫ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА И БЕССМЕРТИЕ ДУШИ (ОСНОВАНИЯ МЕТАФИЗИКИ) |
Декарт приступает к метафизике как только обретает достаточную уверенность в собственных силах. Ученый не желает признавать ничего, что не является «ясным и отчетливым». Все остальное он подвергает сомнению. Но для того, чтобы понять ложность чего бы то ни было, следует мыслить. А значит, должен реально существовать тот, кто мыслит. И, соответственно, первый принцип метафизики Декарта – «Я мыслю, следовательно, я существую». Но что именно существует? – Мысль, независимая от любой материальной субстанции. Мысль (душа) отчетливо отлична от тела. Согласно первому принципу метафизики, это положение очевидно, поскольку оно ясно и отчетливо. И на этом основании философ заключает, что ясность и отчетливость идей является тем критерием, который позволяет установить истину. Из этого рассуждения следует существование Бога. Акт мышления, благодаря которому философ осознает свое существование, заключается в сомнении. Сомнение же – признак несовершенства. Следовательно, человек несовершенен. Но сама идея несовершенства предполагает существование идеи совершенства. Какова причина существования этой идеи? Поскольку причина должна быть столь же реальна, как и ее следствие, значит, идея совершенства предполагает наличие совершенного существа: Бога, который, таким образом, действительно существует. Если несовершенное существо обладает идеей совершенства, значит, оно не является творцом своего существования. Иначе оно наделило бы себя всеми мыслимыми достоинствами. Следовательно, должен существовать Бог, творец нашего бытия и идеи совершенства, присутствующей в нашем сознании. Отсюда автор выводит совершенство Бога. У Бога нет никаких недостатков. Все, что существует на свете, зависит от Него. Без Него ничто не могло бы существовать, ни единого мгновения. Доказав существование
Бога, Декарт переходит к внешним
объектам, которые подвергает сомнению,
как и все прочие. Используя
все тот же критерий ясности и
отчетливости, он рассматривает свойства
геометрической протяженности и
ряд теорем, которые мы здесь опускаем.
Это дает философу еще одно доказательство
бытия Божьего. Красота и ясность
геометрических построений со всей очевидностью
говорят о том, что они также
даны свыше. Однако, рассматривая идею
о совершенном существе, можно
прийти к выводу, что предполагает
необходимость его Зная это с уверенностью, можно без труда вывести отсюда существование внешнего мира. Если Бог совершенен, то Он и правдив. Если бы наши ясные и отчетливые идеи оказались ложными, это значило бы, что Он нас обманывает. Но это невозможно. Мы должны лишь быть внимательными, чтобы не стать жертвами ложных ощущений и иллюзий. Мы уверены, что не совершаем ошибки, заявляя о существовании геометрической протяженности. Это единственная вещь в мире, которую мы можем воспринимать ясно и отчетливо. |
Информация о работе Доводы, доказывающие существование бога и бессмертие души (основания метафизики)